ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы My Dying Bride "The Ghost Of Orion"

05-04-2021 Дмитрий Фомин

Вероятно, еще ни один из альбомов My Dying Bride последних лет не создавался столь сложно, как ''The Ghost Of Orion''. Этот релиз вполне мог не увидеть свет, или, по крайней мере, мог звучать совсем по-иному. Как и в случае предыдущего лонгплея ''Feel Of Misery'', семейное горе в каком-то роде послужило вдохновением для создания музыки. Тогда, в 2015-м г., фронтмен коллектива Аарон Стейнторп оплакивал смерть отца, посвятив ему целую композицию на альбоме. В данном случае главной темой его лирической исповеди стала борьба его маленькой дочери с раковым заболеванием. К счастью, девочка вышла победительницей из схватки со смертью, но эта трагедия оставила неизгладимый отпечаток на MDB.

На протяжении долгого времени члены группы были в некотором роде разобщены творчески. В 2018-м состав в очередной раз покинул гитарист Кэлвин Робертшоу, так что написание нового материала в очередной раз целиком и полностью легло на плечи Эндрю Крейгана. Басистка Лена Абе, клавишник/скрипач Шон МакГоуэн и новый драммер Джефф Сингер (ex-Paradise Lost) терпеливо ждали своего часа, чтобы приступить к записи. Аарон по понятным причинам ментально и физически был вне группы, поднимался вопрос о его замене как вокалиста на новом альбоме, причем, инициатором выступал сам Стейнторп. К счастью, он нашел в себе силы вернуться в творческое русло, дабы тринадцатый студийный альбом британских эстетов печали был явлен миру.

С первого взгляда можно резюмировать, что ''The Ghost Of Orion'' продолжает более мелодичную и бескомпромиссную линию предшественника, но это только одна сторона медали. Этот альбом следует воспринимать как единое музыкальное полотно. Печальная, полная вязкой меланхолии пьеса в двух актах с ремарками и интермедиями, пропитанная застарелой скорбью и звенящей тишиной истерзанной души, вдохновленная старомодной театральной драматургией. Пьеса, где есть главное действующее лицо, его монолог, а также лица второго плана и аккомпанирующий состав.

Первая часть встречает нас тремя композициями, выполненными в классической для группы стилистике. И вступительная ''You Broken Shore'', и ''To Outlive The Gods'', и "Tired Of Tears", чьи названия словно говорят за себя, вполне подходят под формат хитов и сотканы из характерных для MDB минорных тягучих риффов, певучей мелодики, размеренных ударных и неизменных партий "плачущей" скрипки. В неспешном и несколько отрешенном пении Аарона проскальзывает эмоциональная изможденность, однако эмоции его живо передаются слушателю, будучи подкреплены фрагментами агрессивного гроула, в которых явственно чувствуется злоба бессильного отчаяния. "Я так устал от слез// Устал от слез// Не возлагай руки своей//Не поднимай руку на мою дочь'' - яростно взывает он к небесам. Привычная скорбная велеречивость, описывающая приближение неумолимого рока, постепенно сводит накал страстей к более спокойной и плавной манере повествования, даруя спасительное забвение.

Композиция ''The Solace'' выступает в качестве пограничного трека, ее можно назвать по-настоящему авангардным и нестандартным творением группы на данном этапе. По сути это полифоничные солирующие пассажи Крейгана с эффектом многократного наложения, которые дополнили партии удивительного женского вокала в исполнении Линды Фей Хеллы (Wardruna). В виду своей исключительности номер обладает гипнотическим воздействием, его импровизационно-медитативная структура производит ощущение невесомости, очищения, возможности вдохнуть полной грудью.

Второй акт получился куда более мрачным и вместе с тем насыщенным и непредсказуемым. В ''The Long Black Land" партии скрипки и виолончели обвивают грозные гитарные тритоны, в вокале Аарона все больше превалирует прежнее вкрадчивое интонирование, а меланхолическая дымка все больше сгущается под давлением агрессии монолитных дум/дэтовых пластов в духе первой половины 90-х. Настоящее торжество печали и давящей скорби, усиленное неожиданными переходами и беспокойными, дерганными композиционными фигурами.

Казалось бы, признанные аристократы декаданса вернулись в своем истинном облике, но в дальнейшем альбом вновь удивляет неожиданным отступлением. Заглавный трек пластинки оборачивается сюрреалистической "сновидческой" зарисовкой, сотканной из минималистичных аккордов, партий струнных и пианино, сквозь которые прорывается еле слышимый шепот, но… нет, не Аарона, а Яна Торе Несса, звукоинженера из Норвегии, который принял деятельное участие в записи альбома. Как и ''The Solace'', данная тема относится к наиболее неожиданным, экспериментальным вещам, которые до этого вряд ли можно было услышать на альбомах "брайдов".

Эпическое повествование ''The Old Earth'' живо напоминает об умопомрачительных монументальных произведениях прошлого, которых не доставало на "Feеl The Mysery". Многообразие форм, размеренная поступь гитарных риффов, утонченность солирующих гармоний, а также сдвоенные вокальные партии, сочетание гнетущей агрессии и поэтичности – все это выводит эту композицию в разряд лучших тем альбома. Но, как и в любой пьесе, не менее важен эпилог. Здесь в этой роли выступает зефирный и одухотворенный инструментал ''You Woven Shore'', чьи кафедральные вокализы и неоклассическая воздушность несут ощущение умиротворенности, надежды и постепенного возвращения к жизни…

Одним из достоинств альбома является его предельно аккуратный, идеально сбалансированный ламповый саунд, возможно, лучший и наиболее амбициозный за всю тридцатилетнюю историю коллектива. Вероятно, старые фанаты Моей Умирающей Невесты предпочтут более грубый и резонирующий звук первых лент, но, согласитесь, лидеры жанра это заслужили. Современный мастеринг идеально подошел материалу ''The Ghost Of Orion''. Вокал Аарона звучит здесь потрясающе объемно, не в последнюю очередь благодаря многократным наложениям, причем, все дорожки были записаны вживую, а не просто скопированы. Тоже самое можно сказать и о гитарных партиях Эндрю – в отдельных моментах было использовано тринадцать уровней. Работа над аранжировками проведена со вкусом и очень тонко, классические струнные, звучащие с викторианской изысканностью, и клавишные добавлены строго по необходимости, как легчайшие, но весьма важные для общего полотна штрихи.

В целом "Призрак Ориона" оказывается намного глубже, чем он есть. При некоторой нескладности пластинка индивидуальна, хотя назвать ее по-настоящему совершенным произведением нельзя в силу описанных выше событий и эмоций, которыми он наделен. Она значительно проигрывает в динамике своим предшественникам, а построение композиций зачастую лишено эмоционального нарастания, производя впечатление лихорадочных метаний, нежели гармоничной последовательности. Слушая этот альбом, все чаще склоняешься к мысли, что Крейгану просто необходим соавтор. Обыгрывание схожих цикличных риффов без какого-либо последующего развития производит эффект дезориентации и вторичности, и говорить о какой-либо концепции не приходится.

Так или иначе, ''The Ghost Of Orion'' остается качественной и органичной работой, не только сохранившей фирменный стиль My Dying Bride, но и осмелившейся на достаточно чуждые, пусть и несколько неудобоваримые новшества. Альбом проводит слушателя через тесные лабиринты страданий, бессильного гнева и душевного опустошения. Это откровение эмоционально измученных и сбитых с толку личностей, которые испытали настоящий катарсис и вышли из него с крепкой надеждой на светлое будущее. Когда-нибудь, лет через двадцать-тридцать это произведение будет выглядеть по-особенному в глазах тех, кто решит вернуться к наследию My Dying Bride и вникнуть в детали его создания. Пока же его можно считать началом новой эпохи в истории этой, безусловно, культовой британской формации.

Рецензия на альбом группы Планида "Предисловие"

03-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть пауэр-метал классический, есть неоклассический, а есть пауэр модерновый и современный. Думаю, каждый из читающих эти строки легко приведёт массу примеров и первого, и второго, и третьего ответвления жанра, попутно заметив, что называть и исполнять этот самый модерновый пауэр можно очень по-разному. А ведь действительно можно. Как вам, к примеру, вариант чапауэр? Я совершенно не знаю, что это такое, но именно так вот уже десять лет именуют свою музыку воронежские металлисты из группы Планида, а их музыкальное кредо – это жёсткий, мелодичный и в меру олдскульный риффинг с благородным мужским вокалом и напевной скрипкой.

Пониженный строй их гитар и яростные риффы порой наводят на мысли о трэше, а скрипка вызывает в памяти ранних Sky Clad, но в своих общих и габаритных чертах музыка коллектива вполне умещается в рамки чуть ужесточённого модерн-прог-пауэра в традициях Masterplan с лёгкими отсылками к Catharsis и Театру Теней. Эксперименты со звуком и настроением вкупе с первоклассной сыгранностью музыкантов помогают им создавать мощные и разнообразные треки, в которых то слышатся этно-влияния (“Фараон”, “Легенда о мёртвой королеве”), то выходят на поверхность лирические и балладные мотивы (“Скиталец”, “На взлёт”), а то начинают цвести буйным цветом театральность и драматизм (“Каменный лабиринт”).

Легенды и мифы, оды, фантазии и фольклор – всё, что давно стало традиционным и привычным в каноничном пауэр-металле, Планида показывает с новой и неожиданной стороны, преподнося своим слушателям в необычном ракурсе и с современным звуком. Я не случайно упомянул чуть выше про театральность, ведь та же “Легенда о мёртвой королеве” звучит как смесь Nevermore и Evergrey с артроковыми умельцами вроде отечественных StaVroS, а вокальная составляющая эпизодически намекает на интерес авторов к рок-операм и к целостным концептуальным повествованиям. Они не пускаются в глубины сюжетных перипетий, свойственных метал-операм, но отдельные элементы, родом оттуда на альбоме определённо присутствуют, и их немало.

Альбом имеет достаточно серьёзную длительность, попавшие на него двенадцать треков насыщенны и полновесны, и данный факт позволил мне ещё более укорениться во мнении, что адресовано “Предисловие” в первую очередь людям думающим, читающим и не боящимся объёмных текстов. Если вам симпатичны такие группы как АнДем, Aura или тот же Catharsis, стоит обратить своё внимание и на Планиду. Пусть звучат они чуть угрюмее и мрачнее, намекая на своё родство с прогрессивным дарк-пауэром Nevermore и других подобных команд, общий фэнтезийный настрой и вокальная работа фронтмена коллектива наверняка заинтересует и пленит внимание слушателей оригинального пауэра и креативного симфо-пауэра.

Невозможно не заметить тяжеловесность “Предисловия”, и релиз действительно кажется очень довлеющим и монументальным, в то время как взаимодействие светлого вокала и очаровательной скрипки с жёсткими гитарами и основательной ритм-секцией ещё усиливает это ощущение почти физической плотности и жёсткой ригидности инструментала, подчёркивая высоту и эфирность идеалистических полётов голоса и скрипки. Если вы любите тёмные сказки и страшные истории, новейший диск Планиды может стать отличным саундтреком и дополнением для них. Альбом пронизан вдохновением и ощущением неожиданного, прогрессивные фишки здесь строго дозированы и категорически уместны, а тяжесть и мелодия идут рука об руку.

Возможно, звучит всё это немного необычно, но даже если и да, то самую малость, не более того. Отторжения и когнитивных диссонансов у слушателей быть не должно, а отсылки к арт-року и непроизвольные параллели с любителями скрипки из Kansas делают материал команды разнообразнее и интереснее. Если участники группы не шутят, и перед нами действительно только предисловие, дальнейшее развитие такого зачина может быть сколько угодно непредсказуемым и неожиданным. Главное не ограничивать себя в этих самых симпатиях к арт-року, фолку и прогрессиву, которые уже сейчас очень впечатляюще прорастают на альбоме то здесь, то там.

Рецензия на альбом группы Avenger Kills "The End Has Come"

02-04-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Настоящие воины металла не знают ни отдыха, ни сна, ни покоя. Они либо коротают дни в жестоких битвах за безраздельное доминирование во Вселенной, либо к этим самым битвам готовятся, либо приходят в себя после боя. “No rest for the wicked” – утверждал старик Оззи, “No sleep till’ hammersmith” – замечал Лемми, а наши ярославские витязи из Avenger Kills ничего не говорят, а просто жарят свои огненные сталелитейные сплавы и рады быть теми, кто они есть. Новый альбом, полноценный состав, возвращение на сцену с концертами – кажется, они и правда очень горячи и серьёзны!

Одиннадцать сокрушительных треков, брызги расплавленного железа вместо ритм-секции, сочный риффинг, знойный пивной вокал и слегка меланхоличная металлическая мелодика в вокальных линиях и гитарных соло – вот что ждёт нас на этом диске многострадального музыкального детища Александра Красильникова отмечающего в нынешнем году своё десятилетие. Даже сказать, что звучит это всё чертовски мощно, фирменно и зажигательно будет, пожалуй, слишком мало, а потому мы лучше пойдём по порядку и рассмотрим всё в хронологии.

Есть что-то в техничности и амбициозности “The End Has Come” от позднего Annihilator, а Александр всё больше начинает походить норовом и характером на лидера и руководителя этих канадских трэшеров Джеффа Уотерса. Всё больше трэшевости в риффах, всё больше энергии и напора в атмосфере – Avenger Kills забивают свои музыкальные гвозди со всё большей страстью и харизмой, а результат напоминает сумасшедший каток, выруливший на высокоскоростное шоссе и устроивший там адский слэм на предельных скоростях.

Не все треки, попавшие на альбом, новые, но переработаны и переосмыслены были все они. Некоторые фэны уже успели заметить, что вариант “Metal Child” – самая лучшая и бронебойная модификация этой вещи, а рок-н-ролльный отрыв “Hangover” и лиричная баллада “Time Of Sins” – это две отдельно стоящие вершины альбома, которые значительно отличаются от всего остального, но в то же время на удивление органично вписываются в брызжущий мощью материал команды и по-своему подчёркивают и дополняют его.

А потом… а потом всё смешивается, и получается нечто новое. Именно за это я люблю садоводство и классический хэви с привкусом пауэра. Даже когда Avenger Kills просто переигрывают материал своих прошлых релизов и непонятно, зачем и для чего записывают его для нового альбома, это не кажется унылым повторением пройденного, а звучит свежо, яростно и провокационно как самый новый и доселе не слыханный стафф. У них юбилей, они дико рады вернуться с живыми шоу и… в самом деле, почему бы и не переосмыслить собственную классику?

Ещё одна группа, которую напомнил мне рецензируемый альбом, это Reactor, в составе которого самовыражался в середине 90-х вокалист Angel Dust и Scanner скрывающийся под псевдонимом S.L.Coe, а помимо них по ходу прослушивания альбома мне приходили на ум Judas Priest, Primal Fear, Iron Savior, Iced Earth, Power God и Rawhead Reх. Мощнейший пауэр-хэви-трэш Avenger Kills звучит самобытно и мощно, и хотя на моих любимцев данного направления в лице Liege Lord, Metal Church и Morgana Lefay всё это не слишком похоже, релиз оставил у меня исключительно бодрые и позитивные впечатления.

Даже когда всё плохо, невозможно не любить того, кто делает тебе тосты и играет для тебя огненный хэви-метал старой закалки, а “The End Has Come” – это, наверное, один из лучших вариантов подобного смешения жанров на отечественной сцене. Мне немного странно, что такой мощный и полновесный (в отличие, например, от короткострельного EP “Metal Child”) набор металлической агрессии музыканты не стали издавать на CD, но в конце концов это всё уже детали, а на концертах такие вещи уже давно идут на “ура”, да и дома в комфорте можно всё это послушать теперь, благо, всё записано и сведено очень качественно и убедительно.

Рецензия на мини-альбом Фелиссы Белиол "Грех"

27-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эпатаж – дело тонкое, и Фелисса подходит к нему очень осторожно и осмотрительно. Впрочем, в грехе неосмотрительности её было и раньше не обвинить, а сейчас, поднабравшись опыта и освоившись в мире шоубизнеса, она дёргает за рычаги настройки и нити кукловода решительнее и прицельнее, чем когда-либо. Не сингл, но и не полноформатник - в её дискографии ещё не было мини-альбомов, вокалистка решила исправить это упущение и попробовать себя в EP-формате, и вот перед нами её новый короткометражный альбом, амбициозно названный “Грех”, а на обложке в её руке то самое яблоко раздора, благодаря которому этот термин вошёл в наш мир.

Заинтриговать названием, привлечь, возбудить интерес – думаю, с этой задачей название справляется на все сто, и эротики на диске будет действительно очень и очень много. Несмотря на то, что обложек в духе ранней Шакиры здесь не предусмотрено и никакой обнажённости на арте тоже не присутствует, чувственности, интимности и сокровенного на альбоме будет более чем достаточно. Я бы даже сказал, что название пластинки намекает как раз на то, что в своих новых песнях Фелисса решила затронуть те темы, которых избегала или не решалась поднимать ранее в своём прежнем творчестве.

Всё начинается с наверняка многим уже знакомой песни “Поезда”, на которую Фелисса ещё до выхода альбома сняла довольно провокационный видеоклип, но при всей своей одиозности эта вещь не является самой яркой на альбоме, и уже сменяющая её титульная вещь значительно поднимает планку эпатажа и провокаций. Тяжёлые риффы, вокальные мелодии в духе Elisabat Muse, гротескная рифмовка-считалочка вместо припева и угрожающие трубы Апокалипсиса на заднем фоне – всё это выглядит довольно причудливо и необычно, но дальше экспериментального, непривычного и неформатного будет ещё больше.

Самая провокационная на альбоме вещь под названием “Только секс” откровенно играет с садо-мазо-эстетикой, но это не единственный её козырь-провокатор. Создаётся впечатление, что в эту вещь исполнительница вложила всю свою страсть, все свои самые потаённые и интимные мысли-рефлексы, а в итоге перед нами трек, который звучит как чистый поток чувственности и игривых провокаций, хотя на самом деле песня совсем не о сексе, а вся эро-символика является метафорой, изображающей Демонессу, олицетворяющей современные СМИ. Отголоски творчества Каиры и её помпезных симфо-аранжировок здесь вступают в свои права на все сто, отсылки к классике и неоклассике тоже выведены на самый высший максимум, а традиционные песенные структуры и все моральные устои успешно спущены в утиль и преданы забвению.

Трек “Слёзы” погружает слушателя в пучину чистых экспериментов, околоклассических симфонизмов, изломанных вокальных линий и неожиданных переходов (как будто Therion и Карл Орф были обезжирены до самого остова и попали за это на Русское Радио), а вслед за ним Фелиссу бросает в другую крайность, и “Война” звучит уже как эпичный паган-метал в духе Арконы с патриотическими темами в лирике, героическими мелодиями и чеканным ритмом. А завершается всё ещё одним современным разнузданно-соблазнительным эпиком, в роли которого исполнительница представила экспериментальную эротику трека “Запрет”.

Самым удивительным на новом альбоме Фелиссы для меня стали её нестандартная композиторская стратегия и общее звучание релиза. Здесь как никогда много экспериментов, симфонизмов, вплотную смыкающихся с авангардом, неожиданных переходов и контрастов, а в итоге остаётся ощущение потустороннего праздника греха – инфернального бала-маскарада, где возможно всё, а подсознательное и бессознательное ничем и никем не ограничены. Что будет, если смешать квазисимфонический секс-метал Каиры, эксперименты HAGAT, авангардный дарквейв Otto Dix с Elisabat Muse и патриархов вижуал-кея вроде Cinema Bizzare? Получится максимально сексуализированная экспериментальность Фелиссы Белиол и её альбом “Грех”!

Если задумка альбома состоит в том, чтобы максимально иллюстративно продемонстрировать с помощью всех доступных звуковых средств праздник плоти, страсти и чувственности, то всё у Фелиссы вполне получилось. Это не симфо-метал, не паган-метал, не готик-рок и не дарквейв, хотя элементы всех этих стилей и их характерные особенности во множестве присутствуют на альбоме. Перед нами феерическое буйство стилизаций и торжество синтетического синкретизма вижуал-кея, который вбирает в себя всё, что только можно вобрать, но на выходе представляет всем интересующимся нечто уже совершенно другое, с другим вкусом и с другой эстетикой.

Рецензия на альбом группы IX Reflections "Fragile Border"

26-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

То, что электронная музыка и в частности дарквейв могут быть очень разными, иногда даже пронзительными, проникновенными и чарующими, стало понятно ещё со времён ранних L’ame Immortelle. Хотя на самом деле это было ещё раньше. Впрочем, нет смысла копаться в истории и доискиваться до сути и причин музыкальных феноменов, закапываясь в генеалогию, ведь прямо здесь и сейчас все любители хорошей, качественной и осмысленной электроники могут с удовольствием насладиться прекрасным дебютом отличной московской команды.

Почему отличным? Насколько я понимаю, у по-настоящему хорошего альбома должно быть сердце, должна быть душа, впечатляющая атмосфера и стильная подача, и все эти составляющие превосходно представлены и соблюдены в случае с “Fragile Border”. Участники коллектива пошли даже дальше и лихо заретушировали своё звучание под стильный ретро low-fi, а затем изящно дополнили этот синтетический минимализм сдержанными вокальными виньетками и разного рода нюансами-красивостями, призванными стильно облагородить их звуковые пейзажи.

Скажу сразу, участники состава не являются новичками на альтернативной сцене и много где уже засветились, а потому все перечисленные мной выше достижения IX Reflections не являются каким-то случайным выигрышем в лотерею. Ребята явно всё продумали, детально проработали стратегию, а концепция и визуальная составляющая у них наверняка будет сквозной и вернётся в эфир на последующих релизах команды. А вот тут было бы уместно уделить чуть больше внимания и места как раз этой самой концепции.

Группу не случайно сравнивают с Angelzoom, Fading Colours и Fatal Aim, и дело здесь не только в женском вокале. Психоделичная сказочность их альбома и визионерско-апокалиптические образы клипа запустили свои щупальца глубоко в саунд и настроение этого релиза, сделав его почти живым. Доводилось ли вам проснуться ночью в темноте, сесть на кровати в этой звенящей ночной тишине, заглянуть под кровать и встретиться там взглядом с кем-то странным, удивительным, потусторонним, непонятным, но жутко привлекательным? Если “да”, то “Fragile Border” принесёт вам похожие впечатления!

И закопавшись в лазерные дорожки этого компакта, вы наверняка очень скоро согласитесь с теми, кто считает, что у IX Reflections с их дебютом всё получилось если не блестяще, то почти блестяще. Во всём, начиная от имиджа (Алиса в стране чудес и Коралина Нила Геймана в одном лице вокалистки, скрывающейся за конспиративной кличкой Джо) и заканчивая звучанием (ретро-синт-вейв в традициях очень здоровских и очень старых групп) и вокалом (холодный, отвлечённый, сдержанный, но всё равно очень классный и многослойный женский голос с массой интересных эффектов и подкладок-наложений) альбом практически безукоризнен и невероятно хорош.

Критики и музыканты культовых групп прошлого вроде Биоконструктора уже спели свои хвалебные оды этому проекту и их дебютному полноформатнику, но, как говорят алкоголики, давайте посмотрим на всё трезво. А если трезво и с включённым режимом беспристрастности, то общий ландшафт звуковых прерий IX Reflections и его эмоциональная окраска не так уж и сильно меняются. Даже если вы не любите ретро-минимализм, сказки, никогда не мечтали разбудить поцелуем Спящую Красавицу и вам по барабану саунд-перфекционизм и физические носители (да-да, они выпускали свои синглы даже на кассетах, а “Fragile Border” доступен на CD!), устоять перед отстранённым очарованием прекрасной незнакомки по имени Джо вы вряд ли сможете.

Участники IX Reflections особо не скрывают свои музыкальные сайд-проекты, но и специально их не афишируют, а потому я тоже не буду сейчас их называть, скажу только, что если вам понравился “Fragile Border”, есть смысл потратить немного времени и сил, решить этот небольшой квест и оценить творчество закрывшихся за новыми и непривычными псевдонимами участников команды в их других коллективах. Квестовость – вот ещё одна черта, которая очень характерно отличает “Fragile Border”, и я совершенно не сомневаюсь в том, что побродить по этим исполненным очей полям пожелают очень многие, а большинство однажды посетивших территории Девяти Отражений, будут возвращаться туда снова и снова.

Рецензия на альбом группы Havukruunu "Uinuos Syömein Sota"

26-03-2021 Дмитрий Фомин

В 2017 г. финны Havukruunu явили миру свой второй студийный полноформат ''Kelle Surut Soi'', побудив всех неравнодушных заговорить о новом значимом имени в андерграундных кругах. Эта формация представляет собой не только воплощение наследия как сугубо скандинавской, так и в частности финской блэк-метал сцены, о чем вещал их впечатляющий дебютник, но также считает для себя делом чести разнообразить собственное творчество классикой тяжелого металла и фолка. Эти парни отчетливо дали понять, что не намерены топтаться на месте и нацелены выдавать материал исключительно качественный и основательный по всем категориям.

Убедиться в этом проще простого, достаточно лишь внимательно ознакомиться с их пока еще достаточно скудной, но от того не менее добротной дискографией. Как и релиз 2017 г., что достаточно разительно отличался от дебютного "Havulinnaan", так и их третья по счету студийная работа ''Uinuos Syomein Sota'', название которой можно примерно перевести как ''Томись, война внутри моего сердца'', делает значительный марш-бросок к новым свершениям.

В этот раз финны скрыли зловещий погребальный саван тру-блэка под крепкими доспехами и бесстрашно ринулись в гущу сражений. Мифологичность и эпичность, вдохновленные сюжетами ''Калевалы'', обрели новый размах; воинственность и упоенность боем определили основную фабулу альбома. Жанровые корни ''Uinuos Syomein Sota'' по-прежнему глубоко уходят в блэковую почву, но в большей степени новая пластинка переживает влияние эпик- и викинг-металла, наделенного суровым северным характером. Саунд стал как будто чище и объемнее, но сохранил прежнюю железную и гулкую основу, а традиционное монохромное оформление a-la Теодор Киттельсен от Heidi K с первого взгляда настраивает слушателя на правильное восприятие материала.

Альбом сохраняет единый напористый темп практически от начала до конца, не считая отдельных лирико-атмосферных отступлений и интерлюдий, но обвинить его в однообразии не получится. Стремительные тремоло-риффы обрели смертоносность разящего клинка и на одном дыхании вырисовывают ритмичные запоминающиеся узоры, но теперь все чаще чередуются бравурными маршеобразными эпизодами, где шквалистые бластбиты уступают место простому чеканному груву. Ведущий скриминг заметно ожесточился, превратившись в этакий звериный рев, что в сочетании с финноязычной лирикой звучит весьма угрожающе. Разудалые мужские хоры, как а-капелла, так и в сочетании с инструментами, получили более значимую роль и вполне органично вписались в батальную концепцию пластинки.

Здесь как никогда ранее отчетливо проявили себя жилистые NWOBHM гармонии, представленные в виде забористых вступительных риффов, сдвоенных гитарных прогонов и соло, в своей экспрессии доходящих аж до хард-роковых основ. Особый "архаизм" и сказительный настрой в звучание принесли уже традиционные для Havukruunu фолковые партии акустики и минималистичные вкрапления клавишных, под финал же финны и вовсе погрузили своего слушателя в угрюмые дебри первозданного дарк-эмбиента. По сути из всех этих элементов и был когда-то создан скандинавский экстремальный метал, в равной мере патетический и боевой, но одновременно мрачный и фаталистичный. Музыканты не только грамотно скомпоновали все вышеперечисленные элементы, но и сделали свое творение по-настоящему одухотворенным по примеру легендарных нетленок первопроходцев жанра.

В лучших традициях олдскула хронометраж ''Uinuos Syomein Sota'' составляет чуть более сорока минут, и этого вполне достаточно, чтобы вдоволь насладиться этой работой пару-тройку раз за один присест. С первого раза альбом восхищает своей необузданностью берсеркера и щедро хлещущей энергетикой. Со второго захода уже начинаешь оценивать непосредственно композиционные тонкости, аранжировки, технику музыкантов. Ну а с третьего раза приходишь к выводу, что это действительно наиболее пропорциональная, насыщенная и зрелая работа Havukruunu на сегодняшнем этапе.

Мрачное, агрессивное, эпическое и в нужной мере мелодичное творение, заставляющее вспомнить будоражащие саги грандов языческого метала, начиная c Bathory (как на раннем, так и на позднем этапе) и заканчивая Windir, Mithotyn, Thyrfing, Manegarm, Ereb Altor и др. Сохраняя приверженность своим корням, эти финны, как творцы и настоящие художники, каждый раз бросают вызов себе самим, вознося свое творчество на все более высокий уровень. И, к чести их, каждый раз выходят безоговорочными победителями.

Показать ещё