ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Helloween "The Time Of The Oath"

15-03-2021 Дмитрий Фомин

Согласно пророчеству французского астролога, врача и алхимика Мишеля Нострадамуса, в период с 1995 по 2000 гг. человечество приблизится к так называемому периоду Времени Клятвы. На пороге нового тысячелетия каждый должен был сделать выбор в пользу света или тьмы. В противном случае итогом всему может стать Третья Мировая Война и последующее глобальное похолодание, несущее смерть всему людскому роду. Но как определить, что есть свет и что есть тьма, когда они так тесно переплелись между собой?

Разумеется, такие темы не могли не найти отклик среди представителей тяжелой сцены. В марте 1996 г. Helloween представили свою очередную студийную работу с красноречивым названием ''The Time Of The Oath''. На этот альбом возлагались особые надежды. Смогут ли музыканты достойно выдержать тот уровень, что был заявлен на предыдущем ''Master Of The Rings'', знаменовавшем собою новую эпоху в жизни именитого гамбургского квинтета?

Альбом встречает нас достаточно колоритной обложкой (кстати, одной из лучших в дискографии команды), где мы после длительного перерыва можем снова лицезреть фигуру Хранителя Семи Ключей, который, кстати, переквалифицировался в Хозяина Колец. Тем не менее, связь двух эпох налицо, музыканты как бы заявляют, что намерены продолжать в том же духе и не увлекаться сверх меры различными экспериментами в духе "Пузырей" и "Хамелеона". Далее следует немедленно загрузить диск в проигрыватель и убедиться, что все так и есть.

Вступительный трек ''We Burn'' сходу заряжает своей неистовой энергетикой упругих гитар и драйвового вокала, а последующий номер ''Steel Tormentor'' только подливает масла в огонь своим напором в сочетании с забойным припевом. Определенно, "тыквоголовые" находятся в отличной форме и, прямо скажем, жгут по полной! Вот только саунд вызывает некоторое недоумение. Здесь он более сырой, лязгающий и громыхающий. Словом, не такой, какой мы ожидали услышать от одних из лидеров немецкого металлического Олимпа. Конечно, в этом присутствует определенный шарм, заставляющий вспомнить о самых первых работах Helloween, да и вообще пластинка создает ощущение живого выступления. Но, что касается технической стороны, то подобный шаг явно не пошел на пользу.

Как оказалось, данное обстоятельство – вполне осознанный выбор самих музыкантов. Во время записи ''The Time Of The Oath'' было использовано самое старое оборудование: гитары, педали, усилители и микрофоны. Многое из этого было задействовано при создании дебютных нетленок. В результате голос Энди Дериса здесь звучит в разы резче и как-то спонтаннее, то и дело натыкаясь на скрежещущие сдвоенные гитары Вайката и Грапова, в то время как бас Маркуса уподобился скрипучей пружине и несколько отделился от грохочущих и сухих ударных Ули Куша. Достаточно рискованных шаг, ведь Helloween могли снова быть понятыми неправильно и мигом растерять все симпатии, которые они так блестяще вернули себе пару лет назад. С другой стороны, они поступили так как посчитали нужным, и никто не праве указывать, как должна звучать их музыка.

"Wake Up The Mountain" провозглашает последующая композиция, и Helloween начинают веселье в своем фирменном стиле: мелодично, забористо и энергично, плавно подводя слушателя к настоящей жемчужине альбома – одному из сильнейших метал-хитов 90-х ''Power'', который не только стопроцентно оправдал свое название, но и блестяще прошел проверку временем. Группа словно демонстрирует свою внутреннюю силу и сплоченность, и по сути имеет на это полное право.

''The Time Of The Oath'' стал плодом коллективной работы практически всех участников группы, о чем говорит его разноплановость и располагающая органичность. Так, например, перу Энди Дериса принадлежит не только упоительная и трогательная баллада ''Forever And One (Neverland)'', где сам фронтмен буквально заставляет сжиматься сердце во время своей одухотворенной исповеди, но и достаточно суровый и агрессивный спид-метал боевик "Before The War" с решительной вокальной линией и убийственными гитарными перехлестами. Да что там говорить, даже Ули Куш принял деятельное участие в написании материала, и создание мелодичного шлягера ''A Million To One'' с любопытными проговыми фишками, а также отвязного раздолбайского номера ''Anything My Mama Don't Like'' - всецело его заслуга при некотором участии Дериса.

Что касается Вайката, то он, как один из старожилов коллектива, не мог ограничить себя написанием лишь типично "хелловинистых" метал-боевиков в духе ''Kings Will Be Kings'' и по традиции выдал еще один лиричный душещипательный номер ''If I Knew'' a-la классический хард-рок, просто превосходно спетый Энди. Но, как я уже упомянул выше, "Время Клятв" – это всецело коллективный труд, апофеозом которого выступает ''Mission Motherland'', где каждый внес свой немалый вклад в создание этой композиции.

И, наконец, последнее слово остается за титульным треком. Это мрачное, тяжеловесное и внушительное детище Грапова с концептуальной лирикой Дериса вселяет неподдельный трепет своим средневековым фатализмом и мистицизмом, вдохновленным грозным пророчеством Нострадамуса. Его по праву можно назвать приемником насыщенных эпиков времен "Хранителей", и в то же время он является более актуальным для своего времени. По крайней мере, когда стихнут последние аккорды, вам будет над чем поразмышлять, а вернуть чувство прежнего покоя будет не так просто. До этого момента ничего тяжелее в репертуаре команды просто не существовало.

Что ж, и на этот раз Helloween не только не разочаровали свою преданную аудиторию (я о тех, кто любит творчество группы на всех этапах), но и как всегда удивили ее приятными новшествами, оставаясь при этом узнаваемыми и в то же время открытыми для последующего развития. Возможно, к саунду этого альбома придется привыкнуть, но в защиту релиза скажу, что данная особенность никоим образом не отразилась на качестве песен.

Это тот самый случай, когда ничто не в силах затмить настоящий талант и мастерство. Helloween и им подобные команды как раз и отличались этим от отдельных коллективов, которые усиленно прятали (и прячут) посредственный материал за выхолощенным до абсолютной стерильности саундом. Но опять же это дело личного выбора. В соответствии с постулатами Времени Клятвы, человек вполне может повлиять на собственную судьбу, приблизить свой конец и, наоборот, отвратить многочисленные беды и катаклизмы. Для этого достаточно просто набраться смелости и посмотреть правде в глаза, пока не стало слишком поздно.

P.S. ''The Time Of The Oath'' посвящен памяти незабвенного Инго Швихтенберга, трагически ушедшего из жизни в марте 1995 г…

Рецензия на сингл группы Людота Коваль "Валхаллы крыльцо"

13-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот ранее темрюкский, а ныне краснодарский андеграундный дивизион всегда был довольно заметным явлением на нашей сцене, и малое количество официальных релизов (у группы всего один официальный полноформатник) ничуть не мешало команде иметь огромный вес и влияние в среде припаганенного атмосферного блэка. Как говорится, вес и статус – очень простой предмет: либо он есть, либо нет, и у Людота Коваль в этом плане всегда всё было в самом лучшем виде: группу знают, помнят, уважают, а на их концерты всегда собираются ценители самобытного и авторского подхода в языческом блэке.

Рулевой этого музыкального драккара Иван Кордик известен как первоклассный шоумен и самобытный бас-гитарист, а если вы знакомы с текстами Людоты Коваль, особый почерк их поэзии будете узнавать абсолютно на автомате и безо всяких размышлений. Напомню, что первый и единственный альбом команды вышел аж в 2013 году, четыре года назад он был переиздан волгоградским лейблом More Hate Productions, а участники коллектива во главе с Иваном уже давно объявили, что работают над новым прогрессивным материалом по временам года и даже обнародовали в ноябре свой свежий зимний сингл.

Но что это, вместо ожидаемого очередного сингла, посвящённого весне, музыканты решили записать какой-то мрачный и грувовый материал с явной воинственной и даже потусторонней эстетикой. Название трека сразу даёт понять, о чём пойдёт речь и чем всё закончится (побывать на крыльце Валхаллы – это совсем не то же самое, что заглянуть в гости к Карлсону, который живёт на крыше, или приговорить с дедом Семёном бутылочку кефира на завалинке – тут налицо патетика последнего фатального перехода в мир предков, и на возвращение из такого путешествия надеяться не приходится), и в связи с этим возникает ещё больше вопросов.

Вороний грай вместо интро, а также холодный гитарный скрежет “на минималках”, следующий в едином хрестоматийном темпе, наводят на мысли о Bathory, а когда спустя полторы минуты вступает вокал, ассоциаций с блэк-думовым раздольем Куортона времён “Hammerheart” становится ещё больше. Грустный, эпичный, размашистый и неспешный хэви-метал Людоты Коваль образца 2021 года действительно изрядно напоминает самые ранние эксперименты симпатизирующих викингам скандинавов, и такая первородная металлическая сырость удаётся авторам достаточно неплохо и аутентично.

Насколько я понимаю, достаточно пространный грувовый фрагмент в середине призван музыкально изобразить ход военных действий и нарастающее пламя ожесточённой схватки, а когда главный герой погибает, вся тяжесть снова уходит куда-то на второй план, и на звуковых дорожках трека вновь возвращают свои права меланхоличные и отстранённые сыро-блэковые шероховатости. Никаких лишних движений, никакой лишней суеты, всё чётко, уверенно, массивно и с полным ощущением величия своей миссии и культовости прародителей жанра – Людота Коваль хоть и повышает техничность исполнения, но не теряет своей первозданной простоты.

Характерные особенности стихосложения команды никуда не делись, текст актуального трека всё так же груб, слегка неотёсан и нарочито прямолинеен, как и все остальные лириксы коллектива, и данное обстоятельство делает новейшую работу ещё ярче и характернее. Это действительно викинг-минимализм – здесь нет ничего лишнего, и я не случайно чуть выше назвал этот трек грустным хэви-металлом. Гитары, ритм-секция, вербальные маркеры и аранжировки у “Крыльца Валхаллы” настолько конкретны, доходчивы и схематичны, что это почти Black Sabbath и Judas Priest, но с пониженным строем, замедленным темпом и хрипом вместо взвизгиваний Оззи и Халфорда.

“ Во рту железа вкус,

Ну и пусть! Ну и пусть

Плоть когти рвут,

Разрывают жадно грудь.

Там, где пал солдат,

Где трупы многие лежат,

Покрыт росой бурьян,

Цвет росы так багрян.

Форма в крови, в грязи.

Запах смерти по степи

С ветрами хороводит.

Дева с небес нисходит”

(с) Людота Коваль “Валхаллы Крыльцо”

Не так мало групп сегодня, которые исполняют или пытаются исполнять нечто подобное, но новейшее творчество Людоты Коваль всё равно отличается от них и не теряется на их фоне, а причина тому – их потрясающая прицельность и тяжеловесность. Участники группы всемерно стараются блюсти громкое имя кузнеца, которому коллектив обязан своим названием, и инструментал их новейшего трека звучит порой как прямой репортаж из его кузницы, где гитары, бас и ударные звучат в точности как мерные удары тяжёлого молота по стальной наковальне. Почти как Bathory в “One Road To Asa Bay”, но всё равно очень по-своему и совсем не так.

Иван Кордик и его дружина показывают, как может и должен звучать атмосферный блэк-метал в традициях паган-викинг-металла без каких-либо дополнительных средств поддержки, синтезаторов, хоровых подкладок, женских бэк-вокалов и тому подобных компромиссов и мейнстрим-веяний. Сурово, доходчиво и буквально “одной левой” эти немногословные витязи показали всем, что для того, чтобы быть убедительным и современным в своём жанре, совсем не обязательно пускаться в авангард или перегружать запись разными инструментальными линиями. Достаточно просто быть собой и честно делать своё дело, не отвлекаясь на разные частности.

Рецензия на мини-альбом группы Osovets "Бездна"

13-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Апологеты новой русской жёсткости из Osovets продолжают свой путь, крепнут, набираются опыта, и в этой связи представляют свой новейший шеститрековый EP. Читаем названия треков, и уже на стадии знакомства с первой композицией понимаем, что параллелей к Rammstein теперь будет ещё больше, а наши соотечественники при всём их патриотизме и самобытности по-прежнему совсем не прочь позаимствовать пару-тройку удачных ходов из арсенала своих немецких кумиров и прародителей. Но нет, это совсем не плагиат и не калька с Тилля и ему подобных – своей особой самобытности у Osovets более чем достаточно, и сейчас мы с вами в этом убедимся.

Вероятно, для кого-то камнем преткновения на “Бездне” вновь станет своеобразный вокал лидера группы Вадима Никитина (в балладе “Ночь” его пение даже напомнило мне незабвенного Юрия “Хоя” Клинских), но скорее всего кто-то полюбит их как раз за вокал. Что-то русское и славянское есть в русскоязычной лирике Вадима и в его манере пения, а я по ходу прослушивания “Бездны” не раз ловил себя на мысли, что микс Rammstein-Сектор Газа – это как раз то, что нужно многим современным рок-фэнам, и то, что так ждут и жаждут их тоскующие по понятной и качёвой музыке сердца. Не каждый решится быть простым, хитовым и понятным как “Smells Like Teen Spirit”, но Osovets пошли на этот шаг и, кажется, не прогадали.

Я могу сколько угодно слушать яростных ненавистников русского рока c их аллергией на бардов, киноманов и Юрия Хоя, сколько угодно могу с ними соглашаться, но отрицать огромное культурное значение русского рока как такового и обширность его влияния на разум и сознание наших соотечественников вряд ли представляется возможным, а Osovets никого слушать не стали, а просто взяли и сплавили такой яростный и доступный NDH с таким лиричным и доступным русским роком. Понять и распробовать такое могут даже люди, допускающие три ошибки в слове “интеллект” и пять ошибок в слове “интеллигентный”, но это не девальвирует то, что делают сейчас наши апологеты neue Russian harte, скорее вносит в их пресс-релиз дополнительную характеристику.

Баллад у Osovets на этот раз не много, а очень много. “Ночь” и “Нет тебя” следуют друг за другом, и благодаря такой сплошняковости и “двойной ударности”, у меня осталось ощущение, что лирические треки занимают 50% от новейшего релиза команды. Кстати, при всей их простоте и русроковости, обе баллады с “Бездны” хороши и хитовы почти на сто процентов. Немного наивные рифмы и такая ядерная сентиментальность (“а я забыл твой нежный голос, а я забыл твой твой мягкий волос…”) не просто не отталкивают и не раздражают, а привлекают к себе внимание ещё сильнее, умело интерпретируя и возрождая старые традиции колхозного панка для целей и задач нового индустриального металла.

Яростная сексуальность Osovets растёт, крепнет и набирает обороты. Воинствующий садо-мазохизм их текстов всё аутентичнее сплетается с романтической лиричностью и давно уже стал особой фишкой команды, но теперь он звучит ещё увереннее и раскрепощённее. Причина тому – банальное наращивание опыта и элементарный рост, однако факт остаётся фактом: Osovets становятся мощнее и убедительнее, а их риффы и аранжировки всё увереннее зовут ноги в пляс, а головы влекут к хэдбенгингу. Эта дискотека в стиле милитари с успехом использует риффы классических метал-групп, не забывая про обширные росчерки симфонических синтезаторов, но это не падение между двух стульев, а умелый и адекватный баланс на грани двух полярных стихий.

Их новейший EP краток, но в то же время максимально разнообразен: своеобразная готичность “Во сне” напоминает смесь Umbra Et Imago, Crematory, Rammstein и всё того же Сектора Газа, а стальные марши “Бездны” и “Взрыва во тьме” утрамбовывают подкорку словно сапоги безжалостных интервентов-завоевателей, обслушавшихся Rammstein и Mordor. Пусть “Имей меня” и “Бездна” немного шокируют своей откровенностью и неприкрытой чувственной эстетикой, но эта обсценная обнажённость с лихвой компенсируется повышенной лиричностью “Ночи” и “Нет тебя”. У Osovets получился очень неплохой релиз с явными тенденциями к прогрессу в духе Stahlhammer, и лично меня это невероятно радует. Похоже, дальше всё будет ещё лучше.

Рецензия на альбом группы Эйкумена "Останемся в истории"

11-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эйкумена значит “Вселенная”, и группа с таким названием явно будет петь либо про космос, либо про экуменизм, либо... Впрочем, не надо думать, гадать и портить лепестки и без того немногочисленных первых весенних цветов, достаточно остановиться на первом варианте. Насколько я понимаю, участники группы решили отразить в своём названии то, что их интересует абсолютно всё, и обо всех этих вселенских проблемах и маленьких домашних трагедиях с комедиями они будут петь с чувством настоящих странников-космополитов, которые со времён Сократа и Диогена очень мало изменились и до сих пор бродят, ищут, верят, надеются и поют свои грустные и серьёзные песни.

Главное достоинство Эйкумены - благородный мужской вокал с низкими, бархатными и вдумчивыми интонациями. Где-то сразу за ним виднеются стройные ряды разных фолковых дуделок с бренчалками, а в текстах всё так серьёзно, уютно, немного грустно и вообще по-взрослому, но не без некоторой доли романтичности. Они размеренны и неспешны, в сумерки где-нибудь на лесной опушке их легко спутать с типичными бардами-песенниками, делающими свои регулярные рейды с прокуренных кухонь к природным локациям, но есть во всём этом и что-то ещё – что-то, что роднит “Останемся в истории” с прежними релизами Эйкумены, и более тяжёлыми, и более резкими, и более динамичными.

Они взрослеют, меняются и не желают стоять на месте, а “Останемся в истории” – это настоящий весенний альбом с философскими текстами и глубокомысленными шалостями, которые творишь с серьёзным лицом, с вуалью печали, укрывшей плечи, и с изрядной долей самоиронии. Необычный звук за счёт необычного инструментария, нежные переливы арфы, осенние интонации в голосе на фоне всеобщего буйства зеленеющих мелодий - кто-то из слушателей заметил, что “Останемся в истории” это безнадёжно взрослый, который очень хочет стать ребёнком, и мне кажется, лучшего определения для данного релиза просто не придумать. Это действительно взрослые грёзы и песни о детстве и в них очень много тоски, мыслей и опыта.

Отголоски The Dartz, Дороги Водана, Тропы Не Врут и даже отчасти F.R.A.M. и Возвращения не просто встречаются в песнях Эйкумены, а чувствуют себя там так вальяжно и запросто, словно без них всё потеряет смысл и развалится, а поставлены они туда не кем-нибудь, а самим Абсолютом-Вседержителем. Больше всего на пластинке меня впечатлили балладные и повествовательные вещицы вроде “Нового дня”, “Осеннего бриза”, “Цветов”, “Снова зима”, “Дурная голова” (как будто Алису времён “Дурня” и “Jazz” скрестили с медляками Сварги), но временами музыкантам становится скучно, бес попадает в ребро, и они начинают форсить и искать возможность заморочиться с использованием нетривиальных средств и нестандартных для себя жанров.

Самый неоднозначный и провокационный момент на диске – это, пожалуй, “Ракета”. Как и некоторое время назад у Серого Кита, который написал песню от имени бомбы, здесь идёт речь о ядерной ракете, точнее главный герой и рассказчик в этом треке и есть эта самая ракета. Суровый и смертоносный артефакт хочет мира, добра, простого человеческого счастья, искренне сочувствует людям, недоумевает по поводу того, кто же мог её создать и, в конце концов, устремляется к Земле. В сочетании с менестрель-фолковыми делами и соответствующим имиджем коллектива, с их килтами, бородами, отшельничеством и т.д., всё это выглядит очень оригинально и воспринимается как радикальное утверждение пацифистских идеалов.

Немного фолка, немного рока, немного чистых размышлений о главном и важном, плюс толику экспериментов, ядерного регги (“Бунтарь Вселенной”) и хулиганского речитатива (“Я устал”) – вот что вы услышите на новейшем полноформатнике Эйкумены. У меня есть теория, что для того, чтобы проникнуться этими песнями в полной мере и распробовать все их оттенки, нужно слегка перевалить за тридцатилетний рубеж (подросткам здесь будет явно не доставать динамики, драйва и энергетики, а обилие смыслов и размышлений будет грузить и ввергать в депрессию своей флегматичностью), но определённые исключения тут тоже могут и даже должны быть, да и что бы делали все наши правила, если бы их не держали в тонусе свои исключения.

Пламенный гимн вечному детству и бунтарям питерам-пэнам – вот что такое “Останемся в истории”. Не знаю, в чём тут дело, но вспоминаем мы этого сказочного героя уже, как правило, в те годы, когда наша юность уже давным-давно миновала, а возврата к былому не предвидится. “Когда имеем, не храним; потерявши плачем” – можно перефразировать старую пословицу, что вбивали нам в голову с детства, а доходить до сознания эта аксиома начинает уже когда ничего не изменить. Про всё про это нынешний диск Эйкумены, но он далёк от беспробудной тоски и депрессии. Скорее это отчаянная джига, феерический отжиг на костях прожитых лет во имя своего настоящего, во имя любви к жизни. Здесь есть доля грусти и горечи, но это лишь эпизод, не более.

Рецензия на альбом группы ISON "Inner-Space"

10-03-2021 Дмитрий Фомин

''Можно понять космос, но не себя, - писал Гилберт К. Честертон. – Расстояние между собственно человеком и его внутренним Я подчас больше, чем расстояние до звезд". Действительно, каждый человек – это отдельная вселенная, ее внутреннее пространство можно изучать и разбирать на молекулы на протяжении всего периода ее физического существования, но так и не добиться успеха. Испокон веков многие беспокойные умы - ученые, поэты и даже музыканты – нередко обращают свой взор в космические звездные бездны. Ведь именно там, среди миллиардов звезд и миров, в просторах бесконечной Вселенной, следует искать ответы на вечные вопросы бытия.

Шведский проект ISON, детище многогранного композитора Дэниэля Энгеде (Crippled Black Phoenix, Hearts Of Black Science) и его спутницы жизни (к сожалению, уже бывшей на момент написания рецензии), вокалистки Хайке Лангханс (LOR3L3I, Draconian), существует не так уж долго, но в определенных кругах успел стать по-настоящему культовым явлением. Их космический эмбиент, мастерски скрещенный с пост-роковыми и даже думовыми основами, невероятно атмосферен, наполнен запредельной меланхолической гармонией и чувственным романтизмом, в котором угадываются вполне шекспировские мотивы.

Такие мысли навевали первые два миньона, выпущенные дуэтом в 2015-м и 2018-м гг. Теперь перед нами первый полноформатный альбом ISON, получивший название ''Inner-Space'' – часовый проводник вашего сознания в отдаленные пределы непостижимого Космоса. Если на предыдущих релизах Дэниэль и Хайке в каком-то смысле совершали плавное восхождение, то на этом полнометражнике они, похоже, достигли своей цели. Они вознеслись "через тернии к звездам" и даже выше, и теперь пребывают в некотором подобии умиротворения и внутренней гармонии, словно сбросив тяготившую их телесную оболочку.

В своем воздействии на сознание ''Inner-Space'' ничуть не уступает своим предшественникам. Материал остается таким же утонченным, энигматичным, музыкальным и пленительно-отрешенным, хотя нельзя не отметить, что он претерпел некую эволюцию. Гипнотическая, постепенно обволакивающая смесь эмбиента, разбавленная частыми пост-роковыми колебаниями и синтетическими дроун-эффектами, стала как будто более прозрачной, можно сказать, зефирной, но от этого не менее волнительной и захватывающей.

Роль электроники значительно возросла, заняв по сути доминирующую позицию, хотя материал, представленный на ''Inner-Space'', достаточно минималистичен и даже прямолинеен. Композициям свойственна парящая невесомость, медитативность, структуры их подчинены неспешной цикличности, метаморфозы их практически незаметны. В этом плане одиночные струнные аккорды и редкие вкрапления гитарного дума с перегруженными, но предельно размытыми риффами, оказываются тесно сплетенными с отрывистыми синтетическими модуляциями и протяжными сигналами, в то время как пульсирующие биты и клубящиеся пассажи приближают эту работу к релизам в духе нэйчурал-нью-эйджа.

Завораживающие вокальные линии Хайке по-прежнему вызывают трепет своим нарративным полушепотом, облаченным в сильную реверберацию космической "пустоты", сквозь которую проглядывают вполне земные эмоции и переживания. Девушка не стремится поразить слушателя запредельными нотами (здесь это было бы крайне неуместно), ее вокал играет как и лидирующую партию, так и создает чудный невесомый фон мастерским интонированием. Также на альбоме можно встретить эпизодический мужской вокал в гостевом исполнении Neige (Alcest), но назвать это полноценным дуэтом нельзя. Ведь, если верить Станиславу Лему, в космосе не может быть диалогов, только монолог.

''Inner-Space'' – удивительный, сновидческий вояж, пролегающий среди космической пустоты, вырывающий из оков физического тела и растворяющий без остатка среди созвездий, космических лучей и межпланетных газовых облаков. Местами прозрачная, местами холодная и безэмоциональная, щемяще-трагическая и одинокая в огромном вакууме, но неизменно прекрасная и будоражащая сознание музыка. Музыка, где нет ничего лишнего и где не ощущается ничего земного. Музыка, предназначенная для одиночного восприятия, но также символизирующая душеизлияние мужского и женского начал, ставших на новый этап индивидуализма, но на протяжении миллионов лет продолжающих тяготиться тоской по утерянной частице единого целого.

Рецензия на альбом проекта Spell Of Dark "Ghost From The Past"

09-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

За активность этих Тёмных Чар, что простирают к нам свои липкие щупальца из Новосибирска вот уже двенадцать лет, отвечает таинственный музыкант, скрывающийся за лаконичным псевдонимом VT. Если вы внимательно следите за новинками отечественной чёрной сцены, то наверняка уже заметили, что VT участвует в составе концертирующего и вполне себе неплохого астраханского формирования под названием Goatpreacher, а также барабанит у местных блэкстеров Doden Grotte, однако первая любовь и основное детище VT это именно Spell Of Dark, и в рамках данного one-man-проекта он записал и выпустил уже целых четыре полноформатника, два EP и два сингла.

Новейшее творение проекта стало распространяться по цифровому пространству аккурат в первый день весны, а в трек-листе виднеется кавер на Moby, что уже само по себе должно и может заинтриговать: полноте, блэк-метал ли это, если мы имеем в графе габаритной информации такие сомнительные и не слишком концептуальные исходники? И по сравнению с Goatpreacher и Doden Grotte творчество Spell Of Dark много мелодичнее, атмосфернее и вообще “душевнее”. Вместо скрима, хрипа и злого гроула, которым столь знамениты злые козлопочитатели из Goatpreacher, здесь нас ждёт по большей части меланхоличный шёпот, отвлечённые повествования и сдержанные всхрипы.

У Spell Of Dark достаточно много общего с атмосферным блэк-металлом и таким же атмосферным думом, но даже по сравнению с ними материал проекта кажется ещё более природным, разреженным и человечным. Здесь не так много холода и абстракций, столь любимых адептами Гайи и апологетами бесконечных снежных равнин, симпатизирующим депрессивным блэковым делам и имморталовскому “Blashyrkh”, а по настроению альбом напомнил мне как ни странно, деятельность шведской группы Grave Flowers. Всё такие же простые и элементарные риффы, сдержанно-печальные мелодии, настроение обидной и тотальной непонятости и всё это с особым романтическим флёром грустного очарования.

Даже формулировки названий треков имеют нечто схожее у Spell Of Dark с Могильными Цветами. “Я спасу тебя, Лес” – восклицает VT в четвёртом треке “Ghost From The Past”, а мне тут же вспоминаются “Save Me Or Destroy Me” и “Sleep, Demons, Sleep” в исполнении шведов под предводительством Матте Андерсона. Временами мне по ходу прослушивания приходил на ум даже Tiamat времён “A Deeper Kind Of Slumber”, но немного поразмыслив на эту тему, я всё-таки пришёл к выводу, что общего здесь, наверное, только фоновый дремотный настрой и эмоциональный упадок, граничащий с апатией, но не какие-то конкретные фишки или музыкальные ходы.

“Безмятежность и покой” – формулирует сам VT философию и идеологическое кредо Spell Of Dark в тексте предпоследнего на альбоме трека “Summer Of Hopes”, и эту ровную, словно зачарованную водную гладь позабытого всеми богами и чертями озера не способны потревожить и разрушить даже намёки на фолк, прорастающие в этом самом “Лете надежд” (как будто Avrigus скрестили с Eluveitie). Вот ведь нагнали дума и готики – думал я, в очередной раз подлавливая себя на том, что сижу словно Кай в плену морозных прелестей Снежной Королевы. Тут и правда не ровен час заплутаешь и потеряешься. Кавер на Moby? А вот он действительно хорош, хотя “игрушечные” гитары всё-таки можно было бы заставить звучать чуть элегантнее.

Альбом у Spell Of Dark на самом деле получился очень ровный и в этом смысле эмбиентный, а рекомендовать такое стоит не любителям корпспейнта и шипов, а скорее тем, кто ценит и котирует возвышенную тоску Katatonia, Anathema, Godgory и всё тех же Grave Flowers, ну а если всё-таки искать какие-то параллели между Spell Of Dark и миром чёрного металла, то это будут Lauxnos, Sterberfall или Taiga. Медитативная, неспешная, очень спокойная, размеренная и очень романтичная музыка, в которой нет и следа блэковой ярости, скорости или колючей радикальности – вот что представляют из себя нынешние Spell Of Dark, и звучит это намного естественнее и убедительнее, чем у тех же Taiga с их истошными воплями.

Показать ещё