«Возможность заглянуть в самые тёмные уголки своей души» Интервью с Your Best Adornment
26-04-2023
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Сумрачный проект с красивым названием Your Best Adornment я случайно обнаружил на просторах мировой паутины и был очень воодушевлён его русскоязычными текстами на фоне музыкальных отсылок к Anathema, Draconian, Saturnus и Katatonia. Это было атмосферно, мелодично и осмысленно, но всё стало намного более интересно и интригующе, когда мне удалось пообщаться с мастермайндом проекта Дмитрием Трофимовым. Глубокие размышления о значении веры и причине детских травм, честная попытка разобраться в своих проблемах и поделиться найденными решениями с окружающими, невероятная способность проникаться идеями и настроениями своих музыкальных наставников и самое главное – глубокая и искренняя лирика. Я бы назвал всё это фрейд-дум или психианализ-дум, и сам Дмитрий, кажется, не против такого определения, указывая на то, что на втором полноформатнике Your Best Adornment все эти тенденции будут многократно усилены и уверенно выйдут на первый план. Обо всём об этом и даже немного больше в нашем сегодняшнем интервью с маэстро.
Приветствую, Дмитрий! Поздравляю с выходом вашего первого официального альбома “Инфант”! Какие у вас впечатления в этой связи и насколько этот альбом для вас как капризный и своенравный ребёнок, откуда вообще взялось вот такое «детское» название?
Привет! Спасибо за поздравления!
Название альбома пришло само, причем тогда, когда он уже был записан. Я размышлял об изменениях, произошедших во мне за длительное время работы над пластинкой, и осознал, что прошел достаточно мощную трансформацию как личность, пережил несколько кризисов и расстался со многими идеалами, свойственными юному и даже детскому мышлению. Например, я потерял религиозную веру и понял, как многое в жизни делаю ради того, чтобы доказать свою состоятельность окружающим. Словом, многие эмоции, заложенные в этот материал, были свойственны той версии меня, которой уже нет.
А сейчас нет сожалений по поводу утраченного и оставленного, что оказалось увековечено для истории в этом альбоме? Какие мысли и ощущения “Инфант” вызывает у Вас как у своего создателя?
Есть такой интересный момент: каждый раз, когда готовишь к релизу новый альбом, то приходится переслушивать его невероятное количество раз, так что он начинает просто бесить. Думаю, мне требуется время, чтобы я смог понять свое отношение к нему. Но уже на стадии окончания записи я понимал, что какие-то эмоции остались в прошлом, и не дергают так сильно за нерв. Но я думаю, что это нормально. В конце концов, иногда ты исполняешь чужие песни и находишь в них ценность помимо личного опыта, отраженного в произведении. Например, тебя может вдохновлять крутой рифф, красивая мелодия или удачно сложенные фразы в тексте.
Если обращаться к опыту прошлых альбомов, то для меня всегда было важно разорвать связь воспоминаний о процессе создания и процесса прослушивания. Когда я смогу слушать эту музыку без мыслей вроде: “Блин, помню, как не мог никак сыграть этот такт!” или “По-моему, тут все-таки не очень ровно, надо было исправить!”, то все станет на свои места.
А как и с чего всё начиналось у вас? Когда и при каких обстоятельствах появился Your Best Adornment?
В 2016-м у меня были непростые времена в жизни. Однажды я просто пришел домой, взял в руки гитару и стал играть все, что приходило в голову. Дело пошло, я порадовался, что наконец-то смогу осуществить свою мечту и сделать думоподобный альбом, и стал работать по ночам, встречая летние восходы с инструментом в обнимку, спал пару часов, а потом ехал в офис. Несколько лет потребовалось на доработку мелочей и организацию записи. Надеюсь, что следующий альбом сделаю за более сжатые сроки!
То есть получается, “Инфант” это ночной, сокровенный и интимный альбом, который призывает слушателя на время отрешиться от всего и, как говорил Шекспир, «обернуть глаза зрачками в душу»? А можно ли сказать, что лучше всего слушать “Инфанта” именно ночью, и именно ночью он лучше всего раскрывается перед слушателем?
Абсолютно верно, именно так. Это первый альбом, который я ни за что не стану слушать с кем-то вместе, хотя обычно совместное слушание помогает освежить восприятие. У звукорежиссеров даже есть термин на этот счет, что-то вроде “слушать твоими ушами”. Включаешь трек в чьем-то присутствии и получаешь совсем другие ощущения.
Что до времени суток, то, возможно, как и большую часть моего творчества, лучше всего его включать на закате или хмурым осенним утром в парке.
Что для Вас дум-метал и можно ли утверждать, что это своего рода жизненная философия, способ восприятия мира и призвание?
Я считаю, в первую очередь, что такая музыка, как doom metal, не относится к развлекательной культуре. Это работа над своей личностью, рефлексия, проработка сложных нравственных вопросов. Это некая печальная медитация, эстетизация страдания, неуверенно покачивающаяся на границе садомазохизма и серьезного духовного роста. Возможность заглянуть в самые темные уголки своей души, о которых мы даже самим себе не любим напоминать.
Конечно, для людей, не привыкших к эстетике жанра, такое искусство кажется, по меньшей мере, странным, если не пугающе жутким. Но, если ты открыл для себя этот язык, эту прежде не досягаемую откровенность, то ты уже не можешь не любить ее всей душой.
Почему "Твоё Лучшее Украшение"? Что вдохновило на такое красивое и романтичное название?
В песне “Заносит снег твои следы” лирический герой, находясь в некоторой тяжелой ситуации, которую олицетворяет темнота и снег, обращается к фигуре матери, по которой он тоскует, и просит ее согреть его. Он вспоминает свое детство, теплый светлый семейный дом накануне праздника. Под праздником здесь подразумевается Новый год или Рождество - словом, тот момент, когда в точно такой же темный снежный вечер, но находясь в теплом доме, он видел жизнь совершенно другой: счастливой, уютной, полной заботы и принятия.
Так вот, вспоминая маму, он видит сцену, как она прихорашивается ко столу и надевает “свое лучшее украшение”. Этот образ показался мне очень сильным. Наполненный нежностью и красотой, восхищением матерью как женщиной, этот кадр сильно контрастирует с тем отчаянием, в котором пребывает лирический герой в этот реальный момент. И вот тут это самое “лучшее украшение” наделяется силой, будто бы становится неким талисманом что ли, ну или символом того, о чем герой песни мечтает.
Интересно, что бы сказал Фрейд по поводу вот таких говорящих или даже кричащих символов… А как Вам самому кажется, насколько все эти метафоры и образы родом из подсознания и имеют в себе какой-то личный символизм?
Ну, куда ж без Фрейда и подтекста использованного символизма! Я прекрасно понимаю, что каждый символ в моем творчестве напрямую проистекает из детских травм и текущих болей.
А Ваши родные оценили «Инфанта»? Маме понравился этот диск?
Я искренне надеюсь, что они не будут это слушать! Но жене понравилось.
Насколько романтичен Your Best Adornment и в какой степени Ваши тексты отражает Ваше восхищение вечной женственностью и женственностью как таковой?
Воспевание женственности действительно важная часть философии Your Best Adornment, как и моего личного внутреннего мира. Но темы, уже затронутые или задуманные на будущее для Your Best Adornment, не ограничиваются этим.
Например, в треке “Каждый дюйм” речь идет совсем не о воспевании женской красоты и сексуальности, хотя текст очень прямо и достаточно грубо говорит именно о физической близости. В этой песне я посмотрел на влечение к женщине в совершенно иной плоскости.
Слушая подкасты о естествознании, я снова и снова задумывался о том, что наши красивые эмоции, мечты и ухаживания - все есть суть реализация программы для продолжения жизни. Когда мыслишь об этом, именно как о программе, холодной расчетливой, берущей начало в самых далеких временах на заре эволюции, то порой тебя обдает холодом. Это трудно передать словами, но меня очень впечатляет тот факт, что всей своей ежедневной суетой, возвышенными мечтами, страданиями и сложными ментальными конструкциями мы служим лишь одной цели: продолжать вечную жизнь своих генов - наших хозяев.
В ряде треков поднимается проблематика внутренних проблем и проекций, связанных с мужской, отцовской фигурой (“Я вопию к Тебе”, “Монстр внутри меня” и “Самый верный сын”).
Таким образом, не скажу, что я ограничиваюсь или очень фокусируюсь на женственности как основной теме или источнике вдохновения. Но эта тема действительно важна для меня и часто используется.
Какой-то психоанализ-дум получается… Или фрейд-дум… Как Вам кажется, в будущем эти тенденции и подобный психологизм текстов получат продолжение и развитие?
Я даже скажу, что я сейчас вижу в этом главный концепт в будущем релизе. Когда теряешь магическое мышление и берешь под контроль свои эмоции, начинаешь понимать свои чувства, то сначала вообще думаешь, что больше не сможешь творить, ведь выздоравливающей психике не хочется кричать. Но, как говорится, “если вам стало лучше, это не значит, что вы выздоровели”.
Тот психологический опыт, который случается со мной теперь, подчас даже намного более сложный и интересный, так что материала для сочинения полно.
А что как правило вдохновляет на создание треков?
Композиции появляются по-разному. Это может быть личный опыт или история другого человека, задевшая меня за живое. Иногда это выдуманная драма, но которая кажется очень наполненной и убедительной, чтобы взять ее в работу.
Чаще всего я сначала пишу какие-то музыкальные наброски, фиксируя свое состояние, а потому перебираю волнующие меня образы и сюжеты и выбираю те, что больше всего подходят именно для конкретной музыки.
Ключевым моментом для меня всегда является озарение, в котором трек наполняется историей. Если эта задумка в моей голове тянет на книгу или фильм, со своей предысторией, конфликтом, кульминацией и эпилогом, то я готов написать по ней песню.
Например, какое-то время назад я познакомился с человеком, чья история потери меня невероятно тронула. Я очень много думал об этом, представлял, через какие страдания она проходит, и в результате появилась как минимум одна песня для нового альбома, в которой я пытаюсь выразить восхищение ее стойкостью и свое сопереживание. Эмпатия во мне достаточно сильна.
Подобным образом появилась композиция “Еще один день” в проекте "Summer Day Sunset”. Я наблюдал, как моя жена переживает потерю своего отца, и однажды просто написал текст, пока ехал в такси. Я считаю, что хорошая песня должна вызывать слезы, как это происходит во время просмотра мультфильмов Pixar. Это знак того, что в произведении говорится о чем-то действительно важном. Такое не пишется “из головы”, это нужно прожить.
Как считаете, можно ли утверждать, что атмосферный дум-метал по своей сути является одой красоте мироздания?
Мне сложно сказать, почему атмосферный или мелодичный дум вызывает во мне такие сильные эмоции, которые можно без преувеличения назвать “эстетическим оргазмом”. Возможно, все дело в том, что он использует и вводящие в транс монотонные круговые гармонии, и соответствующую медитативную ритмику, и красивые цепляющие мелодии, и сильные образные фразы, и низкочастотные тембры. В итоге, ты просто погружаешься туда с головой, и наслаждаешься этим опытом.
Если говорить о содержательной части такого творчества, то такая музыка подчас заставляет тебя буквально плакать, и ты испытываешь какое-то освобождение, будто становишься больше и наполненнее внутри. Наверное, это как читать Достоевского и Толстого, смотреть картины Босха, слушать Баха: ты проживаешь опыт, вбираешь в себя богатство мира других людей, создающих эти полотна.
И это всё похоже на мистический и религиозный опыт? Экстаз, восторг, эмпатия, вчувствование, проживание, катарсис, слёзы – всё это очень свойственно многим мистикам и визионерам, но существует ли безрелигиозная и внерелигиозная мистика? Может быть, творчество Your Best Adornment это как раз оно и есть?
Это именно оно и есть. Например, первый трек альбома - “Самый верный сын” - как раз об этом. Человек слепо верит, что, если он посвятит свою жизнь демонстрации силы своей веры и любви к Богу (или другому человеку, будь то женщина, родитель или ребенок), то он обязательно получит в ответ такую же любовь.
Но этого не происходит. И построй ты хоть самую высокую башню, чтоб дотронуться до неба, ты останешься там один - непонятный, не принятый, разбитый, потративший впустую свою жизнь. Небо молчит, и только ветер носит песок вокруг горы камней, что ты таскал руками. Это ведь огромная трагедия, и я буквально готов расплакаться, когда думаю об этом. А ведь речь всего-навсего о зависимых отношениях. Никакой мистики.
Когда видишь группу с названием Your Best Adornment, которая играет дум, на ум сразу же приходят My Dying Bride, On Thorns I Lay, In The Woods…, Ashes You Leave и другие подобные коллективы, а какие группы, и какая музыка на самом деле вдохновляют вас?
My Dying Bride были для меня первой думовой группой, которую я услышал, и они мне кажутся эталоном того дума, что я люблю. Однако чаще всего в рамках жанра я слушаю Saturnus, Katatonia, Anathema, Swallow the Sun и пр.
Вне металла очень большое вдохновение мне дарят современные неоклассики-минималисты: Евгений Гринько, Денис Стельмах, Людовико Эйнауди и пр. Вообще, сочетание виолончели и фортепиано мне нравится настолько, что и не передать. Помню, мы репетировали виолончельные партии с Антоном Точильцыным перед записью для альбома Short-Stay Mission. Я привез Антона к себе домой. Это была весна, и я смотрел, как солнечный свет падает на пол, слушал хриплый голос виолончели и не мог поверить, что все происходит на самом деле. Я очень хотел бы записать пластинку с виолончелью.
Сходство вашего логотипа с лого Ashes You Leave получилось случайно или у вас есть какая-то особая симпатия к этой команде?
С творчеством этой группы я, к сожалению, не знаком, но обязательно исправлю это упущение. А что до логотипа, то это случайное совпадение. Начертание для Your Best Adornment я искал во время не очень интересных деловых встреч по Zoom. Я снова и снова писал название, пока не уловил идею, чтобы отработать начисто. Я исписал достаточно большую пачку листов, за что меня явно не похвалило бы начальство, с учетом нынешней стоимости бумаги, ха-ха.
Насколько работа над “Инфантом” была коллективным процессом, и в какой степени этот альбом можно считать Вашим, Дмитрием автобиографическим опусом?
Я бы не назвал его автобиографическим, но он целиком и полностью рожден в моей голове и вдохновлен моими переживаниями и размышлениями.
Я сотрудничал с каждым участником по очереди. Разве что запись барабанов велась в присутствии сразу Алексея как звукорежиссера и саунд-продюсера, Максима - за барабанами, а меня - как автора, который сидел в контрольной комнате и мог помочь разобраться, если было непонятно, что играть.
Это было классно, и я скучаю по временам, когда мы с разными талантливыми парнями работали в группах. Иногда хочется вернуться в те дни, когда музыка была способом скрасить досуг в обществе единомышленников.
Является ли этот лонгплей в собственном смысле концептуальным, и что за повествование разворачивается на этом диске?
Все песни на альбоме объединяет только то, что заложенная в них боль так или иначе зиждется на детских травмах, следующих из них зависимостях или просто желании вернуться в то время, “когда деревья были большими”.
В центре повествования всегда находится человек, несущий в своем сердце тяжелый камень, нуждающийся в любви, принятии, признании своей значимости. Что бы он не делал, он всегда будто остается маленьким ребенком, ищущим тепло руки своей мамы. Да, где-то тут и кроется причина столь высокой роли женственности.
В то же время, он ищет и признания в фигуре отца, которую с возрастом ему заменяет религиозная вера. Это, опять же, про первый трек, “Самый верный сын”: мы часто вкладываем слишком много сил, чтобы получить признание других людей или даже безмолвного Бога, а все лишь потому, что так и не смогли поверить, что можем быть приняты нашими родителями такими, какие мы есть, без всех этих сверх-достижений.
То есть исцеление от травм детства и юности, по Вашему мнению, заключается в их рационализации и отказе от всякой мистики, религиозности? Понять, осознать, найти рациональное объяснение и таким образом решить терзающие душу противоречия?
Боюсь, исцеление невозможно без хорошей терапии, но переведение проблемы из бессознательного в сознательное - уже неплохо. Cразу скажу, что я бы не хотел впадать в богоборчество, я лишь привел в пример свой опыт. Я ощутил, что для меня глубокая вера была важна, чтобы всегда чувствовать рядом с собой сильную мужскую фигуру, что позволяло мне делить ответственность с ней. Но потом я заметил, что ищу такие же фигуры вокруг себя, наделяя своих начальников и друзей статусом наставников.
Меня шокировало мое открытие, и в какой-то момент я взял ответственность за свою жизнь на себя, записав в отдельном файле свои ценности и планы. И тут потребность в вере отпала в одночасье. При этом, потеря веры, я хочу сказать, очень болезненная штука. Про это тоже стоит написать в каком-нибудь треке.
В какой атмосфере и с каким настроением создавались тексты для альбома? Насколько это было сложно, долго и болезненно?
Работа с текстами давалась мне с большим трудом. Во-первых, писать на русском сложно, и об этом сказано уже миллион раз. Я писал параллельно на русском и английском и видел, что на родном языке тексты занимают ровно в два раза больший объем, нежели в случае с английским. Слова попросту имеют большую длительность, и ударение не совпадает с акцентом в инструментале.
Другая проблема, которую часто игнорируют музыканты: наиболее значимые ноты в мелодии должны совпадать с самыми сильными словами текста, а в русском языке добиться такого совпадения намного сложнее. Пришлось изрядно попотеть.
Если говорить про содержание текстов, то, конечно, этот своего рода эксгибиционизм всегда заставляет тебя сомневаться: нужно ли выкладывать на публику вот это вот все? Не являются ли эти слова, которые резонируют лично со мной, смешными или хотя бы просто незначительными для других? Это для меня всегда сложно.
Первые заходы на тексты обычно терпят фиаско. Или выходит белиберда, или не выходит ничего. Чтобы дойти до более-менее приемлемого результата, как и в любой другой работе, я уговариваю себя просто пробовать каждый день. Ты пытаешься день, два, три, а потом внезапно, в самый неподходящий момент, откуда ни возьмись выстреливают удачные словосочетания в нужном месте музыки, и вот уже строка за строкой собирается текст. Иногда одну строку ищешь месяцами. Надеюсь, у других авторов с этим попроще.
Я правильно понимаю, что работа над альбомом была начата ещё в 2016 году, и всё это время вы развивали и переживали заложенные в него идеи? Что тормозило процесс и что наоборот не давало этому делу кануть в Лету?
Сложно работать одному, если ты не являешься человеком-оркестром и обладателем своей студии. Ты ограничен во всем: у тебя не хватает средств для найма музыкантов и аренды студии, тебе не с кем обсудить и поспорить насчет решений по аранжировкам, тебе периодически кажется, что весь материал - дерьмо, и записывать его совершенно не стоит.
Когда-то я считал важным для себя держать контроль над всеми аспектами своего проекта, но опыт учит, что наличие рядом других людей с опытом и желанием помочь тебе, - это очень ценно. Мне видится, что, если ты замыкаешься на себе, то твоя работа не может быть больше тебя, а ее выполнение не делает тебя больше, чем ты был до того. Когда ты работаешь с другими, их идеи, опыт, вдохновение делают тебя больше, чем ты был до этого, а ваш проект всегда больше, чем каждый из вас.
Почему в описании релиза смирение у вас стало дождливым? Откуда такая красивая и редкая метафора?
Ха, вопрос однако с подвохом! Объясню. Абзац, описывающий звучание альбома, включая фразу про дождливое смирение, - это 100% идея вокалиста Ильи, он прислал мне исправленный пресс-релиз в ответ на мою просьбу покритиковать текст. Он также сделал комментарий о том, что важно сделать акцент на лирике. По его словам, это первый альбом на русском языке в его портфолио, который ему было приятно петь.
Мне очень понравилось, как он написал про дождливое смирение. Думаю, что-то такое можно услышать в трогательной композиции “Шрам”. Иногда ты просто принимаешь те изменения, которые происходят в твоей жизни, пока жизнь льет на тебя воду или сыпет снег.
А вообще верите, что смирение и принятие есть способ преодоления каких-то жизненных трудностей и неурядиц, помогает подобное Вам?
Смирение – это взросление, принятие жизни такой, какая она есть, с учетом разрыва между реальностью и нашими идеализированными мечтами. Но оно всегда приходит с болью, которая никуда не девается, ведь принять и смириться не равно перестать чувствовать боль. Ты продолжаешь ощущать все то же самое, но больше не пытаешься убедить себя, что этого не должно быть в твоей жизни. Даешь право быть миру таким, каков он есть.
Мне кажется, когда я стал (стараться) принимать мир таким, каков он есть, моя жизнь стала проще, и в ней освободилось много сил и времени на позитивные занятия: творчество, экологичное общение, продуктивную работу, физкультуру.
В нынешние времена умение признать, что ситуация дерьмовая, но ты не можешь и не обязан на нее повлиять, очень важно. Просто ищешь свой круг контроля: свое здоровье, отношения с близкими, работа. Важно быть сфокусированным на этом, а не смотреть новости и рвать на себе волосы.
Я заметил, что вас поддерживают самые разные люди, в том числе музыканты таких культовых отечественных групп как Autumnal Discord, а кого из коллег вы сами считаете близкими себе по духу?
Алексей Костовицкий, безусловно, оказался очень близок мне. Я рад, что запись этого альбома создала контекст для многих часов наших бесед. Иногда я радовался, что комп на студии тупил или рендер альбома затягивался, и мы могли просто обсудить музыку и взгляды на жизнь. Но мне также нравится, когда музыкант делает что-то другое, отличное от моих идей. Например, я многие годы общался с Павлом Воробьевым, известным среди музыкантов под ником Viert. Он застал меня еще на первых шагах в музыке. Вообще не понимаю, почему он взялся со мной играть, при том, что мой уровень и его - это даже не преподаватель и ученик. Но даже после того, как мы перестали вместе играть, я периодически скидывал ему свои идеи, и он забавы ради записывал свои версии этих треков. И он всегда привносил в мои идеи нечто такое, что заставляло меня ахнуть и начать пускать слюни на уже приевшуюся мне песню.
С чего началось Ваше общение и дружба с участниками Who Dies In Siberian Slush?
Еще в 2016м году, когда материал Your Best Adornment активно писался, я стал искать вокалиста, и Сергей, основатель «Solitude Production», кстати, очень талантливый поэт, с которым я был знаком со времен активности на форуме doom-metal.ru, познакомил меня со Славой. Вячеслав был готов помочь мне, но я забуксовал, потому что материал еще не был закончен, не было бюджета на запись, да и просто оставалось непонятным, как нужно спеть.
С остальной группой я познакомился, когда ребята разогревали Saturnus. Причем, в этот день на разогреве были две команды: вторыми были Ephemeral Ocean, и там тоже играл Леша. Я остался доволен их выступлением и обзавелся диском “океанов” (а у WDISS я приобрел винил), так что спустя где-то три года, перед пандемией, когда я созрел все дописать, я вспомнил про Алексея и написал ему. Пригласить Любовь на запись партий фортепиано посоветовал мне тоже он, так что процесс знакомства оказался плавным и растянутым на несколько лет.
Хочу сказать, что все эти люди очень талантливые, приятные в общении, с богатым внутренним миром. Я рад, что жизнь свела меня с ними, пусть и на короткий промежуток, пока мы урывками делали проект.
А что всё-таки первично в случае с Your Best Adornment: музыка, тексты, общее настроение, какой-то особый посыл?
Как я сказал ранее, чтобы я увидел песню в какой-то наработке, я должен увидеть за ней историю. Такую историю, на которую можно было бы снять фильм, пусть кроткий или авангардистский. Пока такой истории нет, для меня любая песня - это лишь набор звуков и слов.
Что символизирует обложка? Это просто закат, чьё-то немеркнущее око или графическое отображение библейского стиха «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его»?
Для всего, что я делал ранее, я всегда готовил графическое оформление сам. Большой опыт в фрилансе помогал закрывать эту часть работы без затрат. Но для “Инфанта” я стал искать что-то поинтереснее, со стороны, и случайно открыл для себя ребят из “Mosaeye art and design”. Они периодически выставляют на продажу уже выполненные креативы, и однажды я просто увидел полотно, которое одновременно было похоже и на самый обычный закат, и на какой-то, действительно, ассоциирующийся с чем-то библейским, свет.
Меня здорово подкупила лаконичность и фактурность изображения. Я бы хотел что-то такое повесить у себя в комнате. Да и закаты - моя слабость. Я люблю любоваться ими, писать о них песни. Проект, кстати, такой был у нас - “Summer Day Sunset”.
Легко ли было найти нужных музыкантов для записи альбома и насколько нынешний состав можно считать укомплектованным, стабильным и постоянным? И планируются ли концерты Your Best Adornment?
К сожалению, постоянного состава у проекта нет. Все музыканты привлекались в формате разового сотрудничества, но я не исключаю попыток собрать команду в перспективе. Для этого я определил два условия. Первое: если проект переживет кризис второго альбома, и я не брошу его на пути ко второму релизу. Второе: если я увижу, что у проекта есть публика, которая могла бы пойти слушать материал вживую. Играть перед пустыми залами в моем возрасте уже как-то совсем грустно.
Это было бы большим подарком для меня – выступать с этим материалом, но бесплатно за идею никто играть не станет, и это справедливо, а регулярно оплачивать работу музыкантов я пока не в состоянии. Длительный безрезультатный поиск барабанщика длинной в несколько лет в предыдущем проекте меня лишил оптимизма в этом вопросе. Но я не теряю надежды.
А как насчёт издания “Инфанта” на CD, виниле или кассете?
Я всегда заказываю небольшие тиражи на дисках для раздачи друзьям и продаж на концертах. Думаю, что повторю и в этот раз, но, с учетом отсутствия концертов, это будет совсем небольшое количество. Скорее, это для того, чтобы подержать в руках результат труда: я в этом вопросе старомоден.
Уже есть мысли по поводу продолжения “Инфанта”? Будет ли ваш следующий альбом развитием идей и тем дебюта?
Не думаю, что я буду продолжать что-то из содержательной части первого альбома. Я стал старше, и меня заботят совсем другие страхи и соблазны. Но я уже работаю над вторым альбомом. Возможно, буду выпускать синглы и EP, чтобы не растягивать процесс.
Продолжаете ли Вы участвовать в каких-то ещё своих проектах помимо Your Best Adornment?
В ближайшее время выходит альбом замечательного Melodic Metal проекта Nova, для которого я записал бас-гитару. С автором музыки – Алексеем Крючковым, лидером и вокалистом Power Metal формации Crimson Cry, – я познакомился, когда подменял их басиста на разогреве Royal Hunt, а потом мы с ним и еще парой классных музыкантов вместе записали альбом “Миф” проекта Panoptic.
На текущий момент, других проектов у меня нет, но я был бы рад что-нибудь записать или выступить в роли сессионного музыканта с группами различного жанра в роке и металле, а уж в Doom /Death Metal - так и вовсе.
Какого вопроса Вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?
Думаю, что хорошей темой для разговора мог бы быть вопрос об андеграундных метал-группах в условиях современной реальности, когда по-настоящему неформальных сообществ не осталось, все сидят по соцсетям и смотрят клипы любимых групп вперемешку с роликами про смешных котят. Не совсем понятно, кто и для кого делает музыку, полную гипертрофированных печальных образов. Нет ощущения бунтарства, нет новаторства. Музыки много, и она доступна бесплатно или за копейки. Ты просто листаешь список групп и понимаешь, что даже прочтение их названий займет больше времени, чем тебе осталось жить. А в детстве, помнится, я заучивал названия и логотипы групп, чтобы, если что, быть готовым “ответить перед пацанами” хотя бы два-три десятка примеров.
В 2005 мы с группой смогли собрать полсотни человек на свой первый выход на сцену в “Точке” и даже умудрились заработать на этом денег. Потом год от года посещаемость концертов падала, а теперь и вовсе не понятно, как собирать. Конечно, всегда нужно начинать с вопросов к себе: чем я крут, для кого я крут, где эти люди обитают? Что я могу им дать? – и прочие маркетинговые вопросы. Но все же мне не очень понятно, для кого мы, андеграунд, пишем сейчас свою музыку.
А у Вас есть какой-то, хотя бы самый приблизительный и на уровне интуиции ответ вот на этот вопрос для кого мы, андеграунд, пишем сейчас свою музыку? Каким мог бы быть этот ответ в нашей сегодняшней реальности?
Я думаю, что андеграунд всегда пишет для аутсайдеров среди молодежи. Это те мальчишки и девчонки, которые не согласны с принятыми ценностями и устройством общества. Я вот сейчас задумался, и вот что первым пришло на ум: сегодня мир быстро меняется, ценностей-то особо и нет. Нашим детям трудно понять, что от них хотят. Говорю по своим двум, которые находятся в предпубертате.
Они видят вокруг себя растерянных взрослых и яркие картинки на экранах смартфонов. Учителя, как и родители, не могут уверенно рассказывать про будущее, к которому готовят новое поколение. Это ведь страшно.
Думаю, что ближайшие годы, ввиду скачкообразного развития технологий и вызванных этим, а также текущей политической ситуацией, изменений в устройстве общества, почва для аутсайдеров созреет. Но я не знаю, какие у них будут идеалы, и какая у них будет музыка. Надеюсь только, что это не будет синтезированная искусственным интеллектом усредненная куча переработанных звуковых волн из трендов тиктока…
Словом, сейчас у андеграунда нет фундамента. Нет потребности в чувстве единства в противодействии чему-либо. Поэтому пока что котики в трендах, а умное творчество - нет.
Что в самых ближайших планах?
У меня есть пара потенциально очень интересных идей по объединению работы над художественной книгой и новым материалом “Your Best Adornment”. Хочу попробовать сделать что-то необычное. Не зря же я несколько лет в ведущем книжном издательстве проработал.
То есть это будет история на целую книгу, книга как таковая и альбом по мотивам этой книги? Может быть, можно было бы небольшйй спойлер по данному поводу?
Это будет обычная книга про простых людей, которые учатся справляться с трудностями и растут как личности. Никакой патетики, но с возможностью всплакнуть. А вот следующим проектом, когда я набью руку, будет кое-что, намного более интересное. Дожить бы!
Ваши финальные слова и пожелания тем, кто читал нас сегодня?
Если каждую неделю реализовывать хотя бы одну маленькую цель, то через год, даже в условиях всей этой турбулентности, накопительный эффект будет большим. Поэтому выключите новости, закройте приложения с соц сетями и котиками, ставьте себе свои собственные маленькие задачи и обязательно реализуйте их.
Спасибо за интервью!
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Интервью опубликовано в журнале Rockcor N4 (2023). Заказать журнал:
https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz