ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Five Finger Death Punch "F8"

01-07-2021 Дмитрий Фомин

Последние годы для Five Finger Death Punch, одной из самых авторитетных современных тяжелых команд Соединенных Штатов, выдались достаточно смутными. Но, тем не менее, не смогли ввергнуть группу в продолжительный творческий застой. Судебные тяжбы с издающим лейблом, перемены в составе, внутренние неурядицы, как-то: наркотическая зависимость фронтмена Айвена Муди, с которой он все же смог справиться, – все это в какой-то степени получило отражение в рамках альбома ''All Justice For None" (2018).

Несмотря на столь нестабильную обстановку, эту работу стоит назвать одной из лучших в дискографии FFDP. Это действительно была очень насыщенная, зрелая и выдержанная пластинка, практически не имеющая слабых моментов. Поневоле задумаешься, действительно ли стресс и кризис выступают двигателем творчества, нежели размеренная, гармоничная жизнь и уверенность в завтрашнем дне?

Так или иначе, но, похоже, коллектив преодолел этот негативный период и вплотную подошел к точке, которая, по словам основателя FFDP и гитариста Золтана Батори, "является перерождением группы". Таковой точкой стал восьмой по счету студийный альбом американцев под многозначительным названием "F8". Можно сказать, на нем команда предстала полностью в своем амплуа, но также диск предлагает прочувствовать, что из себя представляет обновленный FFDP и каковы новые ценности он исповедует.

Если не обращать внимания на громкое имя на обложке и вообще на какое-то время забыть о существовании этих ребят, то на первых порах "F8" может показаться удачным дебютом некой молодой, амбициозной, но чрезвычайно талантливой метал-команды. Они уже успели понять, как должна звучать их музыка, чтобы выделяться из толпы, но им все еще есть куда стремиться. Если же мы вернем название Five Finger Death Punch на законное место, то увидим, что отныне музыкантами движет не только желание щедро источать агрессию на многотысячные стадионы, но и стремление углубиться в более философские и мелодичные пределы.

Об этом, кстати, говорил еще предыдущий лонгплей, приятно удививший своим выверенным балансом мощных боевиков и ярких лирических песен. Однако на "F8" определенно наметился перевес в сторону последних. При этом альбом композиционно разнообразен и наделен широким спектром настроений. Так что слушатель волен выбирать, какая композиция поможет начать его день и какая завершит его. При этом на альбоме не обошлось без провисаний и примерно к трети плей-листа можно применить термин "фоновый". Но обо всем по порядку.

Five Finger не были бы сами собой, если бы не смогли выдать мощный и волнительный метал-хит радиоформата в своих лучших традициях. Именно поэтому на альбоме присутствует столь же въедливый, сколь и шикарный громогласный сингл ''Inside Out'', мастерски предваряемый неоклассическим инструментальным интро почти кинематографического размаха. Последующий ''Full Circle'' лишь немногим уступает ему в хваткости, но его техно-грувистый норов отлично подходит, чтобы как следует раскачать аудиторию.

На примере зубодробительных "Bottom Of The Pop" и "This Is War" парни дают понять, что не забыли, что такое настоящий удар пятью пальцами – по грубости и агрессивности эти вещи приближаются к самим Slipknot. Лирическая сторона представлена в виде меланхоличной ''A Little Bit Off'', в которой прослеживается нечто в духе Nickelback или Stone Sour, и совершенно потрясающей "Darkness Settles In" с взрывным, поглощающим без остатка припевом.

Как раз именно такой проникновенности немного не хватило таким модерновым вещам, как, например, ''Living The Dream", которые при всей своей лайтовости мало что оставляют в памяти после себя и напрашиваются на ярлык ''подслащенная форматная альтернатива''. К сожалению, не все из них выдерживают показательный уровень блистательной финальной темы ''Brighter Side Of Grey'', которая более чем удачно демонстрирует обновленный стилистический облик команды.

Если это и есть то самое возрождение, о котором упоминал Золтан, то результат его в целом производит вполне благоприятное впечатление. Группа нисколько не занизила установленного ими же уровня и осталась максимально узнаваемой, хоть и не стремится ограничить себя в творческом диапазоне. Баритон Айвена Муди звучит просто отменно, будь то в мощных распевах, забористых речитативах или хуковых партиях энгри-войса. Но, что характерно, именно здесь фронтмен предельно раскрылся на чистоголосых линиях, которые звучат душевно, местами бархатисто и даже трогательно.

Золтан Батори и Джейсон Хук не скупятся на мощные разнокалиберные риффы, при этом делают акцент на выразительности и мелодичности гитарных соло и акустических партий. Ритм-секция как всегда работает на пределе, электронные сэмплы добавлены по вкусу, неоклассические аранжировки все чаще заявляют о себе. О качестве мастеринга и продакшена говорить излишне.

"F8" - стопроцентный американский музыкальный продукт, оформление и содержимое которого говорят сами за себя. Это свежая и добротная пластинка, материал которой вполне может преобразиться в живом исполнении. И нацелен этот релиз не только на расширение потенциальной аудитории FFDP, но и на то, чтобы продемонстрировать группу на принципиально новом этапе ее развития. Недаром в названии лонгплея стоит цифра 8, олицетворяющая собой бесконечность. А это в свою очередь означает, что продолжение следует… ну или то, что финальная точка еще не поставлена.

Рецензия на альбом группы Burden Of Hatred "Rot Before Fever"

30-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Slipknot из Костромы в лице агрессивных префектов звука из Burden Of Hatred представляют свой очередной студийный манифест, и уже название данного опуса намекает на то, что нас ждёт что-то невероятное насыщенное, злобное и тяжёлое. От Chimaira до обитуариевского “Slowly We Rot” и всё это с ритуальной метафизикой и сумасшедшей основательностью создателей “IOWA” – всё указывает на то, что фронтмен коллектива Александр Горшков решил максимально приблизиться с Burden Of Hatred к стилистическим берегам своего знаменитого дэтового Barbarity, и на “Rot Before Fever” гром грянет так, что небо расколется – так размышлял я, рассматривая обложку релиза и оценивая концертное облачение музыкантов, исполосованное колючими клетками железной проволоки.

И ведь в своих догадках я был недалёк от истины, в чём с полной достоверностью смог убедиться уже спустя пару секунд, едва грозовую тишину моего трёхкомнатного склепа прорезали звуки открывающего компакт кинематического хоррор-интро “(SR)” и следующего за ним трека “Fever”. Психи в масках остались верны себе и, сменив драммера, устроили настоящий мега-апокалипсис ментальных расстройств и вырвавшейся на свободу ярости. “Лихорадка” в их исполнении представляет собой набор болезненных сэмплов, которые транслируются под аккомпанемент техничных металлических атак и безумных вскриков. И всё это действительно похоже на фильм ужасов… или нет, скорее на реальность ужасов, которая в своей реалистичности и документальной достоверности выглядит и ощущается как настоящий оживший кошмар!

Поросли мелодичности появляются в “Lie Still”, здесь же дебютируют чистоголосые фрагменты и нечто напоминающее адский речитатив, а в целом трек представляет собой стопроцентный тяжёлый хит, что, наверняка, поняли и сами музыканты, ведь именно для фит-исполнения данной вещи они ангажировали фронтмена американских “unметаллистов” XIII Зика Джозефа. Вторым номером на альбоме следует собственный вариант “Lie Still” от Burden Of Hatred, а ближе к завершению релиза слушателям представляется и версия с Зиком, где вокальные линии усилены ровно вдвое, и мрак транслируется такой, что хоть святых выноси. Ну а я могу только констатировать, что с такой вещью ребята могут попасть даже в одну обойму с In Flames и Lacuna Coil. Это действительно настоящий альтернативный чартбрейкер, пусть и значительно более утяжелённый.

Среднетемповая “Internal Bleeding” представляет собственное видение команды на тему баек из склепа, а припев здесь снова исполнен в стиле патологических хитов психоневрологических стационаров. Чётко, уверенно, с повышенной акцентуацией и с совершенно убийственным шредом, не оставляющим надежды любым формам жизни, Burden Of Hatred чеканят свой месседж во “Внутреннем кровотечении”, и это страшно, таинственно, безнадёжно и притягательно одновременно. А дальше всё развивается в том же самом ключе, но уже на сверхзвуковых скоростях идеально гладких высокоскоростных шоссе формулы 1 и лишь с кратким анабиозом лирической летаргии в припеве, что и предлагает пленникам альбома “Powerless” со своими крутыми виражами и виртуозной водительской работой.

Прямая трансляция маниакальных споров с самим собой постучится к вам в “Re-reparation”, и это будет психоделично, пугающе, обсессивно и в полном соответствии со всеми рекомендациями заслуженных работников клинической психиатрии им. Voivod и Fear Of God, ну а страшный музыкальный психоз “I See Corpses” идёт ещё дальше и скрещивает разудалые русские пляски вприсядку с уверенной читкой безумных дэткорщиков, что музыканты с удовольствием повторяют на “бис”, но с ещё более ультимативными скоростями в “Fear Alone”. Сплошной шквал этого трека воспринимается как стихийное бедствие, и жалобные напевы припева только усиливает эту гнетущую атмосферу, в то время как “Stitches” вводят на альбом тревожно алармирующие гитары, спотыкающиеся друг о друга вокализы, безжалостно карающий ритм и техничные переходы, ломающие представление о возможном и реальном, и действительно как будто погружают всех оказавшихся в непосредственной близости от динамиков в некий ментальный ад, где будет изоляция, всё будет долго, беспросветно, больно и с хором злых голодных призраков.

Совсем не любителям бутербродов с яйцами рыб посвящается безумный коктейль из электроники и смачного трэшевого риффинга под названием “Caviar”, во второй своей части напоминающий о временах совместных выступлений Anthrax и Public Enemy, речь здесь идёт о “нашем гнилом потомстве”, а сразу же за ним следует минутка лирики, и в качестве единственного момента релакса и тишины на “Rot Before Fever” выступает “Sky Dispel” – трек с десятилетней историей, для записи которого был приглашён давний друг и коллега Burden Of Hatred Илья Басманов. Нежные, словно парящие в облаках грёз и меланхолии мелодии, отстранённый чистый вокал и по преимуществу не примоченные гитары в этой вещи показывают, что Burden Of Hatred способны творить на самых разных жанровых территориях и им подвластны самые разные темы. Ну а что, разве можно представить заточение в ментальном санаториуме без светлых воспоминаний о былой свободе и надежды на долгожданный катарсис?

Что-то металликовское послышалось мне на какое-то мгновение в интонациях припева “Tainted”, но призраки Хэтфилда и Ульриха были тут же безжалостно изгнаны из моего сознания лязгающими хрипами, которые словно страшные берсерки поспешили вслед за звёздными россыпями припева. Однако гармонии и риффы “Gone (Today We Sleep)” снова напомнили мне про “Orion” и “One” американских всадников апокалипсиса, что было удивительно и неожиданно. Как бы то ни было, это длилось всего минуту с небольшим, и вот, наконец, финальная “Indifferent To Suffering” готова подвести черту и завершить “Rot Before Fever”, показав, как классика любимой костромскими бруталлерос Chimaira могла бы звучать, если бы её исполнили Slipknot. Наверное, самая грувовая, отвязная и качающая на альбоме, эта вещь всё делает для того, чтобы у вас появилось желание вновь запустить диск на “repeat”, и именно она запомнилась мне больше всего своими энтрексовскими припевами и cover-смелостью взявшихся перепевать её интерпретаторов.

Пятнадцать композиций “Rot Before Fever” пролетают словно ночь в городе безумных зомби, когда каждое следующее мгновение может неожиданно оказаться последним. Команда убедительно продемонстрировала свой очевидный прогресс по сравнению с предыдущим полноформатником, и отныне все утверждавшие, что данный коллектив не уступает западным гуру жанра, получили в своё распоряжение совершенно неоспоримый аргумент. Не Slipknot для бедных и не урезанный российский клон Chimaira, а собственный авторский курс, вводящий слушателя в мир сумасшедшего драйва, психических патологий и болезненных фантазий, прохождение которого действует как универсальный брейн-клинер, избавляющий от комплексов, эмоционального напряжения, застарелых обид и глубоко засевшей агрессии. Музыка на грани с психологией и психиатрией с качеством самого высокого и ультимативного уровня. Далеко не просто ярость.

Рецензия на сингл группы FROMSKYTOABYSS "The Cycle's End"

30-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ещё Сократ и Платон утверждали, что всё циклично, а развитие нашей цивилизации, как и всего в этом мире, движется по кругу, возвращаясь к одним и тем же узловым моментам. Конец одного цикла, с такой точки зрения, всегда означал начало следующего, и в каждом начале так или иначе просматривались пожары и зарницы какого-то недавнего заката. Знание и принятие подобных вещей даёт нам осознание того, что даже в пепле своих сигарет можно рассмотреть прах великих некогда империй, как сказал бы Борис Гребенщиков, но мы не станем бродить вокруг да около, а лучше сразу перейдём к самой сути нашего сегодняшнего разговора.

Столичные модерн-металлисты из FROMSKYTOABYSS очень любят красивые мелодии, мягкие аранжировки и грамотные соло, а потому после выхода в 2016 году своего дебютного альбома и его инструментального двойника ничего полноформатного и полновесного не выпускали. Тем не менее, в 2018 году они записали отличную балладу “After Us”, в прошлом году поделились не менее отличным атмосферным эпиком “Melancholy”, ну а сейчас новый год и новый сингл, который, если верить названию, станет окончанием некоего цикла в развитии группы и призван показать нам, как это бывает, когда старое уходит в небытие, а на смену ему грядёт нечто новое.

Надеюсь, речь не идёт об отказе ориентироваться на вечнозелёные мелодии, душещипательные припевы и берущие за душу риффы, ведь это означало бы конец всего, за что поклонники подобной музыки любят и ценят эту группу. Но как бы там ни было в дальнейшем, а сейчас перед нами очень техничный, современный и слушабельный боевик в фирменном стиле FROMSKYTOABYSS, в котором можно без труда найти элементы всех их композиций, но при этом ни разу не споткнуться на самоплагиате. Мощно, уверенно, напористо, но от этого не менее обходительно музыканты начинают эту вещь, и не изменяют своим принципам в её середине и в конце.

“The Cycle’s End” – это действительно очень яркая и энергичная композиция, но мечтательные интонации “After Us”, “Melancholy” и более ранних творений состава здесь можно распознать и рассмотреть очень легко. Несмотря на то, что основой трека является бодрый, шагающий рифф в духе In Flames, изящно оттеняющие его клавишные, аморфисовские вокализы и душевное соло великолепно справляются со своей задачей и привносят в композицию необходимый релакс и покой. Ни экстрим-вокал, ни яростный темп не меняют в данном случае главного, а именно умения команды быть правильными, приятными и ласкающими слух, и это кажется почти чудом.

Если задумка актуального сингла состояла в том, чтобы продемонстрировать коллизии и трения всех кризисных и поворотных моментов истории, данная работа группы с ней справилась на отлично. В этой песне есть ярость, надрыв и жёсткий шредирующий кач, но за всеми этими тревожными и грозовыми настроениями без труда ощущаешь крайнее уважение участников команды к академической музыке и классикам, произведения которых принято исполнять в консерваториях и филармониях. Такая музыка возвышает душу, а для того чтобы понять посыл трека не обязательно свободно владеть английским – эти звуки говорят сами за себя.

Если бы название “Грубый шёлк” уже не было занято немецкой группой Rough Silk, москвичи вполне могли бы творить под такой вывеской, ведь основная характеристика их творчества как раз и заключается в совмещении нежного, бархатного, полётного и жёсткого, а порой даже колючего и резкого. Чем больше я слушаю FROMSKYTOABYSS, тем больше они мне кажутся неким современным модерн-метал-аналогом групп вроде Royal Hunt, Manticora и уже упоминавшихся только что ганноверских подопечных менеджмента Accept. Когда слушаешь подобное, душа отдыхает и легко уносится поиграть с мирными летними облачками, а мечты, сны и фантазии ни в чём себе не отказывают и свободно резвятся у вас в голове.

А по поводу окончания цикла, я думаю, всё очень даже просто. Третий сингл – это определённый рубеж: выпустил три одиночных камешка по дремлющей глади спокойного лесного озерка, пора переходить и к более концентрированным и долгоиграющим действиям. А это значит, что второй диск москвичей уже не за горами, и он явно намерен по всем основным показателям переплюнуть и превзойти их дебютную пластинку. Что ж, как всё сложится и будет звучать на их второй полновесной пластинке, покажет только время, а пока слушаем “The Cycle’s End” и наслаждаемся качественным и обходительным аор-модерн-металлом в исполнении наших талантливых и амбициозных соотечественников. Они заслуживают к себе внимания и уважения.

Рецензия на сингл группы VooDoo "Барон Суббота"

29-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Весельчаки и народные любимцы из VooDoo продолжают жечь остротами, забавлять неожиданными сочетаниями и будоражить народ своими смелыми шаржами. Не удивлюсь, если ещё чуть-чуть, и они станут всенародным мемом всея Интернета, ну а пока что перед нами очередная музыкальная зарисовка от них, и это некротический электронно-танцевальный рок-шансон, посвященный мрачному и таинственному барону Субботе, о котором совсем недавно нам рассказывали арт-рокеры из StaVroS.

Казалось бы, о чём ещё петь группе, которая называется VooDoo, и они полностью соответствуют своему имиджу и названию с присущим им минимализмом и едкой иронией, но увязать в предсказуемости и шаблонах даже не думают. Ещё немного, и их тексты превратятся в частушки, припевы станут ходячими анекдотами, а музыкальная составляющая и правда скатится к пределам и стандартам упоминающейся у них в описании сообщества ВКонтакте группы Руки Вверх, но их, кажется, всё это ничуть не заботит, а балансировать на грани они любят и умеют.

И у них снова получилось три в одном: провокация, афоризм, у которого режутся крылышки, отличный повод для хорошего настроения и, конечно же, танцы, танцы и ещё раз танцы! И всё это со зловещим шаманским ритмом и с настроением оркестра с Титаника, который играет, пока корабль со всеми его пассажирами погружается под воду. Композиция развивается по нарастающей, и за довольно сдержанным и минималистичным началом следует отвязный prodigy-рейв с яркой кислотной окраской и безумным драйвом бетономешалки, летящей с горы.

Типичный случай из жизни алко-зомби, которые всю неделю ждут приближения пятницы, а лишь та заявится на порог, сбрасывают все оковы условностей и пускаются в сумасшедший алко-трип, ждёт нас в тексте песни, и это вновь американские горки развития по нарастающей, когда уже во второй трети композиции появляются грубоватые словечки, а в финале слушателя подстерегает жутковатый, хотя и неизбежный финал с притаившейся у него за плечом басенной моралью: будешь так усердствовать со стаканом, не минуешь встречи с бароном и путёвку в последний путь.

“Оставь надежду всяк сюда входящий” – любят предупреждать своих гостей выходцы из потустороннего мира, а VooDoo с присущей им иронией просят своих слушателей всего лишь оставить дома и ни в коем случае не приносить с собой на прослушивание данного сингла серьёзные лица и неуёмный скепсис. Так может, всем нам лучше так и поступить? “Танцуй пока молодой, развлекайся, шути и веселись” – как будто хотят сказать нам всем авторы, “только не забудь, что у всего в этом мире есть свои последствия, а белочка – это не самый страшный зверь”.

А ведь ещё немного, и их песни начнут изучать в средней или того гляди в начальной школе наряду с "Ясной поляной" Толстого, присказками И.А.Крылова и сказками Пушкина. Как говорится, сказка ложь, да в ней намёк… А VooDoo научились обращаться с метафорами, намёками и литературными жанрами почти так же виртуозно как прописавшиеся в учебниках признанные гении прошлого, а это что-то да значит. И я могу только по-стариковски покачать головой и предупредительно проронить в никуда: “то ли ещё будет…”.

А ведь и правда. Литература и дискотечный метал крайне опасное сочетание, и довести они могут совершенно до чего угодно. Тем более в руках у таких безбашенных вуду-колдунов, съевших столько собак и других братьев наших меньших на ниве обращения со словом и звуком. Они намекают, предостерегают, напускают мистического тумана и устраивают в своих песнях почти что театр ужаса и бурлеска, и всё это с жесточайшим и почти нереальным драйвом, противостоять которому просто невозможно. И как хорошее вино и вообще всё хорошее, с годами они всё лучше.

Рецензия на альбом Mickael Merinou "Студентиада"

28-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Поп-рок по определению далеко не тот жанр, в котором возможна какая-то хоть сколько-нибудь серьёзная вариативность (как правило, за вывеской, обещающей слушателю такой жанровой гибрид, скрывается сладенький и максимально облегчённый материал с высокими голосами, нежными текстами и незамысловатыми аранжировками), но совсем не таков дебютный сольный альбом лидера екатеринбургской команды DeLight Theatre Дмитрия Постникова, который тоже задумал попробовать себя в более радиоформатном и востребованном направлении, а для этого записал собственный музыкально-лирический трибьют вечному и неумирающему студенчеству.

Дмитрий понимает поп-музыку максимально широко, и на его дебютном альбоме нашлось место для самого широкого спектра современных фишек, которыми жонглируют завсегдатаи популярных чартов. Намёки на читку и хип-хоп, вызывающие панк-провокации (“Самокат”), альтернативные ритмы (“Метонимия”), буйные заросли электронщины и густые клубы дискотечного электроклэша (“Признаки таяния”) – перед нами действительно настоящий поп-альбом, но приправленный рок-гитарами и неформальной бунтарской прямолинейностью, а самая существенная дефиниция в данном случае – это капитальная непредсказуемость релиза.

В некоторых своих фрагментах “Студентиада” звучит по-настоящему жёстко и экспрессивно, и это особенно удивительно слышать в сочетании с явным и неприкрытым стремлением музыканта быть модным и шагать в ногу со временем. Если же говорить об эмоциональной окраске релиза, то это сумасшедший трип на американских горках с умопомрачительном вхождением на полном ходу в комнату страха с кривыми зеркалами. Пусть многое из того, что сейчас пробует Дмитрий, уже делали в своё время Б.Г. (сравните, например, “Самокат” и ранние треки Аквариума вроде “Береги свой хой”), Дэвид Боуи и другие рок-идолы, но у Mickael Merinou всё современнее и злее.

На альбоме три фит-трека, и вероятно, именно их стоило бы упомянуть в первую очередь. Самая альтернативная “Признаки таяния”, к работе над которым приложил руку NMRC, самая эпатажная на альбоме “Самокат”, записанная совместно с Mimoluka&Ogorodov и самая атональная “Сигаретный дым” (feat. NMRC, Ли) действительно выделяются из общего ряда и в значительной степени перетягивают внимание на себя. Можно назвать их квинтэссенцией изломанной авангардщины и мега-современных веяний, однако продвинутый слушатель не будет сильно удивлён и без труда заметит общие моменты у “Сигаретного дыма” и тиаматовского “Sixshooter”.

Однако “Студентиада” действительно эпатажна и в некоторым смысле даже вычурна - она не брезгует ненормативной лексикой и бьющими навылет опытами со звуком и жанровыми винегретами, но шоубизнес есть шоубизнес, и если ты хочешь действовать на его территории, приходится играть по его правилам. Конечно, на альбоме есть по-настоящему хорошие и интересные треки, здесь превосходно чувствуют себя балладные, упруго ощерившиеся бескомпромиссным дисторшном “Лилии” c “Фонарями”, а также удивительный акустический минимализм “Верблюда”, но его основная мысль, как мне показалось, совсем не в этом.

Невозможно понять из песен и стихов, как тяжело и почти невозможно оставаться чистым и искренним, когда тебе 19, ты студент, а после умных лекций и семинаров теряешь себя в кислотных клубах с галлюциногенными коктейлями – это можно только пережить. И альбом противоречив и откровенен, зачастую совершенно нелогичен и вызывающе нервозен, призывая именно к такому опытному переживанию. Наверное, именно так мог бы звучать Илья Лагутенко, если бы он дебютировал со своим Муммий Троллем сейчас в 2021 году, и такая искренняя рок-эпатажность пополам с поп-доступностью у Mickael Merinou звучит практически так же интересно, как в своё время у автора “Владивостока 2000” и “Утекай”.

Стоит отдать должное качеству звука и профессионализму аранжировок “Студентиады”, искренности музыканта и затейливости его текстов, похвалить его умение быть разным и непохожим на себя, отметить отсутствие явных отсылок к основной группе Дмитрия и, наконец, восхититься смелостью альбома и нетривиальностью его структуры. Всё это действительно больше похоже на утяжелённый поп, чем на облегчённый рок, но недостатком данное обстоятельство никак не назвать. Альбом серьёзен и художественно-основателен даже в своих самых нарочито примитивных фрагментах. Изысканный баланс на грани разумного и возможного.

Рецензия на альбом группы Endless Ocean "Awakening"

27-06-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Пока злые языки говорят об упадке и глубочайшем кризисе дум-металла как жанра, отдельные представители направления очень даже успешно эволюционируют в меняющихся реалиях современного тяжёлого шоубизнеса и находят пути для развития обречённого металла. Кстати, сами участники московской визионерской обсерватории Endless Ocean указывают на всестороннюю эклектичность своего материала, повсеместные заимствования из прогрессива, этно-рока, эмбиента и других жанров, а потому к классическому и ортодоксальному думу причислять себя не спешат, предпочитая более размытое и менее однозначное “post doom”, и это справедливо, однако обозревать их творчество всё-таки лучше и правильнее с дум-колокольни.

Музыка группы действительно отличается глубокой эклектичностью и прогрессивностью, и в этом смысле представляет собой ещё ту солянку, подобраться к которой с определениями и характеристиками совсем не так уж просто, но вот по настрою и по лежащей в основе всего апокалиптической философии перед нами сейчас именно мистер дум. Акира Ямаока, Dead Can Dance, Opeth – говорят сами участники группы; In The Woods…, The 3rd And The Mortal, Trees Of Eternity, Tristitia, The Sullen Route – говорю я, а точка пересечения наших столь разных мнений и видений – это этно-волшебники из Dead Can Dance, влияние которых на творчество коллектива совершенно очевидно и не подлежит никаким сомнениям.

Ещё в начале девяностых продвинутые представители дум-движения мечтали о соединении музыки в стиле Лизы Джеррард и её команды с тяжёлыми риффами, трагическими мелодиями и надрывными аранжировками, и вот желаемое осуществилось и стало реальностью. Конечно, не этникой единой жив “Awakening”, здесь есть и чистые прог-куски, и бездны апатичной меланхолии, и почти фолковые женские распевки в “Oath”, и намёки на новомодный хипстер-метал в отдельных пассажах, но дэдкендэнсовская этника присутствует где-то на заднем фоне практически постоянно, и даже в тех местах, где её явно не чувствуешь, где-то поодаль всё равно незримо как будто присутствует её призрачный силуэт, а по спине холодком бегут её липкие пальцы.

Единственный относительно слабый момент в творчестве команды на сегодняшний день – это лидирующий вокал. Он неплох, но на фоне основательных этнических распевок и фонтанирующей мощи околопрогрессивного инструментала он явно провисает и блекнет. Впрочем, именно благодаря звучанию основного вокала, Endless Ocean приобретают сейчас некоторое сходство с поздней Anathema и родственным им Antimatter, а это способно расширить их гипотетическую целевую аудиторию и открыть перед командой ещё одни двери к признанию, ну а бонусом к числу несомненных достоинств работы основного вокалиста следует отнести очень детальную и повсеместную разборчивость текстов, что тоже совсем не так маловажно в подобных вещах.

В остальном же перед нами очень слаженный, красивый и концептуальный диск с композициями исконно думовой длительности по десять, тринадцать и шестнадцать с лишним минут. Разные влияния и фрагменты переплетаются на диске невероятно причудливо и порой неожиданно, но описать их единство, как мне кажется, вполне способны уже упоминавшиеся мной выше три заветных слова – In The Woods. От “Strange In Stereo” этих норвежцев до их позднего “Pure” с эпизодическими экскурсами в “Heart Of Ages” и “Omnio” – дебютный диск Бесконечного Океана успешно пробует себя в деле приручения стерео-стихий и аудио-штормов, в которых музыканты мастерски расставляют все акценты и подстрочные знаки исключительно по-своему.

Можно придираться к эпизодическим вставкам с экстремальным пением и утверждать, что они не к месту, всё портят, разрушают и не вписываются, но это дело уже всецело на любителя. Кто-то будет против, кто-то будет за, и хотя такие яростные и ревущие партии действительно кажутся немного нелогичными, исходя из настроения и атмосферы релиза, с ними вполне можно жить, даже если вы давным-давно позабыли про всё тяжёлое, металлическое и перегруженное диссонансами, предпочитая красивые, мирные, атмосферные и мечтательные варианты печального металла и строгую сдержанность привычных пост-метал-коллективов. Эклектично? Ещё как! Но ведь и Tristitia на “Crucidiction” тоже были ещё тем винегретом, а им это очень шло.

“Awakening” хорош и разнообразен, здесь множество удачных находок и превосходных фрагментов, за которые музыкантов стоило бы чествовать как героев и первопроходцев, а концепция альбома, впечатляющее визуальное сопровождение диска и умение авторов доходчиво, красиво и убедительно говорить о своём творчестве очень явно и однозначно выделяют этот релиз как один из сильнейших и интереснейших в своей жанровой нише. Конечно, традиционным или тем более чистым думом всё это не назвать, но атмосфера пластинки и интересные русскоязычные тексты на тему смысла жизни и вопросов без ответов делают своё дело и сообщают релизу очень отстранённый и по-настоящему думовый настрой.

“Для тех кто ценит и понимает” – пожалуй, именно это словосочетание я бы использовал для того, чтобы описать и охарактеризовать “Пробуждение”. Лидер группы и основной автор Сергей Арчаков подошёл к работе над альбомом со всей максимальной серьёзностью, задействовал массу межпредметных связей, искусно расставил сети тайных отсылок к кинематографической, философской и даже игровой (!) классике хоррора, задумал снять полноценный видеоряд, длительностью равнозначный звучанию пластинки, и вот итог – музыкальный релиз, по глубине сравнимый с шедеврами мировой художественной культуры и философской мысли, который представлен и сделан словно ожившая картина в фильме “Куда приводят мечты”, но в стиле Тарковского и Тарра.

И с лирикой, посвящённой тёмному и болезненному восприятию духовности в стиле Достоевского, которая подаётся с прямолинейностью и аскетичностью позднего Толстого. Как сообщают сами создатели данного музыкально-идеологического действа, альбом является глубоко концептуальным, и лирический герой данного повествования бьётся в сетях парадоксов в горячем, напряжённом и буквально разрывающем его на части стремлении постичь смысл своей жизни и своё предназначение в этом бренном подлунном мире. И всё это с характерным для героев произведений автора “Преступления и наказания” внутренним надрывом, жаждой крайностей и пределов и глубочайшим убеждением в неотвратимости и необходимости страданий.

В плане же основной и фундаментальной характеристики релиза авторы указывают на “прозрачность”, и тут уже остаётся только согласиться. Там где другие рвали бы на части запутанные узлы жанровых коллизий и стилистических хитросплетений, строили бы между ними хрупкие мосты и пытались механически прикрутить друг к другу несочетаемое и непримиримое, Endless Ocean просто наблюдают за происходящим, шествуя бестелесными тенями сквозь пространство, время и парадоксы запутанной человеческой экзистенции. Они готовили свой дебютный лонгплей целых одиннадцать лет, и такая солидная выдержка сразу же ощущается, когда приступаешь к прослушиванию “Пробуждение”, однако от экзистенциальной неровности она их не спасла.

Нет смысла отрицать тот простой факт, что до подлинного мастерства и высот тех же In The Woods…, а так же их ближайших коллег из Green Carnation нашим столичным героям ещё предстоит долгий и тернистый путь, но начало положено, и в его художественных фантазиях на тему смысложизненных метаний присутствует своя доля истины и притягательности. Мелкие недочёты и нюансы их эклектичного пост-дум-кабаре ещё предстоит доработать, но их убеждённость и вера в своё дело лёгкой рукой последних прощаний скрашивает и недостаток опыта, и неоднозначность в расстановке приоритетов, и их ядрёный синкретизм, и вообще всё. Мои рекомендации и совет повнимательнее вникать в тексты и не оставлять без внимания частности и мелкие нюансы.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N5 (2021). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz

Показать ещё