ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Настроение, а не город, океан и апельсины» Интервью с группой Лиссабон89

02-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эта интересная питерская команда может быть очень разной, писать очень разные песни и переходить от фанка к блюзу и от регги к рок-н-роллу, попутно мигрируя из три в квартет и куда-то ещё, но одно неизменно, когда речь заходит о Лиссабон89 – это качество. Ребята играют очень крутые вещи, разносят клубы и фестивальные подмостки своей сумасшедшей энергетикой, а у через месяц готовятся отпраздновать свой очередной юбилей и устроить по этому поводу феерический юбилейный концерт.  Коллективный разум Лиссабона89 оказался на редкость общительным и афористичным, и мне кажется, лучшего дополнения и продолжения к их песням, чем это интервью, просто не придумать. Давайте слушать, читать, вникать и проникаться. Будет интересно и лампово. Они это умеют. Дорого.

Доброго времени суток, Лиссабон89! Как настроение, и с какими мыслями встречаете свою очередную весну?

- Привет! Настроение прекрасное и весну встречаем радостно и достаточно активно. В Питере весна обычно такая – сначала ещё зима, а потом сразу лето. Мыслей много, готовимся к юбилейному концерту, пишем новый материал, а совсем скоро порадуем всех новым альбомом.

Весна располагает к творчеству? Насколько вообще это у вас сезонный процесс?

- К творчеству располагает каждый новый день. Сезонности у нас нет, но как показывает практика, основной материал пишется летом, а на осень-зиму приходятся запись и релизы.

Как вообще всё у вас начиналось с группой, и что такого произошло в Лиссабоне в 1989 году, что это настолько вас вдохновило?

- Что там случилась на краю Старого Света в далёком 89-м мы точно не знаем, но вот в Ленинграде увлечение творчеством «Битлз» привело к знакомству двух парней – отцов-основателей группы. В том году вся музыка и началась. Правда, само название появилось пять лет назад. Так что, скорее всего наша юношеская встреча вдохновила нас на приставку «`89». Слово «Лиссабон» просто возникло само собой. Один наш знакомый пошутил когда-то, что когда раздавали названия, то все города разобрали, и осталось, что осталось. Но Лиссабон для нас больше настроение, а не город, океан и апельсины. Хотя очень интересно, как люди играют в нумерологов и ищут ответ в цифрах.

Но бывать в Лиссабоне вам не доводилось? Не планируете поездку и концерт там?

- Алексей бывал там несколько раз. Португалия прекрасна! Пока о таких гастролях речи не идёт, но если вдруг, то мы готовы!

Ваше название часто гравируется таким шрифтом, который мне тут же напоминает старые винилы с «Панорамой-89» и тому подобными советскими вещами…. Насколько это случайно?

- Наверное, это не случайно. Мы же родом из СССР. Хотя данный шрифт напоминает много чего и многие используют подобное. Нам просто понравился этот вариант.

Какие воспоминания у вас остались от СССР, и насколько про Лиссабон89 можно говорить в советских категориях?

- Мы не разделяем эпохи и государственные строи. Было детство, было хорошо. Всегда была музыка. Она менялась и меняла нас, а однажды мы решили поменять её. Но не категорично, а скорее сохранить самое главное, что мы усвоили за столько лет. От советского Лиссабон`89 взял, наверное, качество музыкального продукта, тот самый ГОСТ, но мы не являемся группой прошлого. Нафталин стряхнули.

А на виниле своё творчество хотели бы издать? Что вообще думаете о данном формате и о музыке на физических носителях?

- Винил – это скорее фетиш. Было время, когда грампластинки являлись единственным носителем музыки и не только. Теперь просто модно делать «камбэки», даже на кассетах стали выпускать альбомы. Но есть один момент – физический носитель с песнями определённого исполнителя очень важен. Он как бы заставляет настроиться слушателя на определённый шаг – прослушать альбом или песню. Не просто включить в смартфоне плэйлист и идти дальше, а именно погрузиться в то, что человек сам взял с полки, раскрыл упаковку и поставил в проигрыватель. Это церемония и это наиболее ценно. Сейчас прослушивание трека в интернете оценивается секундами. Если тебя послушали секунд 15-30, то это засчитывается. Весьма унылая ситуация. А если говорить о том хотели бы мы издаться на виниле – а почему бы и нет?! Для себя и для коллекции, в качестве подарков. Мы выросли на пластинках, мы рассматривали конверты. Это целый пласт истории. К оформлению своих синглов и альбомов мы подходим так же – всегда есть обратная сторона конверта (на всякий случай). К расстановке песен на альбомах подходим так же серьёзно. Есть определённый алгоритм последовательности, придуманный давно. И он работает.

Но пока никаких конкретных планов по поводу издания на виниле или на CD у вас нет? Ничего подобного не вырисовывается на ближайшее будущее?

- Два альбома вышли на CD, ещё есть сборники, куда вошли наши песни. Но больше для себя или в виде презента. Последующие альбомы так же планируем выпускать небольшими тиражами. Винил пока не обсуждали, возможно, сделаем какой-нибудь «бест оф зе бест».

Чем вы занимались в 1989 году, и какие ассоциации у вас возникают в связи с этим годом?

- Учились в школе и делали первые попытки сочинять песни. А если отойти от музыки, то был бесконечный съезд коммунистической партии по телевизору. Казалось, что это не кончится никогда…

И были битломанами? Все корни вашего совместного творчества нужно искать именно у The Beatles? (не перестаю удивляться, как эти четверо ливерпульцев вдохновили на пение и игру самых разных музыкантов от Антонова и Шклярского до героев «сталелитейного цеха»).

- Да, талантливая и влиятельная четвёрка эти «Битлз»! Конечно, подростками хотелось быть, как они, петь, как они и сочинять подобно им. Но разная музыка расширила грани стилей и подачи материала. Хотя, «битлы» во многом сделали поп-музыку современной.

У вас в группе двое мужчин и две женщины, а это… практически ABBA! Что думаете об этих шведах и кто из групп и музыкантов влиял и по-прежнему влияет на вас?

- АББА хорошая группа. Они добавили в мировую музыкальную культуру отличные песни. А так мы ничего о них не думаем, даже не ассоциируем наш состав с ними. Таких квартетов было не мало -  Mamas & Papas, Ace of Base и так далее. У нас много неплохих песен и это не наше мнение. На нас влияла, влияет и будет влиять хорошая и качественная музыка любого направления.

Как так вышло, что вы мигрировали из ранга три в формат квартета?

- Изначально мы были дуэтом. С нами играли многие музыканты в разное время. Мы были и квинтетом и целым оркестром. Сейчас нас четверо и нам всё нравится. У нас два формата – акустический и электрический. Время покажет, каким будет Лиссабон`89 через годы.

А в каком формате, из каких человек вам самим комфортнее и аутентичнее? У вас есть какой-то «золотой состав», который является для вашей группы эталонным и классическим?

- Нравится работать в полуакустике нынешним составом. Всё просто и сложно одновременно, но это очень интересно. Песни от этого не становятся «лысыми». Наоборот, появляется прозрачность и раскрывается музыка и текст. А жару можно дать и в облегчённой версии! Наверное, «золотым» состав всегда останется тот – самый первый, когда начиналась работа над материалом, когда были созданы и записаны первые хиты. Это было трио.

А вообще насколько легко вы находите общий язык по творческим и каким-то бытовым вопросам? Случаются ссоры и потасовки?

- Главные споры и потасовки у каждого с самим собой, скорее всего. Кто больше «дурак» остаётся личной тайной. Наша главная задача – спокойно понять, что мы можем сделать вместе и минимизировать претензии друг к другу. Мы много общаемся и обсуждаем, как и что должно быть. Дисциплина каждого лишает нас сильных потрясений.

А насколько важна для вас в коллективе дружба? Основатели группы дружат уже почти 40 лет, а с остальными участниками и участницами у вас такие же тёплые отношения?

- Ну, до 40 лет нам ещё далеко… Дружба не совсем верное слово. Скорее хорошие и здоровые отношения и понимание. Мы не были всю жизнь рядом, поэтому то, что мы вместе – это вклад в творческий процесс каждого из нас.

Говорят, две женщины в группе это гибель, конец и кошмар… можете опровергнуть данное утверждение?

- Всякое говорят. Ничего по этому поводу сказать не можем. У каждого своя личная жизнь и мы не делаем из творчества коктейли из личного и творческого. Ну, а тем, кто проводит какие-то параллели и делает выводы, пожелаем успеха. Интриги рождают именно такие товарищи, и без скандальных вещей не бывает популярности.

Как так вышло, что у вас в песнях проскакивают нецензурные словечки? Это признак свободы, отсутствие комплексов или… что-то другое и третье?

- Очень интересная тема. Мы не ставим цель специально нецензурно ругнуться в песне. Скорее эти слова, как шутка или «по-другому не скажешь»! Таких слов у нас мало. Однажды задумались – чем же можно заменить некрасивое слово? Решили просто не петь песню. Нет задачи привлечь этим внимание.

А как думаете, если убрать из ваших треков ненормативную лексику, во что они превратятся? Насколько это будет серьёзно для того послание, которое вы транслируете посредством своего творчества?

- Ничего убирать не надо! У нас много других хороших песен. Если формат мероприятия позволяет спеть «ту самую», мы поём.

Насколько «Песня независимого музыканта» автобиографична, и вообще часто ли вы пишете автобиографические песни?

- Эта песня – сатира и послание тем, кто так и «не смог»! Нет, автобиографии там нету. Мы попытались высмеять очень популярную среди начинающих музыкантов тему и своими словами рассказали о том, что значит быть «независимым». Некоторые обиделись, многие смеялись. Значит, удачно!

… «Идеальный блюз» не из автобиографических?

- Совсем нет, но пришлось представить эту историю и «прожить». Это старая песня и посвящена знакомому, который переживал подобную ситуацию. Песня действительно получилась настолько реальной, что Алексею - автору и исполнителю, до сих пор сочувствуют.

А завистников у вас много?

- Мы не знаем, но они всегда есть. И чем выше ты поднимаешься, тем быстрее растёт этот «клуб». Нам никто не признавался, но они существуют!

Как сами считаете, Лиссабон89 – это независимая группа? И насколько легко следовать такой независимости в реальной жизни?

- Сложно сказать. Наверное, независим тот, кто сам по себе и ему ничего собственно не нужно. Мы даём концерты, записываем материал, участвуем в фестивалях и мероприятиях… Мы зависим от тех обстоятельств, которые стоят на пути осуществления всего этого. Там есть и люди со своими условиями и инструкциями. Не думаю, что успешный музыкальный коллектив может быть независимым. Но пока мы не супер популярны, мы можем себе позволить выбирать и «играть в независимость».

А что для вас творчество? Каково это вообще спустя столько лет начать играть любимую музыку? Это сбывшаяся мечта, то, чего давно и сильно хотелось, путешествие во времени или что-то ещё?

- Музыка никуда не делась с тех лет, когда появилась в нашей жизни. Именно поэтому были разные составы, поиск, понимание. Главная мечта пока не сбылась, но мы спокойно идём к цели. Да, мы путешествуем, причём каждый пришёл с разных планет, и пока мы вместе, Лиссабону быть!

Насколько вы типичны для Питера, а Питер типичен для Вас?

- Однажды нам сказали, что мы совершенно не питерская группа, скорее московская. Честно говоря, это приятно, но абсолютно неважно для нас быть коренной группой из Санкт-Петербурга. Мы не позиционируем себя, как рокеры, поэтому лояльны и лишены роскоши обманывать самих себя. Хочется быть для всех, кому мы интересны и очень не хочется некого клейма или штампа.

Но если не рокеры, тогда кто же вы?

- Мы вокально-инструментальный цех Лиссабон! Авторы и исполнители. Надо – дадим роцку!

Ещё в январе вы объявили, что новый альбом уже не за горами. Насколько он близок и завершён на данный момент?

- Альбом должен появиться в марте. Практически всё готово. Есть несколько моментов, из-за которых мы не можем пока громко кричать о дате релиза. Но всё решается и близится тот час!

Каким он вырисовывается и насколько всё это будет похоже на “Obrigado”?

- Собственно, синглы, вышедшие за последние два года, туда и войдут. «OBRIGADO» - это всё-таки первый полноценный альбом и состоит из достаточно старого материала. Он полностью «живой» и, как сейчас модно говорить – «ламповый». В новом альбоме более современное звучание, много электроники, более танцевальные ритмы. Лиссабон постоянно экспериментирует, поэтому и все альбомы – это всегда что-то новое.

Журналисты любят говорить о «кризисе второго альбома», о «кризисе третьего альбома»… Вы заметили нечто подобное? Было сложно?

- Есть такая штука… Музыканты легко записывают первый, второй альбомы. Потом бывает перерыв. Он связан с турами, подготовкой нового материала, обкаткой записанного. Думаем, что временное отсутствие альбома – это желание сделать что-то совсем новое, не такое, как раньше. Мы не горюем, если не выпустили в каком-то году альбом. Существуют синглы и EP. В общем, не обращаем на это внимание, а просто всему своё время. Это творчество, а не соревнования «кто первый» и «кто больше».

У вас столько курьёзных и шуточных ситуаций в песнях описывается, что я просто не могу не просить: а насколько часто с вами самими происходит нечто подобное? Быть может, можно вспомнить сейчас какой-то интересный и забавный случай из жизни?

- У Алексея сценически-сетевой псевдоним Борода. Он в творческом мире Питера такой не один и поэтому иногда возникает путаница. Ему пишут злобные отзывы или претензии за что-то, хвалебные письма и прочее, спутав с другим Бородой. Получаются бородатые истории. Однажды пригласили на какое-то мероприятие, но вовремя заметили фотографию. Иногда приглашают поиграть. На вопрос "Сколько?" почему-то отвечают "Минут 30-40". Такая вот разница между некоторыми организаторами и музыкантами. Очень смешно получается, но хочется плакать от уровня данных организаций. Наверное, все подобные моменты и становятся основой наших тем в песнях. Бывает, что вокалисты перепутают слова в песне и появляется новый смысл, не самый лучший, конечно, но бывает. Хуже всего, если забыл и придумываешь на ходу полную ерунду.

Если описать ваш готовящийся альбом тремя словами, то что за слова это будут?

- Три слова – это слишком много для Атоса! Ограничимся названием, которое пока тайна, но оно неплохо характеризует собранный материал.

Можно какой-нибудь маленький эксклюзивный спойлер для нашего сегодняшнего интервью по поводу вашего готовящегося альбома?

- Два года назад у нас вышел альбом «Врубай Лиссабон!» Пусть это и будет нашим спойлером для всех, кто слушает наш коллектив.

Что вас вдохновляло на новые песни и насколько они будут автобиографичны?

- Вдохновляли люди, жизнь, события. Как и всегда очень личного мало, но каждая песня даёт возможность подумать или вспомнить что-то своё, задуматься, улыбнуться или уронить слезу.

Уже отбираете песни для Ural Music Night?

- Как только мы получим положительный ответ на нашу заявку, то приступим к плейлисту, в соответствии с форматом и таймингом. Но мы всегда готовы!

Планируете ли какие-то эксклюзивы и премьеры для этого фестиваля, если будете участвовать?

- Лиссабон`89 уже премьера, если поедем. Я думаю, что наше звучание достаточно эксклюзивно для любого мероприятия.

Откуда взялся ваш лозунг «разносим клубы» и насколько это правда?

- Ха-ха! Полностью эта фраза звучит так: «Разносим клубы! Дорого!» Это отличный спойлер. Автор – Валентина, но думаю, что где-то это уже было. Если в афише есть Лиссабон`89, люди ждут огня. Лозунг скорее аллегория, никто ещё не заплатил «дорого», чтобы это стало правдой. Но образно говоря, после нас на сцене делать нечего!

А не пробовали на самом деле повторять на сцене что-то из выходок, которыми прославились The Who? (я имею ввиду разбиваемые инструменты)

- Когда-то в юности ломали гитары и вели себя плохо. Сейчас это не сильно интересно публике и слишком дороги сами инструменты. Но если пригласят на стадион и организатор вручит гитару, то… посмотрим!

Какие люди составляют вашу слушательскую аудиторию и насколько это растаманы, португальцы и рок-н-ролльщики?

- Абсолютно разная публика. Ноль плюс. Наши песни любят и подпевают, даже если слышат впервые. Это приятно. Как-то нас занесло на фестиваль, где были одни альтернативщики и металлисты. А тут мы между ними с «Идеальным блюзом»… Мы, как глоток воздуха оказались среди всего этого сталелитейного цеха. Был аншлаг. Думаем, что растаманами, португальцами и рок-н-рольщиками люди становятся после наших песен.

А сами себя вы кем считаете? Как бы описали и охарактеризовали себя в быту?

- Мы самые обыкновенные. У нас нет косух и ирокезов. Любим пожрать и поспать.

То есть вы не The Beatles, вы ABBA и Ace Of Bace?

- Сравнение – дело слушателей, журналистов и критиков. Если в наших рядах появится пятый или шестой участник, кому, как не им искать схожесть с кем-то!

А есть ли какие-то группы, которые вы считаете по-настоящему близкими по духу или даже родственными себе? С кем вам комфортнее всего выступать на одной сцене? Мне почему-то в первый момент вспомнились Piccolo Bestia, но я сразу же отмёл эту аналогию, потому как у Piccolo всё-таки больше эпатажа и нарочитого…

- Достаточно много хороших и близким к нам по духу музыкантов. Мы общаемся с некоторыми из них, думаем, как и где нам сделать совместное выступление. Это не так просто, как кажется – сделать действительно отличное шоу без ложки дёгтя. И мы это обязательно сделаем. Мы не стремимся сыграть с кем-то просто, потому что они хорошие. Важна общая единая атмосфера такого мероприятия. Оказаться с хорошими группами на одной сцене можно и на фестивалях.

Что в самых ближайших планах?

- Готовим большую программу для весеннего концерта в честь дня рождения группы. Это будет апрель или май. Всё должно получиться!

На юбилейном концерте будет что-то особенное и необычное?

- Будут звучать лучшие песни за весь период группы, будут сюрпризы и премьеры. Будут интересные «фиты» и естественно, самый настоящий праздник для гостей.

А сами как-то будете праздновать собственный юбилей в узком кругу? Как обычно это происходит?

- Обычно отмечаем такие события, но, как правило, всё происходит в день концерта. Нас поздравляют, мы поздравляем друг друга и играем. Даже если нам собраться в узком кругу, мы всё равно найдём гитару и ящик, чтобы орать свои песни.

Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

- Кто главный в группе и нужен ли коллективу лидер-самодур? Но хорошо, что не задали этого вопроса. Спасибо!

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?

- Желаем всем отличного настроения и качественной музыки. Песня помогает строить и жить, поэтому не сидите в тишине, а в любой непонятной ситуации врубайте Лиссабон!

Спасибо за интервью!