ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Магия энергообмена» Интервью с Lexa Lima

13-02-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Для восходящей звезды качественного музыкального олдскула Александры Лимаренко, более известной под своим сценическим псевдонимом Lexa Lima, годом сценического дебюта стал ушедший 2022 год, и в итоге вышло так, что именно её релиз стал у нас на ASTARTA лучшим по итогам этого года. Совпадение, везение, удачное стечение обстоятельств? Мы склонны думать, что всё-таки это событие несколько иного порядка, и в данном случае действительно имеет место быть некая музыкальная магия.  Сама Александра признаётся, что занимается музыкой, пробует разные неожиданные амплуа и каждый раз выходит на сцену «в первую очередь ради собственного удовольствия», и всё это очень сильно ощущается в её песнях, а также в нашем сегодняшнем интервью с ней. Итак, давайте почитаем, что же Lexa хочет нам сказать, ну а мы гарантируем, что будет ярко, интересно, образно, искренне и без купюр! Enjoy it!

Здравствуйте, Александра! Поздравляю Вас с победой в нашем опросе и с получением звания «лучший релиз 2022 года». Что для Вас самой это победа?

Здравствуйте, Алексей. Благодарю вас! Прежде всего, я бы хотела сказать, что это не моя победа, а победа всех тех замечательных, отзывчивых и щедрых людей, которые поддерживают  начинающего артиста. Ведь, насколько я поняла, среди моих уважаемых соперников были в основном уже довольно известные  музыканты со своей аудиторией. Я, так или иначе, на данный момент все же являюсь «темной лошадкой». Мое дебютное выступление со своей авторской программой состоялось всего-то год назад. И эта победа, безусловно, вселяет надежды!

Как считаете, можно ли сказать, что это победа Вашей музыки и её способности объединять силой своей магией хороших и неравнодушных людей?

А давайте так и скажем! Я в это верю. Верю в свою музыку, как в искусство. А искусство, как известно, прекрасно еще и тем, что оно объединяет самых разных людей. В этом его сила!

А кого из группы и артистов, участвовавших в том опросе Вы считаете самыми сильными и интересными конкурентами? Я видел, что на сообщество Михаила Кистанова Вы даже подписаны…

Признаться, я не воспринимаю всерьез такое явление, как конкуренция в музыке и в творчестве в целом. С некоторыми оговорками, разумеется, которые в основном касаются ремесла. Творчество лично для меня - это не спортивное состязание «Быстрее, выше, сильнее». Тут много переменных, основной из которых является перцептивное восприятие, субъективные предпочтения. Лично мне очень нравится музыка Михаила, я с интересом слежу за его творчеством.

И каковы были Ваши впечатления, когда Михаил обошёл вас в предыдущем голосовании и затем так учтиво и по-джентльменски отошёл в сторону, когда дело дошло до голосования по поводу лучшего релиза года?

Впечатления исключительно положительные и приятые! Я вообще не ожидала, что разрыв будет настолько минимальным. Проиграть достойнейшему сопернику всего один голос это своего рода добрый знак для меня... Там вообще очень мило и забавно все получилось. Я подписана на Михаила и в какой-то момент увидела в ленте новостей обсуждение голосования на его странице. Немного подумав, решила написать. Так сказать, высказать свое уважение и немного снизить «градус напряжения». Миша отреагировал очень дружелюбно!

Ну, а что касается его самоотвода в этом голосовании, то я, пожалуй, расспрошу его подробнее о мотивах, когда мы наконец-то познакомимся лично. Очень этого жду! Мне кажется, что мы с лёгкостью найдем точки соприкосновения.

Но Вы были знакомы с творчеством Михаила ещё до наших голосований?

Нет, лично мы не знакомы. С Михаилом и его творчеством я познакомилась, можно сказать, совершенно случайно.  А дело было так. Весной 2020 года , как вы помните, мы все оказались в той реальности из которой полностью пропали живые концерты. Благодаря рекомендации одной замечательной девушки, ценительнице  творчества Михаила, я заглянула к нему на стрим. И была совершенно очарована им, как артистом, его музыкой. Легким, непринужденным, но в то же время элегантным стилем общения. Всякий раз, когда у меня была возможность, я заглядывала на его стримы. Наряду с этим я ознакомилась с его творчеством. Как сольным, так и в составе ансамбля. Эта музыка очень пришлась мне по вкусу. И уже тогда у меня появилась скромная надежда на то, что мы когда-нибудь познакомимся, а при счастливом стечении обстоятельств, еще и споем что-нибудь вместе. Но написать Мише я почему то не решалась. И вот такое событие, как голосование, можно сказать, сыграло свою немалую роль в том, чтобы эти надежды возымели шанс на их осуществление.

И Вы сейчас работаете с Михаилом над совместным треком, верно? Уже можно сказать, что это будет за трек и о чём он?

Пока это только планы, у меня был очень загруженный работой январь. Но думаю, что все получится. Мы сможем явить миру нечто интересное и прекрасное! Самое главное, что Михаил проявил свой интерес, и это уже само по себе невероятно приятно!

Наше голосование Вами действительно воспринималось как драка? (именно таким комментарием вы сопроводили пост с голосованием у себя в сообществе).

Конечно, нет! Вы посмотрите на меня...какой из меня драчун?!))) У меня, видимо, своеобразное чувство юмора. Иногда возникают какие то ассоциации типа «главное - ввязаться в драку, а там посмотрим». А вообще, я за любое творческое движение, мне это очень интересно. В последнее время, к великой радости моей,  ко мне поступают разного рода творческие предложения от коллег. И я с готовностью и рвением ввязываюсь в новые «драки». Словом, «Я полезных перспектив Никогда не супротив! Я готов хоть к пчелам в улей, Лишь бы только в колефтив!”

А вообще Вам доводилось драться с кем-то всерьёз или в шутку? Был подобный опыт?

В детстве побила одного мальчика. Не люблю, когда обижают слабых. Но теперь мне немного больше, чем шесть лет и такими методами леди пользоваться не комильфо )

За что Вы готовы были бы драться?

Однажды я всерьез была готова драться за собственную жизнь и здоровье. Дело было почти двадцать лет назад. Минуя очень тревожные детали, можно сказать, что я возвращалась домой почти под утро. Вечер выдался очень напряженным и опасным. И, буквально возле моего подъезда, меня встретила компания пьяных мужчин, которые явно не на танец меня собирались пригласить...Тут еще стоит отметить то, что одевалась я тогда еще более экстравагантно - на мне была ковбойская шляпа, косуха с бахромой, казаки. В довершении образа - тяжеленный ремень с металлическим острым патронажем. ...В общем, я так устала и стремилась скорее попасть домой, что единственная мысль, которая пришла ко мне в голову, это снять ремень и, размахивая им над своей головой, заорать «Отойди, я без тормозов» ... (о, думала я, хоть кто-нибудь бы услышал! Не дай бог эти пьяные уроды что-нибудь сделают со мной) .. Я воспользовалась тем, что они слегка опешили и быстро ретировалась....Такая вот веселая история.

Эээ… А мне в этой связи вспомнился один рассказ гитариста Guns NRoses Слэша, который он рассказал в своей автобиографической книге “Демоны рок-н-ролла в моей голове”. Речь идёт о ранних годах этого музыканта, когда он уже был достаточно взрослым рок-н-ролльщиком, но ещё не играл в Guns NRoses. Слэш хотел по привычке зайти в свой любимый ночной клуб, но знакомы секьюрити в тот вечер, кажется, встал не с той ноги, и никак не хотел пропустить музыканта внутрь. Ничего не помогло, и Слэшу пришлось отступить. Тем не менее, отступать он был не намерен, тем более, что его друзья уже были в клубе, а для того чтобы проникнуть туда, дома переоделся девушкой. Надел юбку, колготки в сеточку, уложил волосы под чёрный берет и накрасил лицо. Трюк сработал, он его пропустили в клуб. Но дальше начался настоящий ад. Его друзей в клубе не оказалось, а ретироваться было не так просто. «Мне показалось, что я брёл до машины целую вечность, что каждый выкрик и каждый смешок ребят на улице был в мой адрес. Я подумал про себя, как, должно быть, тяжело быть девушкой». А что Вы можете сказать по данному поводу: насколько тяжело быть девушкой?

Затрудняюсь ответить, если честно. Мне же не с чем сравнивать. Не припомню, чтобы я когда-нибудь просыпалась мужчиной)) Во всем, мне думается, есть свои преимущества и недостатки. Лично мне быть девушкой нравится. Во-первых, это красиво))) Во-вторых, мне не приходится решать какие то сверхсложные задачи, которые гораздо лучше решают именно мужчины. Мы созданы для разных задач.  Мне претит, если честно, образ «коня на скаку остановит». За этим точно не ко мне. Мне приятно, когда мне подают руку, открывают двери. Я с удовольствием принимаю помощь мужчин, не соревнуюсь с ними в крутости и мне комфортно так жить.

Работаете ли Вы над полноформатным альбомом? Есть на данный момент какие-то замыслы и планы на этот счёт?

Были такие планы, но, поразмыслив, я их отклонила. Все же альбом это всерьез и очень надолго, а мне приятно делиться со своим слушателем чем-то приятным почаще!

А вообще полноформатник для вас как формат важен и нужен или нет особой разницы, выпускать ли отдельные синглы или собирать их в альбом?

Пока я остановилась на отдельных синглах. В силу ряда причин. Одна из которых жанровая пестрота. Как объединить все мои эксперименты «под одной крышей» я пока не представляю. Да и, видимо, нет особой надобности. Пусть все идет, как идет.

А как на счёт физических носителей? Насколько важно для Вас выпустить свою музыку на компакт-диске, на виниле, на кассете? Ставите перед собой такие задачи?

На сегодняшний день таких целей я себе не ставлю. Как бы там ни было, я предпочитаю не форсировать события и ставить для себя целесообразные и выполнимые задачи. Одна из приоритетных - дать хороший сольный концерт, собрать публику, получив тем самым стимул развиваться дальше и решать более крупные задачи.

А какой из последних концертов Вам понравился и запомнился больше всего? И по какой причине?

Для меня этот вопрос из разряда «а какой пальчик у тебя самый любимый». Как тут можно выбирать? Я вообще обожаю сцену! Каждое выступление для меня интересно. Вообще, я жуткий кайфожор в этом смысле -  выхожу на сцену в первую очередь ради собственного удовольствия. И это мне удается теперь уже всегда. В этом есть здоровый эгоизм, признаю. Однако, он здесь только на пользу - удовольствие заразительно. И публика это чувствует. А дальше уже начинается магия энергообмена.

А как в целом изменяются Ваши концертные выступления? В какую сторону движется их эволюция?

Я все еще экспериментирую над своим звучанием. Изучаю краски голоса, фразировку, динамику. Ни одно выступление не похоже на другое в плане моего исполнения. В этом, пожалуй, и фишка. Получается своего рода штучный товар. Ну, и девочковое нутро мое дает о себе знать - я экспериментирую с образами, костюмами. То, что зритель видел вчера, может уже и не повториться. Так же мы взяли в свой репертуар несколько каверов, которые я стараюсь исполнять, сохраняя свое «звуковое лицо». Песни подбираются по принципу «потому что мне это нравится, а значит, у меня это получится»

Как так вышло, что ваш новый трек посвящён пустоте? Что вдохновило?

О. Это сложный вопрос, требующий развернутого ответа. Пожалуй, первое, что стоит сказать, это то, что мне вообще интересны полярные, многослойные  человеческие эмоции.  Интересны, как предмет исследования. Просто в какой то момент возникла потребность написать и спеть что-то печальное и тихое. Как антипод ко всему остальному моему репертуару.

И рекорд-сессии действительно были настолько задорными? С чем это можно было бы сравнить? Может быть… бой подушками? (раз уж у нас зашла речь о таких воинственных вещах в самом начале этого интервью).

Рекорд сессии это всегда интересно и весело! Я их обожаю! Это творчество, поиски, всякие курьёзы. Мои коллеги просто фантастически приятые, умные, веселые люди с великолепным чувством юмора!.... Ну а с чем сравнить? Я затрудняюсь ответить - «Лучше гор могут быть только горы!»

А что для Вас пустота? Как Вы воспринимаете её и чем обычно наполняете, когда появляется именно пустота.

Ой, сейчас вы, вероятно, сами того не ожидая, нажали на «чувствительное место».  Постараюсь не напугать нашего читателя и деликатно обозначу, что Пустота так или иначе дает о себе знать в какие-то периоды моей жизни. И всегда посредником является творческое произведение. Пустота для меня священна и сакральна. Она тайна и всякое отсутствие тайны. А что касаемо песни, темой которой стала пустота, то тут, скорее, о невозможности, неосуществимости взаимодействия. О дистанции во всех ее смыслах. Когда энергообмен между людьми прекращается, это и есть своего рода пустота.

И мне тут вспоминается Адрианто Челентано. Как-то он записал песню, в которой лишь подобие слов – звуки, которые похожи на слова, но не несут никакого смысла и не являются словами какого-либо языка. Челентано сказал, что эта песня о некоммуникабельности людей. У Вас нечто похожее?

Может быть. За ассоциации слушателя я не отвечаю. Тем и прекрасна музыка, что мы можем находить те или параллели почти с чем угодно. И субъективное восприятие здесь - первая скрипка.

Не могу удержаться и не спросить. Мы сегодня вспоминали Михаила Кистанова, Вы очень лестно отозвались по поводу его музыки, а вот его последний альбом, который как раз и участвовал у нас в опросе в ASTARTA посвящён таким очень тихим и грустным вещам, отсутствию энергообмена между людьми и разрыву связей между ними. Как Вам кажется, есть что-то родственное у Вашего последнего сингла и у последнего на данный момент альбома Михаила?

У Михаила получилась очень масштабная работа. Целое кино. Подробно рассказанная история с погружением в эмоции и рефлексию. От А до Я. Такая музыка, для того, чтобы воспринять все ее векторы, требует от слушателя некоего умственного усилия, подготовленности. Это не разовое «бульварное» чтиво. И лично мне это очень импонирует. Не воспринимаю поделки. А что касаемо моего сингла, который на данный момент в работе, то это скорее зарисовка в жанре импрессионизма. В ней нет глубокой драмы. Помещать в маленькую песню большую историю, на мой взгляд, так себе затея. Если у Михаила кино (благодаря многочастности) , то у меня фотография. Собственно, такова и была задача.

Кстати, смотрел тут Ваши последние фото с концертов и вдруг поймал себя на мысли, что наблюдая сильное сходство с Эми Уайнхаус. Вас уже сравнивали с это певицей?

Нет, пока не сравнивали. Я думаю, что это дело внешнего восприятия. Оно довольно поверхностно. Для меня Эми - это прежде всего масштаб личности и образ музыкальной мысли, а не прическа и платье.

А как думаете, откуда могло взяться вот это сходство с Эми на последних лайв-фото?

Я надела платье, у меня темные волосы и «гнездо» на голове?)) Других предпосылок я не вижу))

А как Вам творчество Эми и что думаете о том, чтобы проводить параллели между своим творчеством и тем, что делала она?

Я люблю Эми всем сердцем! Она бриллиант! А проводить параллели , наверное, следует не мне, а зрителю. Или не проводить. Как бы мне ни льстила мысль иметь хоть что-то общее с Эми, я бы хотела иметь роскошь и наглость быть исключительно собой.

А если Вас вдруг станут называть российской Эми Уайнхаус, то как отнесётесь к такому титулу?

С юмором. Людям свойственно сравнивать. Проводить параллели, аналогии. Так проще воспринимать. Людям приятно и «безопасно» наблюдать знакомое. Чисто в коммерческих целях такие эпитеты иногда неплохо работают, но лично я не стала бы испытывать особенного священного трепета от такого прозвища. Эми была и остается единственной. А копия всегда хуже оригинала.

И в продолжение темы фотографий. В последнее время у Вас в сообществе выкладываются по большей части концертные фото, а по каким случаям Вы обычно делаете специальные постановочные фотосессии? Следующий такой повод будет накануне выхода альбома или может что-то подобное случиться и чуть раньше?

Специальные постановочные сессии я обычно делаю тогда, когда у меня на это есть время. В последнее время у меня с этим большой дефицит. Очень много работы в сфере преподавательской деятельности. Но я торжественно клянусь исправить эту оплошность. К тому же планы на фотосессию были еще до Нового года, но вот до сих пор пока руки не доходили. Весной возьмусь! Тем более, что на подходе два сингла, им нужны будут красивые обложки!

А каким образом как правило выбирается образ для фотосессии и подбирается одежда? Есть какие-то люди, которые способны влиять на такой выбор?

О, это, как правило, довольно спонтанное решение. В том смысле, что огромная часть вариантов отпадает уже на самом первом этапе. В последнее время у меня, на мое счастье, появился такой человек, который помогает выбрать локацию, делится своим мнением относительно образа и сам же фотографирует. Этот человек мой хороший друг и прекрасная леди, которая занимается у меня вокалом.

Можете вспомнить сейчас свою самую интересную и самую ужасную фотосессию? Была вообще такая «ужасная»?

Самая ужасная фотосессия, если так можно ее назвать, была и одной из самых интересных. Я тогда жила и работала в Японии. Со мной связался фотограф из Фукукоки и предложил мне сделать фотосет. Я, отсмотрев его предыдущие работы, согласилась. Там все было очень мило - эдакая пастораль, улыбающиеся модели  в цветах, солнечный свет. Но меня ждал сюрприз - мало того, что фотосессия была назначена на безбожно раннее для меня время, и я жутко не выспалась, так как выступления в лучшем случае заканчивались в час-два ночи. Господин фотограф привез мое сонное туловище, как мне показалось сначала, в какую-то жуткую дыру. Я несколько забеспокоилась. Осмотревшись, я поняла, что мы находимся в каком-то очень андеграундном ночном клубе, который фотограф арендовал специально для фотосета. Так что сессия получилась весьма атмосферная. И даже мои мешки под глазами от недосыпа очень вписались в общую концепцию.))

Поскольку это интервью проходит у нас в начале года, не могу не спросить, каким стал для Вас ушедший год и чего вы ждёте от года наступившего?

В прошедшем году 6 февраля состоялся дебют проекта Lexa Lima. И это, безусловно, одно из важнейших событий в моей творческой жизни. Мы дали несколько выступлений на разных площадках. «Засветились» на тематических мероприятиях в клубе Город, куда нас любезно пригласил Рома Захаров. Там же потихоньку начали налаживаться какие-то творческие связи. Вообще в творческом плане это был очень хороший год. Хотелось бы двигаться быстрее, но, как я теперь понимаю, все происходит исключительно вовремя!

А в плане музыкальных новинок и открытий чем запомнился 2023 год? Может быть, даже можно было бы привести свой личный топ по итогам ушедшего года?

Тут даже не знаю, как ответить. В силу того, мне приходится слушать внимательно очень много музыки по работе, в свободное от работы время я предпочитаю тишину. Но есть редкие моменты, когда я слушаю музыку только для себя. Однако, не скажу, что внимательно слежу за новинками. Мне в сущности, не важно в каком году была выпущена песня, которая мне по настоящему понравилась. Могу лишь назвать ряд исполнителей, которые в этом году звучали в моих наушниках. Среди них Greta Van Fleet, Jeff Buckley, Cyberfunk, Steelheart, Beth Hart & Joe Bonamassa, Annie Clark, Poppy, The Struts, Def Leppard... ну, и достаточно, пожалуй.

Poppy очень интересная исполнительница… А можете в принципе представить совместный концерт, в ходе которого Вы бы выступали с ней на одной сцене и для одной публики?

Наверное, могу. У меня богатая фантазия. Но я лучше направлю ее на работу над новым материалом. Это более реалистично))

А с Билли Айлиш, например?

Да хоть с Бьёрк!)) Технически я много что умею, знаю, как работать в различных техниках, стилях. (За исключением, пожалуй, академического вокала и рэп-музыки. Это отдельные «космосы») Когда-то очень давно я начинала с джазового вокала. А это довольно серьезная школа. Там и гибкость, и фразировка, и работа с «цветом» звука, и куча всего разного интересного. Кстати, это всегда слышно - была ли у вокалиста джазовая школа.

Что в самых ближайших планах?

Выпустить два сингла, наконец сделать фотосессию, познакомиться с Михаилом лично и реализовать хотя бы половину из всех остальных намеченных планов. Это уже будет ого-го!

И да, конечно же, выступление на «Весенней Акустке» в клубе Город. Обещаю сюрприз! И не один!

Какого вопроса Вы больше всего ждали сегодня от меня, но он в итоге так и не прозвучал?

Кем вы хотите стать, когда вырастете?))

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто читал это интервью?

Как и в прошлом интервью, я хочу сказать то, во что верю - Красота спасет мир!

Спасибо за интервью!

Спасибо Вам, Алексей! Мне было очень интересно и приятно!