ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы КуЛай "За Гагарина"

09-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Можно написать на сарае слово из трёх букв и согласиться с тем, что это эпатаж и хулиганство, а можно концептуально упереться и настаивать на том, что имеет место неординарный подход к музыкально-текстовой фактуре, хулиганская эстетика и многомерное ощущение мира, приперчённое крепким словцом. Казанская группа КуЛай совсем не относится к первому случаю, а вот ко второму не просто относится, а можно сказать, стоит во главе его. На своём втором полноформатнике эти весёлые и находчивые казанские рокеры продолжают свои собственные традиции, всячески экспериментируют, иронизируют над собой и вообще с пользой и с огоньком проводят время, а во главе угла у них, словно Шалтай-Болтай у себя на стене, восседает пацифистский идеал мира во всём мире и глубокое убеждение в том, что нецензурные шутки и слегка нетрезвое хулиганство много лучше, чем войны, узколобая упёртость и ссоры.

Там где Гагарин махнул бы рукой и сказал “поехали!”, “кулаевцы” настроят столько рифм и шутеек, что просто КВН. Хотя про клуб весёлых и находчивых я тут, наверное, зря – всё-таки настрой у команды совсем другой: более расслабленный, миролюбивый, пофигистичный и вообще взрослый. Чувствуется, что участникам группы некуда спешить, покорять мир они не планируют, а вместо воинствующего тестостерона у них взвешенное сорокалетнее “сами приплывут” на вопрос о том, как быть с оказавшимися после кораблекрушения на другом берегу женщинами. Саксофон, намёки на джаз и блюз, регги-расслабленность, хипповская тусовочность и вообще что-то родом из 60-х и обретающихся там битников характерно для музыки этой группы и их текстов на все сто, а временами что-то где-то переключается, и в эфир начинает транслироваться чистый и первозданный релакс, как это, например, происходит в песне “Аллилуйя”.

То, что Венедикт Ерофеев выражал в литературной прозе, КуЛай делают на концертах и в студии своими песнями, плясками, пантомимой и прибаутками, но происходит всё это с какой-то тотально растаманской доброжелательностью и теплом. Взрослые и как будто немного усталые шутки и приколы в исполнении КуЛай полны солнца, позитива, воды, травы, грибов, безоблачных небес и алкогольных градусов, но в то же время очень самобытны и своеобразны. Возможно, нечто подобное спели бы Кортнев и Сюткин, если бы их кто-то сильно угостил хорошим алкоголем и пригласил попеть в Billy’s Band вместо Билли Новика, и это действительно вполне можно было бы назвать и алко-джазом… Хм, джазом? Не знаю, как вас, а лично меня не покидает ощущение, что авторы альбома “За Гагарина” не перестают грезить о том, чтобы сделать наш российский алко-шансон таким же великим и уважаемым, как и шансон европейский, и, по крайней мере, такие вещи с альбома как “Сука-Любовь” точно про это.

Их новый, второй по счёту диск разнообразен и порой удивителен: встречается здесь и почти фолк (“Ванька Каин”), и ядрёная медитативная этника в стиле Vector Five, и совершенно простые алкогольные радости, превосходно знакомые подавляющему большинству наших отечественных слушателей, переваливших за сорокалетний рубеж, и вообще много чего ещё. И всё это с той особой древнерусской тоской, которую не вытравить ни Бобом Марли, ни Эдиком Ван Халеном, и вообще ничем. “Хорошо сидим” – так и хочется сказать, когда прозвучало уже пять-шесть песен с альбома, довольно прикрякнуть и протереть нос рукавом. Думаю, что никто не станет спорить с тем, что процесс прослушивания этого диска имеет нечто общее с глубокомысленными тихими медитациями на кухне в компании самых близких и закадычных единомышленников или наедине со своими мыслями и вылетевшим из волшебного сосуда джинном.

Когда мне было лет шестнадцать, одна знакомая эфирная эльфийка как-то прислала в очередной посылке с кассетами наряду с традиционными Иллет, Тэм Гринхилл, Лорой Бочаровой, Скади и т.д. Тельфера и Чёрного Лукича. Всё это отправлялось на правах любимых, прекрасных и обязательных к прослушиванию исполнителей, и я с удивлением вдруг понял и моментально как-то сразу вдруг осознал тогда, что даже самые утончённые принцессы и феи втайне мечтают, чтобы к ним в опочивальню ночной порой нагрянул какой-нибудь лихой добрый молодец и… поступил как злой. Думаю, у участников группы КуЛай в своё время тоже был подобный или схожий с ним опыт, а получив идентичное моему понимание, они решили вовсю его использовать и вести себя по жизни как раз в стиле вот таких лихих, добрых и злых одновременно молодцов, которые впечатляют женский пол своей открытостью и развязностью.

Не сказать, что этой самой развязности на альбоме слишком много или она слишком радикальна, но намёки на хулиганские озорничанья присутствуют в той или иной степени у КуЛай постоянно и часто вырисовываются в самых неожиданных и непредсказуемых местах. С хитрым видом нашкодившего, но ничуть не раскаивающегося в этом кота фронтмен вплетает в свои рифмы нецензурности так изящно и ловко, что ассоциации с фокусниками, жонглёрами и неутомимыми бременскими музыкантами приходят сами собой, а настроение повышается даже у закоренелых снобов и безнадёжных моралистов. Особый колорит всё это приобретает в силу того, что вербальный перец, используемый командой, автоматически воспринимается в категориях “седина в бороду, бес в ребро”, а сами участники кажутся эдакими “стариками-разбойниками”, не претендующими на какие-то особые лавры и достижения, но ещё не утратившими свой порох.

Конечно, всё это стилизация, юмор и игра на тонких струнах словесности, а на сцене КуЛаю доводилось бывать даже в одной компании с Сергеем Канунниковым (а это определённый уровень, согласитесь), не случайно порой они лиричны почти как Седьмая Вода или всё те же акустично-балладные Возвращение – участники этой группы определённо могут быть и поэтичны, и мудры, и назидательны, и серьёзны, но что-то особое, хулиганское и такое бардовское в крови не даёт им забыть свои нецензурности и скоморошества. Назови это хоть регги-вариантом Piccolo Bestia, хоть авторской песней в исполнении подгулявших заложников ностальгии, хоть как-то ещё, суть от этого ничуть не изменится – перед нами разнузданно-философствующий регги-фолк, и при всей своей разноликости, он всегда остаётся собой. Зачем доставать до звёзд, если можно просто смотреть на них и наслаждаться этим вечером в своё удовольствие? – этот риторический вопрос прекрасно иллюстрирует стиль и настрой альбома “За Гагарина”, и с этим не поспорить.

Рецензия на альбом группы Knee "Архаист"

08-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Дебютный альбом этого российско-белорусского коллектива сорвал множество положительных отзывов и впечатлил огромное количество людей безо всякой рекламы и почти без усилий со стороны самих музыкантов, что уже сейчас говорит о многом и позволяет делать определённые выводы. Более того, в определённых кругах “Архаист” уже успел стать культовым и знаковым релизом, снискав приз слушательских симпатий и благодарный стикер “best of the best”, а это говорит ещё о большем, но что же кроется за таинственным названием “колено” и почему их пятнадцатитрековый полноформатник заслуживает вашего внимания и потраченного времени?

Кто-то сравнивает Knee с Black Tongue и Invertor, кто-то находит общее с The Abominable Iron Sloth и Will Haven, а для олдфагов вроде меня всё это старый добрый и вечный O.L.D. с некоторым влиянием групп вроде B-Thong. Очень энергичная, изломанная, тяжёлая и шумная музыка с явными признаками психических расстройств и ментального разложения, интересные эксперименты со звуком и экстремальные саунд-вибрации в духе Sadistik Execution и Extreme Noise Terror, а поверх всего этого отчаянные русскоязычные тексты с привкусом гнили, некротической одержимости, невыносимого страдания и вырождения.

Музыка ментальной дисфории и стремительных психических диссоциаций, ад внутренних противоречий, вдруг начавший массированно вылезать наружу в состоянии тотальной сенсорной депривации – здесь патология сидит на патологии и патологией погоняет, и если вы имеете склонность к подобным вещам, то, вероятно, для вас Knee будут как манна небесная или как кусок торта, однако справедливо в данном случае и обратное: если в громоздящихся чуть выше описаниях вы не нашли ничего знакомого, близкого и понятного, то, вероятно, будет лучше просто оставить эту пластинку в покое и не испытывать свою психику и нервную систему на прочность.

У меня язык не поворачивается назвать какофонию оживших и обезумевших мясорубок, которая правит бал на “Архаисте”, дум-металлом даже в самом отдалённом, аллегорическом и шутливом смысле, однако этот тег по какой-то странной и неведомой мне причине всё-таки настойчиво обретается в непосредственной близости от данного релиза и преспокойненько светиться в тематических пабликах и на странице команды. На самом же деле “Архаист” – это сердитый сладж пополам с патологическим металкором, и хотя здесь присутствуют чужеродные влияния и эксперименты, все они умещаются в рамки страшных и смертельных видений с обязательной приставкой “некро” и с суффиксом “core”.

Именно для таких релизов были придуманы наклейки “parental advisory”, а в плане притяжения к некротическим темам и какой-то непрекращающейся внутренней некрофилии участники проекта смогли разом переплюнуть и Кинга Даймонда, и Necrophagia, и Macabre, и даже Mayhem (а кто был более радикален в этом плане, чем их Dead?!) Абсолютный мрак развоплощений, бесконечное отчаяние и тотальный финал всех светлых и жизнеутверждающих тенденций, да и всего человеческого в целом. Это болезнь и особая ментальная дисфункция, ставшие звуком и получившие дар речи. В этом смысле “Архаист” действительно вполне оригинален и уникален.

Угрюмую некротическую тематику, за счёт которой в своё время поднялись и нашли себя Necro Stellar и Сруб, участники Knee довели до самого финального предела, и это действительно апофеоз. Могильный фон заупокойных синтезаторов делает своё чёрное дело, и звуковой террор Knee звучит местами как настоящий экскаватор разрушения, задумавший сравнять с землёй всё прекрасное, доброе и вечное. Аудио-пытка на грани возможного, максимум противоречивых, разнонаправленных и искажённых звуков в одно время и в одном месте и всё это в очень стильной, осмысленной и вообще грамотной упаковке – вот что такое Knee.

Трудно не заметить, что звучит “Архаист” очень фирменно. Их риффы жирны, грузны и увесисты как молоты, занесённые над наковальней, а ритмы техничны и убедительны словно рухнувшая башня. Пятнадцать треков альбома пролетают как увлекательный трип на американских горках в тематическом парке по мотивам хэллоуина, когда от зашкаливающего адреналина и постоянно сменяющих друг друга локаций и ситуаций не успеваешь перевести дух, и да, они действительно разнообразны и креативны, а идея и концепция чувствуются в каждом рандомном фрагменте с пластинки, и по данному поводу вы просто обязаны поставить им свой жирный плюсик, но вся штука в том, что это не хэллоуин и не Кинг Даймонд, а вполне реальная ночь живых мертвецов.

Рецензия на сингл группы North-Lights Era "Зачеркни"

07-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Что бывает, когда та или иная группа позиционирует себя как просто “метал”? Если это не Annihilator и не их альбом 2007 года, то вас могут ждать совершенно разные и даже взаимоисключающие варианты, а такое абстрактное и в то же время претенциозное самоопределение на стадии мимолётного знакомства с релизом может здорово заинтриговать и привлечь ваше внимание, однако если вы уже съели пару собак в плане слушательской компетенции, то наверняка станете предполагать, что “просто метал” это, скорее всего, что-то модерновое, ню-металлическое, искрящееся, модное и вообще из серии “в ногу со временем”.

Начинающий ростовский коллектив North-Light Era действительно исполняет нечто гитарное и оснащённое перегруженным дисторшном, характерным для металла, но в плане визуальной эстетики далёк от клише тяжёлого жанра и от свойственной ему палитры, уверенно устремляясь к светлым, пастельным, розовым и вообще компромиссным оттенкам, которые у большинства из нас ассоциируются с деятельностью совсем других исполнителей и совсем других жанров. И тем не менее не спешите восклицать “Меладзе, ты ли это?!”, у Эры Северного Сияния всё совсем не так однозначно и топорно, как можно было бы подумать и предположить.

Обилие электронных эффектов и характерная цветовая палитра обложек North-Light Era намекают на то, что нас ждёт вариант музыкального творчества из серии “для вас женщины”, и если у вас вдруг промелькнула такая мысль, то вы не ошиблись. Нежная вокальная мелодия, упругий риффовый скрежет, мечтательные синтезаторы и отдалённый намёк на речитатив в исполнении этого проекта выглядят как средоточие всех самых модных и передовых фишек, комплекс которых должен понравиться как фанатам To/Die/For, Linkin Park и Lacuna Coil, так и любителям более эстрадных и дискотечных вариантов музыкально-психологических исследований.

Кстати, за звук “Зачеркни” отвечает не кто иной как вокалист и семплер North-Lights Era Даниил Литовченко, благодаря которому так убедительно и великолепно звучат записи местного ростовского блэкового дивизиона Lucifer’s Dungeon. Понятное дело, что в своём собственном проекте Даниил, Артем и Артур постарались выжать в местных Tamata Sound, MASSSOUND и PARAGRAPH STUDIO всё, на что только способен аппарат данных заведений и сделать все дела на самом высоком и впечатляющем уровне, что хорошо слышно даже когда гитары ещё не вступили, а вместо них эфир заполняет сумрачная электроника.

“Хочешь играть попсу, пусть даже попсу гитарную и тяжёлую, будь качественным и звучным” – как будто говорят своим творчеством ростовчане, а их перфекционизм и дотошность меня даже немного удивили (тратить столько времени и мотаться по всему Ростову в поисках места, где бы получше записать барабаны и перенести на плёнку свои вокальные упражнения, отвергая студию за студией – это определённо признак настойчивости и желание видеть результат самого высокого уровня). Хм, попсу? Ну, сегодняшние In This Moment, Amaranthe и Lacuna Coil это ведь тоже арт-поп-метал, поэтому почему бы не присоединиться к славной компании, если даже сам металлический бог Роб Халфорд не посчитал для себя зазорным сделать это.

А ведь первым демо-синглом у этого новоиспечённого коллектива был вполне себе мрачный и таинственный кавер на саундтрек к фильму “Halloween”, и когда он вышел, вряд ли кто-то мог бы предположить, что всё обернётся такой сентиментальной и лирической ванилью, как это случилось сейчас. Можно предположить, что авторы задумали поздравить с праздником восьмого марта прекрасную половину человечества, и композиция была сделана как раз по этому поводу и для этой цели, и такое предположение кажется мне вполне адекватным и имеющим право на существование – в самом деле, почему бы не приурочить рождение группы к такой дате.

“Восьмое марта – дурацкий праздник, его придумал очень злой проказник” – считает Степанцов, а North-Lights Era в своём февральском сингле решили попытаться преподнести всё в более романтичном и оптимистическом ключе, и вот перед нами “Зачеркни”. Этот трек – повод или, по крайней мере, попытка зачеркнуть всё плохое, снова поверить в свежесть и романтичность человеческих отношений и подарить слушателям немного новизны восприятия. Замшелый клубняк, сомнительная романтичность и модерновый ню-метал в одной упряжке вряд ли могут показаться кому-то хорошей идеей, но эти ростовские бунтари смогли всё сделать так, чтобы это заработало и… Я на самом деле очень удивлён, что они не приурочили эту песню к 8 марта.

Конечно, трек и без того выстрелил как из пушки, но почему бы не привинтить эту вещицу к такому громкому и всеобщему событию? Пусть пока ещё непонятно, станет ли подобная эклектика постоянным жанровым выбором North-Lights Era или останется единомоментным экспериментом, но это и не так важно. Ребята попробовали себя в стиле утяжелённого дискотечного нуара, и это уже сейчас можно расценивать как их билет и пропуск на танцполы и в диджейские плейлисты. В эпоху, когда большинство рандомных обитателей социальных сетей привыкли воспринимать музыку исключительно синглами, одного только “Зачеркни” действительно будет вполне достаточно чтобы засветиться, запомниться и состояться, но продолжение тоже устроить желательно.

Рецензия на сингл группы Код Дракона "Ветер"

06-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Когда музыкант не чувствует возможности выразить что-то прямо из-за сложности или обширности выбранной темы, он часто прибегает к метафорам. В таких случаях современные рок-герои уподобляются Платону, использовавшему миф как средство выражения своих метафизических прозрений, и прибегают к языку символов и аллегорий, чтобы одновременно и попасть в цель, выразив всё, что нужно и что планировалось, и при этом не сузить проблемное поле - не погрешить против красоты и величия заинтересовавшего их предмета или явления. В немногом сказать многое – то ещё искусство, и рок-музыканты далеко не последние из тех, кто пробовал и пробует себя в этом нелёгком деле изложения сложных вещей простыми словами.

Не знаю, как вам, а мне в этой связи вспоминается группа Э.В.М. и их песня “Ветерок”, по поводу которой журналисты РокАды в своё время выстроили целый философско-герменевтический трактат. “Ветеринар, лечащий ветеранов тяжёлого рока” – объясняли они тогда смысл названия этой вещи, а свою дотошность объясняли легко и элементарно: коль скоро участники коллектива в своём названии зашифровали скрытый посыл (как вы помните, Э.В.М. в данном случае расшифровывалось не как-нибудь, а “Эх, вашу мать!”), значит, и в названиях песен у них просто обязан находиться какой-то скрытый и потайной смысл, даже если этого на первый взгляд не видно и не слышно.

И в этом месте было бы логично вспомнить про американцев из W.A.S.P., которые до сих пор не знают себе равных в такого рода символических иносказаниях и сокращениях (вспомнить хоть такие их треки как “L.O.V.E. Machine” или “B.A.D.”), но тут мне как раз принесли на рецензию свежий сингл от современных лириков-хулиганов из группы Код Дракона, и наверное, будет логичнее сказать пару слов про их релиз, тем более что он тоже вполне подходит к теме нашего сегодняшнего разговора и представляет из себя классический вариант обобщающего символизма, где определённое природное явление используется для того чтобы изобразить некое сложное и с трудом поддающееся словесному описанию состояние.

“Свежий ветер в моих карманах и в мозгах” – пели ещё одни ветераны отечественного хард-рока из группы с явной шифровкой на правах названия (речь идёт о группе ЛиДер и их альбоме 1993 года “Дорога на…”), про “Ветер перемен” нам уже тридцать лет рассказывают и напоминают Scorpions, а у Кода Дракона получился некий микс и симбиоз из всех возможных и уже озвученных другими “ветреных” ассоциаций. Перемены легче всего даются, когда в карманах ветер? По “дороге на…“ лучше всего двигаться с ветерком? Ветеринарам тяжёлого рока иногда тоже нужно что-то менять в своей жизни и не бояться тур-операторов, даже если они предлагают отправиться на Мадагаскар после атомной войны? И первое, и второе, и третье, но давайте не будем форсировать события и расскажем обо всём по порядку.

К своему официальному пятнадцатилетию Код Дракона удовлетворённым взором пересмотрели арсенал своих фирменных фишек, слегка перетряхнули их, щегольским жестом смахнули пару нападавших за время некоторого недавнего простоя пылинок, да и выдали аккурат накануне международного женского праздника свежий трек, который назвали “Ветер”. Если говорить о лирической составляющей, то здесь собака зарыта, как мне представляется, вот в чём. В этой жизни мы все принимаем решения, иной раз они важны, сложны и даже судьбоносны, но легче их принимать, когда присутствует некий катализатор, толчок (“ветер”), ты оказался среди непривычных для тебя льдин и снегов, а за ударными у тебя вместо привычного фейса драммера восседает какое-то непонятное осьминогоподобное чудище.

А вот в плане инструментала перед нами традиционный Код Дракона, но с прозрачными синтезаторами, заметно подтянутым звучанием, грамотным миксом и с чуть более лёгкой, напевной и лиричной подачей, в которой чувствуется взрослое желание приятных мелодий и саунд-комфорта. Кстати о комфорте. Стремление быть стильными, качественными и осмысленными ощущается в случае с актуальным синглом уже на стадии визуального с ним знакомства, арт “Ветра” с удовольствием щеголяет заметно повысившейся степенью детальности, а кроме всего прочего, на нём сразу же прорисовывается определённый сюжет (с такой обложкой группа просто обязана снять рисованный мультипликационный клип и рассказать всем, наконец, куда попали участники группы и как им удалось оттуда выбраться) и повышенная динамичность.

О симпатиях участников группы к творчеству Сектора Газа и Красной Плесени на данный момент напоминает только вокал и его характерный тембр (как незабвенный Юрий Хой и всё с той же непременной внутренней ухмылкой иронии, как будто анонсирующей: сейчас будет метко и немного матерно), в остальном же Код Дракона уверенно движутся к более серьёзной, общедоступной и общеприемлемой музыке, которая могла бы появляться и на радио, и на ТВ, и на рингтоне у вашего троюродного дедушки-паралитика. Не изменяя своим традициям и характерным фишкам афористичного стихосложения, участники группы и их лидер вокалист Сергей Потапов как будто расширяют их изнутри, делая более универсальными, качественными и презентабельными (цитаты из текстов хоть в мемы в тик-ток, хоть на стикеры для ВК).

А если копать ещё глубже, то можно найти в данном сингле и такой ещё посыл: за окном весна, погода коварна, и, даже если у вас под ботинками и не снуют акулы, обольщаться по поводу яркого весеннего солнышка не стоит ни в коем случае, а надевать на улицу шапку нужно обязательно, чтобы разгулявшийся ветер не ровен час не продул вас и не испортил впечатление от готовящегося полноформатника Кода Дракона. Не сомневаюсь, что для грядущего лонгплея Сергей Потапов и Роман Пименов сумеют нарулить ещё много сюрпризов и приятных неожиданностей, а сюжетных обложек, интересных метафор и захватывающих дух параллелей у них будет ещё больше, чем сейчас. “Правильной дорогой идёте, товарищи!” – сказал бы им В.И.Ленин, а мы просто пожелаем группе Код-дракона удачи и ещё разок переслушаем “Ветер” в ожидании их новых релизов.

Рецензия на альбом группы Prime Alone "The Essence Lies In The Depth"

04-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот таинственный инструментальный питерский one-man-проект очень любит длинные и говорящие названия. Может быть, таким образом руководитель и единственный участник Prime Alone Пётр Гидулянов компенсирует отсутствие вокальных дорожек в своих треках, а может просто старается настроить потенциального слушателя на нужную волну? Думаю, и первое, и второе имеет место в данном случае в совершенно равной степени, и никакого противоречия между двумя этими вариантами совершенно не наблюдается. Названия треков коллектива буквально сочатся поэтичностью, и это можно уже считать характерной чертой творчества PA.

“Суть кроется в глубине” называется актуальный лонгплей Prime Alone и после “Великого искусства саморазрушения” и самоназванного дебютника это выглядит как вполне логичное продолжение и закономерная эволюция. Или как поэтапно разворачивающийся и последовательно реализуемый план по собственному усовершенствованию. В любом случае, перед нами сейчас нечто достаточно прогрессивное и совершенное, нечто философское и настроенное на предельные смыслы человеческой экзистенции, а значит, Prime Alone продолжают действовать в своём обычном репертуаре и сворачивать никуда не намерены.

А ведь и правда – музыка проекта всё так же всецело инструментальна, глубокомысленна и философски настроена, всё так же атмосферна и геометрически выверена и сейчас даже, пожалуй, в большей степени, чем когда-либо. Степень уверенности в себе, техничности и геометрического совершенства сейчас находится на максимальном из возможных уровней и сразу же бросается в глаза, но что гораздо интереснее и примечательнее в данном случае, так это то что инструментальная слаженность и прозрачные аллюзии к мат-металлу нисколько не вредят одухотворённости “The Essence Lies In The Depth” и общей мечтательности релиза.

Слегка грузноватая, как будто несколько неповоротливая и чрезмерно выпирающая ритм-секция кажется порой искусственно прикрученной к прозрачным, словно призрачным гитарным переборам и задумчивым водопадам рефлексирующих мелодий, но именно в этом и состоит особый стиль проекта. Можно сколько угодно упирать на то, что формально музыкальный стиль Prime Alone обретается на берегах пост-рока и пост-металла, такие вещи как “My Own Blackthorn” или “Darkness” по своему посылу и настроению это настоящий дум с явными отголосками дэтовых трагедий и траурных гроз ранних My Dying Bride.

Ревущие гитары “Encircled By Wolves” напомнили мне холодную классику Katatonia, а финальная “Starry Nights In Kaalamo” вызвала в памяти что-то из неоклассики Ophelia’s Dream. Не знаю, насколько это так на самом деле и задумывал ли автор что-то подобное, когда сочинял и записывал вошедшие на диск треки, но альбом напоминает долгое и концептуальное путешествие к глубинам собственного “Я”, к обретению смысла жизни и к раскрытию своего изначального предназначения. Альбом преисполнен невероятным чувством покоя и печального очарования, и именно эти секторы эмоционального спектра так любили первые дэтовые думстеры.

Заdoomчивых тенденций у Prime Alone сейчас действительно много как никогда, а некоторые фрагменты с “The Essence Lies In The Depth” могли бы превосходно вписаться в треки классических работ Paradise Lost, Anathema, Tristitia или Sadness. Пётр Гидулянов записал невероятно целостный, настроенческий и атмосферный диск, который слушается на одном дыхании от начала и до самой последней ноты. С чем сравнить такое? Мне на ум в этой связи приходит органичная солянка из анафемовского “Alternative 4” и поздних Katatonia с The Gathering, хотя палитра влияний и инспираций актуального полноформата даже ещё шире.

“Все настоящие сокровища должны лежать нетронутыми на далёком берегу, в этом их суть и судьба. Твой истинный берег сокровищ полностью недоступен для других” – говорил герой книг Владимира Серкина, и “The Essence Lies In The Depth” словно решил проиллюстрировать своими музыкальными фантазиями такое уединённое существование в удивительном и волшебном мире невероятных открытий и несказанных чудес. Этот альбом напоминает сеанс релаксотерапии или гипнотическое путешествие в глубины подсознания, где за каскадами впечатлений и воспоминаний обретаются поражающие воображение находки и неожиданные сюрпризы.

Третья полноформатная работа Prime Alone стала самой вдумчивой, серьёзной и впечатляющей из всей дискографии питерского проекта, а её цельность и атмосферность без проблем позволили бы “The Essence Lies In The Depth” стать саундтреком к какому-нибудь серьёзному и хорошему фильму или даже к целой жизни некоего йога и отшельника, ушедшего от цивилизации и компромиссов в мир изначальной природной гармонии и первозданной радости. Тишина, спокойствие, жизнь в единении с природой и в ладу с собой, истинные ценности, далёкие от идеалов потребления и накопительства – вот о чём напоминает этот альбом, и это прекрасно.

Рецензия на мини-альбом группы What For? "Ганнибал у ворот"

02-03-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Как известно, философом становишься, когда разум охватывают удивление или сомнение, но для того, чтобы стать философом настоящим, а не липовым (сейчас, кажется, принято вместо слова “липовый” говорить “фейковый”?), нужно обладать достаточным мужеством, чтобы не побояться выглядеть глупым, нелепым, не знающим чего-то и вообще попадать впросак раз за разом, ничего с этого не имея, и лажать – громко и страшно лажать. Кто в наше прагматичное время решится на такое? А ведь питерская группа What For? занимается в точности этим самым вот уже почти десять лет, и смелости с безрассудством им явно не занимать!

Сначала они бродяжничали и странствовали в лучших традициях Экхарта Толле и древних анахоретов, старательно обходя официальные релизы и качественную альбомную запись стороной, в 2015 году так и вовсе распались, но в конце концов всё-таки нашли в себе силы собраться с мыслями и вернулись со своим первым и единственным за девять лет мини-альбомом “Ганнибал у ворот”. И здесь можно было бы вспомнить героя “Молчания ягнят” или гениального предка Александра Сергеевича Пушкина, но обложка EP конкретна и не особо оставляет нам простор для фантазии, отсылая к урокам истории.

Ганниба́л Ба́рка (247—183 до н. э.) — карфагенский военачальник. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн – читаем мы на пыльных страницах такой же пыльной энциклопедии, и упоминание этого воинственного персонажа из древности вновь как будто само собой наводит на мысли и воспоминания о философах, мыслителях, парадоксах, апориях, антиномиях, а также бочках, лампах, остротах и прочих подвигах Диогена.

“Хороши у немцев выходят башмаки, а у русских зато хороши народные пословицы и поговорки” – заметил как-то ещё один замечательный философ В. В. Розанов, а музыканты What For? в лучших традициях скитающихся мыслителей-правдорубцев точно так же симпатизируют афоризмам, крылатым выражениям и пословицам (как они ещё название альбома не написали на латинском – на латыни, как известно, что ни сочетание слов, то крылатый афоризм), и предлагают каждому слушателю самостоятельно разобраться с тем, какой смысл был заложен ими на диск и расставить в нужном порядке используемые ими цитаты (про Г.Барка забудьте – он ни при чём).

What For? не боятся признаваться в том, что у них нет никакого ясного понимания по поводу того, кто они такие, зачем занимаются музыкой, что играют и чего хотят, но они ищут, заставляют серое вещество у себя в подкорке активно фосфоресцировать и вообще всерьёз озабочены поисками смысла и осмысленности. И да, эта группа с гордостью и с удовольствием продолжает те славные традиции отечественного русскоязычного рока, которые состояли в том, чтобы петь о важном и значимом, развиваться, вскрывать наличествующие в мироздании закономерности и вообще не быть идиотом.

Их соло и риффы просты как дважды два, а в вокальных вибрациях достаточно претенциозных, пророческих и мессианских интонаций, благодаря которым классический русский рок так котировали и уважали в своё время на западе, и всё это со своеобразной хитовостью последнего издыхания, которую столь беззастенчиво использовали все от Моррисона и Кобейна до Кинчева, заставляя нас внимать себе с открытым ртом. Они похожи на всех или почти на всех и в то же время не похожи ни на кого, и в этом тоже их особая изюминка и их сила, а элементарная запоминаемость их мелодий кажется идеальным плацдармом для высоких идей и размышлений.

Они играют классический русский рок, но делают это так резко, громко и на таких перегруженных дисторшном гитарах, что по драйву и энергетике финальный результат вплотную приближается к гитарной агрессии гордых металлических патриархов. Как будто Башлачёва позвали вокалистом в 99%, а в это время мимо проезжали на репетицию Тяжёлый День, где-то потерявшие Бажина, или у Чёрного Обелиска времён “Ещё Одного Дня” на вокале Александр Непомнящий или кто-то вроде него. И это похоже на самые жёсткие и самые претенциозные группы 70-х с их вызовом и шармом. Как Iron Butterfly, Led Zeppelin и Blue Cheer, но про то, что волновало Достоевского.

Как известно, все люди делятся на читающих и не читающих, и What For?, будучи представителями первой группы человеческих индивидуумов, решили обратиться к своим собратьям по разуму, предпочитающим шелест книжных страниц всем иным и прочим радостям жизни. И ведь их думающий рок наверняка придётся по душе тем, кто в 90-е рефлексировал бы под Г.О., Янку или А.Непомнящего, а в наше время котирует Урсус или Agenda. Да, кстати, с Урсус наши герои из What For? даже выступали на одной сцене и запомнили друг друга, и что это как не родственность душ и не начало нового тренда осмысленного и литературного рока, который спасёт и реанимирует некогда славные традиции?

Сам по себе интеллектуальный и записанный с ориентацией на метафизические горизонты рок не такая уж и невидаль, но What For? при всей своей осмысленности и интеллектуальности ещё и однозначно оптимистичны. Никого давно не удивить пиром во время чумы, но светлый и последовательный исторический оптимизм (пусть и скрытый под залежами не самых оптимистичных и светлых образов) – это штука из совсем другой оперы, и вот такого в наше время уже почти не найдёшь. Метафоры, загадки, кроссворды-шарады, универсальное и элементарное – пожалуй, эти ребята действительно редкие птицы, а их “Ганнибал у ворот” – это что-то новенькое, подтверждающее извечный тезис о том, что всё новое – это… ну, вы знаете.

Показать ещё