ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Атака Сверху "Одинокая дорога к совершенству"

29-11-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АТАКА СВЕРХУ * * * *
Релиз
“ОДИНОКАЯ ДОРОГА К СОВЕРШЕНСТВУ”
Год
2023
Стиль
Alternative rock / punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эта столичная группа существует уже больше десяти лет и имеет у себя в каталоге солидный набор самых разных релизов, а сегодня снова выходит в эфир с очередным полноформатником. Описать творчество коллектива будет проще всего, если мы попытаемся представить себе панков, которым надоело быть слишком ершистыми и бескомпромиссными и захотелось немного лирики, романтики и чувств. Ничто не ново под луной, и всё это вербализировал ещё старик Тургенев у себя в “Отцах и детях”, когда рассказывал нам про нигилиста Базарова и эволюцию его взглядов, ну а Атака Сверху на своём новом альбоме демонстрирует всё то же самое, но в музыке.

Сравнить эту группу можно, например, с Blink 182 или с кем-то из наших современных альтернативщиков и пост-гранжеров вроде Long Night Echoes, но лучше всё-таки ни с кем не сравнивать, а просто слушать и делать это максимально внимательно и вдумчиво. Альбом настраивает на разговор о важном и серьёзном, и внимать ему нужно не по ходу дела, а специально выбрав для этого и время, и место, да ещё и предварительно запасшись соответствующим настроением. Не будем спешить, посидим, помолчим, послушаем, и тогда “Одинокая дорога к совершенству” раскроется перед вами во всей своей полноте и глубине.

И да, новый альбом Атаки Сверху получился уж очень лиричен и сентиментален. Никто здесь никого не атакует ни сверху, ни снизу, а просто идёт ненавязчивый поток сознания на тему вечного, лиричного и глубокого. Определённые намёки на панк-рок тут ещё кое-где просматриваются, но всё-таки перед нами, в первую очередь, душевный альтернативный рок с сильным упором на пространные проигрыши и мечтательные тексты, а лукавый образ Дали с его бессмертным “не надо бояться совершенства, вы никогда его не достигнете” придаёт всем этим сентиментальным измышлениям особый привкус чуть перчёного задора.

Да и куда без задора панкам, даже пусть и бывшим! И пусть альбом по большей части следует в размеренном и полубалладном ключе, здесь нет каких-то резких всполохов и бунтующих интонаций, а вместо них во главе угла находятся нежные, вкрадчивые и доверительные песни о важном, нужном и интимном. Слушаешь диск и как будто общаешься с кем-то, кто понимает тебя с полуслова и совсем без слов. Она тоже рада тебя видеть, она всё знает и понимает, и открывающая альбом построенная на контрастах риффов и гитарных переборах “Мы” как будто посвящена этим долгим и нежным отношениям двух давно влюблённых друг в друга людей.

Не песня, а идиллия, и такое многообещающее начало задаёт тон всему диску. Релиз стартует с пролога, затем нас ждут одиннадцать достаточно вдумчивых композиций, а завершается всё outro-послесловием. В “Одинокой дороге” нас ждёт почти речитатив и ещё больше атмосферных и тягучих риффов, то же самое происходит и в “Навсегда”, а в целом перед нами меланхолия, печаль, размышления и много-много неспешной рефлексии с лёгким привкусом таких групп как Sentenced, Poisonblack, Charon и HIM. Хм, готик-метал? Конечно, ещё не совсем, но определённая родственность со всеми этими группами у Атаки Сверху действительно просматривается.

Есть на альбоме и чуть более напористые инструментальные решения, как это происходит, например, в треке “Выключи свет”, который можно в то же время назвать одним из самых провокационных и смелых номеров на альбоме, поскольку в середине он срывается в откровенный хип-хоп, или в панковитой композиции “Дом”, но в целом перед нами всё-таки разговор по душам в стиле флегматичного альтернативного рока, что будет очень хорошо и уместно, когда за окном ночь, метель, холод и темнота, а ты совершенно свободен до вечера следующего понедельника. Перед нами рок, тут будет достаточно жёстких гитар и приятных рок-ритмов, но и не только.

Участники Атаки Сверху во главе со своим фронтменом Иваном Кузнецовым с удовольствием играют в новых романтиков, и они действительно по-настоящему романтичны. Будь то наэлектризованная и бесприютная “Когда ты ушла” или сладостный гимн “Тёмные мысли”, перед нами раскрытая нараспашку душа безнадёжно влюблённого человека, а разные стилистические и музыкальные приёмы в данном случае – это лишь разные грани и способы воплощения того единого, целостного и бьющего навылет душевного состояния, когда ты не мыслишь жизни без объекта своей увлечённости и готов сочинять оды и серенады в её честь без остановки.

Песни на альбоме действительно максимально разнообразны, как по музыке, так и мелодиям, и хитовая, почти поп-роковая в плане вокальной мелодии “Мой яркий огонь” тут запросто переходит в расслабленную акустику “Дальтонизма”, а затем ниспадает в минимализм “Сердца на джинсовке”. И не знаю, для кого как, но для меня всё это стало приятнейшим путешествием в годы моей первой влюблённости и восторженной философии “вечных семнадцати”. Очень легко, светло и естественно авторы воплощают в своих рифмах и риффах те самые незабвенные блики из прошлого, к которым мы все возвращаемся с таким удовольствием в наших снах, и это радует.

А “Эпилог” звучит как возвращение Курта Кобейна и пламенная ода рок-олдскулу (обратите внимание на самые последние звуки), да и в целом альбом – это, конечно же, отсылка к ретро-воспоминаниям фанатов рока, которые помнят музыку на радиоволнах, бобинах, кассетах и пластинках. В те времена мы все намного больше ценили магию звука, и уделяли ей намного больше времени, и “Одинокая дорога к совершенству” в очередной раз напоминает нам всем о той далёкой эпохе. Дайте этому альбому шанс, послушайте его внимательно от начала до конца хотя бы пару раз, вслушайтесь в тексты, и потайная жизнь вашей души станет вам чуть понятнее и ближе.