ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы ПсиХХХо "Сгорели корабли"

27-03-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ПСИХХХО * * * * *
Релиз
“СГОРЕЛИ КОРАБЛИ”
Год
2024
Стиль
Punk rock / alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия; Москва/Подольск

Подольско-московские панки представляют свой очередной полноформатный альбом, и перед нами всё тот же слегка отстраненный и философичный панк-рок с русскоязычными текстами и бодрыми гитарами с оттенком эпизодической меланхолии. Ровно три года назад я писал рецензию на их альбом “Молиться, умирать, молчать”, а теперь команда возвращается вновь, и на этот раз они как будто решили повернуть реки вспять и ещё сильнее окунуться в океан классического панк-рока. Тем не менее, никакого нафталина и беззубых стилизаций на их сегодняшнем диске вы не найдёте – всё здесь очень живо и аутентично, хотя и в русле классики.

Они берут за основу стандартный материал панк-групп 90-х и нулевых, местами добавляют к нему чуть-чуть какого-то ещё более раннего задора чуть не в духе Sex Pistols, но делают всё в итоге очень чётко и современно Небольшое инструментальное интро, и вот на нас уже обрушивается простой, нестройный и разухабистый эпик “Меркни или сияй”. Вокалист не утруждает себя необходимостью строго попадать в ноты, а просто получает удовольствие от происходящего, гитары и ритм-секция весело спотыкаются друг о друга, но в этой веселой толчее очень забавно и весело тусоваться, вслушиваясь в простенький и незатейливый текст.

Им хочется быть несобранными и хаотичными, звучать как панк-кумиры из 00-х и воссоздавать ту самую незабываемую атмосферу маленьких клубов, и Психххо сейчас действительно очень неплохо справляются с задачей передачи этого специфического душевного комфорта, который способен нам даровать только первозданный панк-рок. Тем не менее, свой минималистичный панк-рок они играют слаженно и осмысленно, а их простые тексты не являются примитивными и глупыми. Даже в третьем треке “Остановись!”, где перед нами снова крикливый и рассредоточенный панк-гимн, который в этот раз ещё и исполнен на повышенных и почти спид-металлических скоростях, умудряются быть и складными, и мелодичными, и драйвовыми.

Психххо как coincidentia oppositorum Николая Кузанского – совпадение и примирение противоположностей. Они просты, но в то же время глубоки, они элементарны и несобранны, но в то же время их приятно слушать и в этом минимализме живут какие-то свои особые гармонии. Их лирику не назвать шедевром поэзии и какой-то очевидной оригинальностью она не блещет, но в их текстах всё-таки попадаются достаточно интересные пассажи, они свежи и искренни, а их смысл, я ничуть не сомневаюсь, идёт прямо от сердца, призывая задуматься о самой сути человеческого существования и посмотреть на самые серьёзные проблемы нашего бытия.

Уже три года назад я заметил особую серьёзность Психххо, оценил их искренность, человеколюбие и концептуальность, ну а сейчас все эти замечательные и приятные тенденции нашли очень интересное и адекватное продолжение на их актуальном альбоме. Даже такие простые и элементарные вещи, как “Земля”, которые практически не имеют отличий от классики Green Day, воспринимаются сейчас интересно и живо благодаря своей честной и искренней лирике, посвящённой очень серьёзным и даже глобальным вещам. «Ещё немного, и нам уже будет нечем дышать, ещё немного, и будет некого спасать» – слушаешь и поневоле задумываешься. Всё ведь действительно так, и авторы дело говорят.

Очень оригинально все композиции на их нынешнем альбоме заканчиваются небольшими разговорными зарисовками, где некая иронично и скептически настроенная девушка рефлексирует по поводу прослушанного и делится со слушателем своими впечатлениями о только что отзвучавшей песне. Никогда не встречал подобного ни у кого, и нужно признать, что звучит это на самом деле очень живо и интересно. Альбом начинает восприниматься как саморефлексия и честная попытка разобраться в своих переживаниях, что меня невероятно зацепило. Чем дальше продвигаешься про хронометражу диска, тем интереснее становятся комментарии, а ближе к концу диска это уже почти литература и почти сама жизнь в реальном времени.

Альбом звучит очень неплохо, в рамках панка это крепкая и уверенная работа от такой же крепкой и уверенной в себе группы, но это больше, чем панк и больше, чем просто очередной панк-альбом. Авторы стараются достучаться, докричаться – хоть каким-то образом донести до своих слушателей ту мысль, что все мы катимся в пропасть, и что-то нужно срочно и как можно серьёзнее делать, чтобы избавить наш прекрасный и цветущий голубой шарик от вселенской катастрофы и полного уничтожения. Мне очень понравились такие песни как “Ангелы с грустными глазами”, и это действительно самые настоящие гимны неравнодушию и пониманию.

В плане текстовой составляющей всё станет как будто немного легче и доступнее ближе к концу альбома (“Футбол”), но это только видимость, и тут тоже присутствует мега-серьёзная и завязанная на современности “Возвращайся”, а финиширует всё горьким и тяжёлым медляком в качестве которого выступает титульная вещь. Тем временем дополнения-комментарии нашей критически настроенной особы начинают вдруг сворачивать в какую-то экзистенциальную и остросюжетную сторону, как будто закручивая параллельно детективную линию. Что ж, концептуальная эпопея с «пасхалками» в стиле панк-рок у наших сегодняшних героев действительно получилась на “ура”.

Насколько я понял задумку авторов, перед нами сейчас их собственная фантазия на тему “всё гениальное просто”, и альбом “Сгорели корабли” действительно воспринимается сейчас как сложное в простом и простое в сложном. На первый взгляд, всё элементарно и даже безыскусно, но чем больше слушаешь и вслушиваешься, тем больше нюансов во всём этом тебе видится, и тем больше тебя всё это увлекает и воодушевляет. Музыканты смогли вдохнуть жизнь в олдскульную классику заслуженных панк-групп и с огоньком переосмыслили эпохальные релизы данного направления, а их отношение к любимой музыке стоит охарактеризовать как неординарное и очень творческое. (старое, но под новым соусом и с новыми смыслами в достаточно непривычной форме треков с текстовыми послесловиями) Прослушал альбом с большим удовольствием.