ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Fatal Rain "Хаотично гуляющие звёзды"

07-07-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
FATAL RAIN
Релиз
“ХАОТИЧНО ГУЛЯЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ”
Год
2020
Стиль
Electronic / experimental / dark ambient / industrial / noise / psychedelic
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Есть альбомы, к которым чувствуешь особое расположение ещё до того, как услышишь треки с них, а концепция, названия композиций, визуальное оформление и другие сопутствующие агенты-информаторы, посредством которых к нам норовят просочиться данные о пластинке и исполнителе, надёжно завладевают сознанием и твоими симпатиями ещё до того, как диск зазвучит и представит себя. Наверное, так бывает не слишком часто, но в случае с новейшим полноформатником Fatal Rain у меня всё случилось в точности так, а фантазия и память разыгрались не на шутку задолго до того, как я дотянулся до клавиши “play” и услышал альбом.

“Кто в себе не носит хаоса, тот никогда не породит звёзды. Нужно носить в себе хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду” – говорил старик Ницше, и рецензируемый сейчас, уже, кстати, третий по счёту альбом Fatal Rain можно считать как раз вольной интерпретацией революционных идей философа и попыткой развить их и перенести в новый мировоззренческий контекст. Хаос порождает звёзды, звёзды радуются хаосу и свободно гуляют среди хаотично извергающихся ментальных озарений, шумы и танцы, электроника и безудержная свобода – чем не идиллия и не мечта любого космического путешественника?

Как есть книги, после прочтения которых ты уже не будешь прежним и не сможешь воспринимать реальность по-старому и по-прежнему, так есть и музыкальные треки, которые радикально, безоговорочно и необратимо выворачивают пути перемещения серого вещества по нашим с вами мозговым коридорам, и “Хаотично Гуляющие Звёзды” фрукт как раз с этой самой грядки. Эксперименты, необычные сочетания звуков, причудливые потусторонние гармонии и угрожающая, всё поглощающая собой атмосфера безбрежного космического океана – всё это характеристики, идеально описывающие рецензируемый диск, но ими релиз далеко не исчерпывается.

Философии и смыслов на данном альбоме намного больше, чем музыкальности и мелодий, однако, против всех ожиданий, Fatal Rain оказался не так уж и немузыкален – по крайней мере, не более не-музыкален и анти-музыкален, чем альбомы Satanath, эмбиентные демки-черновики Astarium или атонально-математические поиски Asphodela. При всей своей неотмирности и атональности “Хаотично Гуляющие Звёзды” – это, прежде всего, музыка и при всей своей странности и диковиной фантасмагорической окраске восемнадцать треков с данного диска имеют вполне конкретную и музыкальную форму, в которой прослеживаются мелодии и ритмы.

Так научная фантастика и интеллектуальные прозрения Эйнштейна сближаются с ненаучными фантазиями и бредовыми фантазмами за гранью рассудка, а добрая сказка о покорённом и мирном атоме оборачивается ужасным кошмаром, из которого нет выхода. О серьёзности и вовлечённости в тему автора с лихвой расскажут названия композиций, а намёк на “кислотность” и токсичность всей этой околомузыкальной вакханалии намёкают тэги, размещённые музыкантом в постах с его новым альбомом. И да, в состоянии трезвом и адекватном бродить по таким нетрезвым и неадекватным ландшафтам, пожалуй, действительно было бы слишком странно и страшно.

“Хаотично Гуляющие Звёзды” – это околомистическая антиутопия интеллекта. Без каких-либо слов и аргументов (как вы поняли, альбом всецело инструментален) на вполне и весьма конкретном, зримом и иллюстративном примере музыканты проекта показывают, что мир, в котором мы живём, не обязан подчиняться формальной логике, изобретённой человеком, а то, что мы видим и воспринимаем своими органами зрения, обоняния, осязания и т.д. не есть конечная, единственная и достоверная реальность. Как полагают Fatal Rain, действительность пластична, словно морской ёж, попавший под нож безумного повара, и то, что нам приготовит этот спятивший кулинар, может быть очень и очень неожиданным.

И всё-таки общего и с Astarium, и с Satanath, и с Asphodela и даже с такими андеграундными актами как Necrosadik или Error Gate, у Fatal Rain достаточно много, а львиная доля сходств и параллелей связана, понятное дело, с космической концепцией проекта. “Хаотично Гуляющие Звёзды” – это мрачные фантазии о космическом холоде, беспредельной пустоте и парадоксах нашей Вселенной, размеры и масштабы которой действуют на сознание поистине подавляюще и удушающе, но в то же самое время рецензируемый альбом не исчерпывается космическими пульсациями, а развивается как разнообразный и странный, но всё же музыкальный калейдоскоп, во многом напоминающий… какой-то злобный и разрушительный инопланетный вирус.

У композиций с диска много общего, они все напористы, активны и крайне мутогенны, но у каждой из них своя специфика. Процентное соотношение человеческого и анти-человеческого в каждой из них индивидуально, а борьба гармонии и хаоса идёт на просторах этих аудиодорожек с переменным успехом и действительно напоминает настоящую войну с жестокими сражениями, кровопролитными боями и фатальными исходами, где “Неверные Исчезающие Пятна/Падшая Луна” – это яростная атака, “Пульсация Внеметагалактических Объектов/Корректировка Пространства” – долгая и упорная оборона, а “Нуль-Пункт” – окончательная, но не безоговорочная капитуляция.

Если оценивать “Хаотично гуляющие звёзды” с точки зрения канонов тру-нойза и тру-эмбиента, то его, пожалуй, можно отнести к компромиссным и даже мелодичным ответвлениям жанров, где индастриала, тёмной электроники и не самого нейтрального и фонового эмбиента больше, чем собственно нойза или чистой медитативной психоделии, но это не означает, что альбом прост, предсказуем или лёгок для восприятия. На всём протяжении звучания релиза меня не оставляло ощущение маниакальной одержимости автора идеями и звуками далёких миров, а концентрация его психической энергии, заключённой в треках с “Хаотично Гуляющих Звёзд” порой достигала таких градусов, что воздух в моей комнате был готов взорваться и осесть на стенах ядовитыми парами.

Творчество проекта экспериментально, и уже один данный факт должен предостеречь и остановить любого, кто захочет как-то оценивать и взвешивать на весах баллов, отметок и плюсов с минусами его художественную и историческую ценность. Каждый из треков с альбома уникален и динамичен, не желая останавливаться на чём-то одном и дважды использовать одну и ту же, даже самую удачную и эффектную находку, что можно рассматривать как достоинство и показатель подлинной креативности, но специфика данной музыкальной формы и пропагандируемый коллективом кроссжанровый винегрет намекают, что адресован данный релиз музыкальным гурманам со столь же специфичными и причудливыми симпатиями.