ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы Воленс-Ноленс "Вдох"

25-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Мне ни разу не доводилось бывать в снежном заполярном Мурманске, но те отзывы, которые я слышал об этом городе (серый, мрачный, неприветливый, etc.) и музыка тех групп, которые обитают в тех широтах (одна из местных мурманских тяжёлых команд даже взяла себе говорящее название в честь родного города – Town Tundra), оставляли очень определённое и характерное впечатление. А теперь представьте мой поток ассоциаций, когда я услышал, что в Мурманске появился коллектив, который играет нечто в духе прекрасных и великолепных Guano Apes, но со своей северной спецификой. Это действительно было многообещающе и громко.

Предчувствия и предвкушения не обманули – группа со странным названием Воленс-Ноленс играет утяжелённую сибирскую альтернативу с грозовой атмосферой. Самые эпичные, серьёзные и многослойные треки Сандры Назич и её состава вроде “Maria” нашли своё интересное русскоязычное воплощение и продолжение в творчестве мурманских альтернативщиков, и звучит их дебютный пятитрековый EP по-настоящему эпично и мощно. Меланхолия, драйв, глубокомысленные тексты, зажигательные припевы и другие противоположности легко уживаются в парадоксально-экзистенциальном жанре “воленсов-ноленсов” и выглядит это очень по-русски.

Наверняка Достоевский и Пастернак оценили бы такой материал и даже, возможно, прикупили бы себе по футболке мурманского коллектива, ведь темы в своих песнях участники коллектива поднимают серьёзные и философские, экзистенциальные. Конечно, не обошлось без влияния самых серьёзных и смурных отечественных female-fronted-альтернативщиков из Tractor Bowling, но Воленс-Ноленс не подражают своим старшим товарищам, а копают в самую глубь, обращаясь по совету Козьмы Пруткова к самой сути проблем, к их корню, попутно старательно совершенствуя и усложняя новыми элементами свою собственную формулу зимнего альт-рока.

Прохладное дыхание меланхолии, прозрачные колокольчики безысходности и жёсткие грузно-неповоротливые риффы встречают слушателя уже в открывающей диск “Не Бойся”, и эта среднетемповая вещь служит прекрасным введением в мир призрачных ландшафтов северян. Более быстрые, энергичные и рваные интонации слышатся во второй песне “Самая Малость”, но холода и заиндевелых морозных узоров в этом треке не становится меньше – они причудливо вплетаются в экспрессивный драйв команды и возвращают атмосферу композиции в льдистый alma mater, планомерно переводя стрелку воображаемого термометра на -10, -20, -30, -40 и далее по Цельсию.

Я был почти уверен, что на альбоме найдётся место хотя бы для одной чуть более тёплой и простой композиции, но ни третья по счёту стремительно рвущаяся навстречу горизонту “Слушай”, ни самая жёсткая, тяжёлая и контрастная, эпизодически речитативная и злая “Выдыхая Мечту”, ни финальная, то мечтательно опьяняющая, то бесцеремонно отрезвляющая “Герда” не приносят каких-то значительных климатических перемен, и на всём протяжении звучания этого пятитрекового мини-альбома мы будем всё так же скитаться по ледяным гротам владений Снежной Королевы, наслаждаясь мощным голосом синеволосой вокалистки Воленс-Ноленс.

Как часто мы, рецензенты и критики, жалуемся на то, что в творчестве той или иной группы недостаёт местного колорита и этно-гео-особенностей, ну вот, хотели, желали – получите, возрадуйтесь: у Воленс-Ноленс арктического мурманского севера более чем достаточно, и узнать их стиль, однажды попробовав его на вкус, будет совершенно несложно. Может быть, до резкости и прицельной хитовости музыкально-лирических попаданий Guano Apes и Tractor Bowling им ещё далековато, но свой собственный индивидуальный почерк авторы нащупали уверенно и, безусловно, так просто отказываться от него не станут.

Мне понравились яркие лирические образы в текстах команды, понравилась их разноплановость и ненавязчивые отсылки к Сандре Назич в голосе Натальи Витлиф, а обращение команды к сказочным архетипам и в частности отсылки к Герде Ганса Христиана Андерсена в последнем треке это просто блестящая находка. Хочется верить, что музыканты продолжат творчески эволюционировать в том же направлении и в скором времени представят нам свой полноформатник с более выверенным, продуманным и зрелым вариантом такого портово-северного холодного экзистенциального рока, с которым было бы впоследствии так легко и приятно ассоциировать их родной Мурманск.

Рецензия на альбом группы D7 "Театр Жизни"

25-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Ещё Шекспир заметил, что вся наша жизнь – игра, и участники группы D7 не стали спорить с классиком, а решили ещё раз по-своему переложить его слова на современный лад, попутно проиллюстрировав их в музыкально-вербальном 3D-формате. Несмотря на то, что “Театр Жизни” всего-навсего второй полноформатный диск коллектива, играют сейчас ребята очень взвешенно, зрело и вообще по-взрослому. Очень приятные, хотя и не самые затейливые ритмы, адекватные гитары и простой и мужественный, слегка надтреснутый вокал интересно обрамляются в творчестве D7 благородными клавишно-виолончельными аранжировками, а их тексты всё сплошь о простом, каждодневном, понятном, немного грустном, но всё-таки жизнеутверждающем и целеустремлённом.

Удачно балансируя между бардовской песней и классическим роком, музыканты создают на первый взгляд очень простые и даже безыскусные вещи, в которых, тем не менее, совершенно очевидно ощущается живая душа и напряжённая пульсация нервов. В этом плане очень показательна и характерна открывающая диск “Поезд”, которую я считаю одной из лучших на альбоме: в этой композиции есть и простые качающие риффы, которые так любили группы вроде СерьГа и Чайф, и поэтический повествовательный нарратив в духе Воскресенья и Машины Времени, и неплохие инструментальные зарисовки с очень уместной и приятной виолончелью, что по саунду напомнило мне даже Lake Of Tears времён “Forever Autumn”. Эта вещь идеально подходит на роль стартера, а сменяет её не менее атмосферная и знаковая “Баллада о поэтах”.

Ребята явно согласны с той точкой зрения, которая полагает, что главное в русскоязычном роке это текст, смысл и месседж. Минимум рока, максимум простых трёхаккордовых гитарных бриджей, которые столь рьяно котируют завсегдатаи дворовых и подъездных выступлений, и очевидная приоритетность текстовой составляющей – всё это D7, но есть и одно “но”, которое как раз очень явно и чётко иллюстрирует упомянутая уже “Баллада о поэтах”, это стремление поэтично и художественно облагородить такой минималистический дворовый рок за счёт меланхоличных, иной раз чуть ли не симфонических проигрышей и даже разговорных фрагментов. Чуть ли не классические интерлюдии слышатся в третьей вещи с диска под названием “Исчезаю”, что напоминает то ли Electric Light Orchestra, то ли Ольгу Кормухину.

Все те же самые приёмы, но с чуть более основательным хардроковым звуком встречаем мы и в “Дороге”, а вот сменяющая её “Камень на душе” звучит намного более легкомысленно и панково, что с одной стороны приносит на альбом некоторую долю разнообразия, а с другой кажется шагом в сторону по сравнению с более серьёзными и основательными пьесами коллектива, с которых они начали этот диск. Однако авторы намерены всё вдоволь наверстать в плане серьёзности уже в следующем треке, которым оказалась отличная кавер-баллада “Ослепительный свет”, которую вне всяких сомнений, можно назвать эмоциональным апофеозом пластинки и её вершиной. Несмотря на то, что даже в этой грустной и пронзительной вещи, а также в последовавшем за ней тяжёлом медляке “Осень” не обошлось без влияний панков, это не вредит команде, уверенно выкристаллизовавшей свой стиль на стыке панка, рока и авторской песни, а авторы сами прекрасно осведомлены о своих сильных сторонах.

Когда-то Монгол Шуудан экспериментировали с переложением стихотворений гуляки-хулигана Есенина на рок-музыку, а D7 решили всё своё творчество сконцентрировать на этой сладковатой меланхолично-разухабистой ноте, попутно облагородив её и дополнив осенней симфоничностью. Квинтэссенция таких есенинских настроений ждёт нас в титульной вещи с альбома, которую авторы приберегли напоследок, а в целом альбом идеально подойдёт для промозглой октябрьско-ноябрьской поры, которую так любят поэты и когда так уныло и скучно бывает простым смертным. Не нужно бояться меланхолии, ностальгии и печали – как будто говорят нам своей музыкой и текстами эти нижегородские романтики, и нужно признать, что их второй лонгплей не лишён убедительности и своего особого дождливо-пасмурного очарования.

Не случайно в списке благодарностей альбома значится имя Александра Гортовина – такой качественный рок-материал в последнее время очень любит выпускать лейбл Circle Flame Records, и D7 на самом деле очень аутентично пришлись бы в каталоге лейбла где-нибудь между Zемлёй Королевы MOD и Кодом Дракона, ну а всем неравнодушным к подобного рода творчеству имеет смысл взять группу на заметку, ведь всё указывает на то, что авторы будут гнуть всю ту же романтично-философскую линию и прогрессировать на данной стезе. Не зря D7 так много и с таким удовольствием говорят о поэтах и поэтичности, ведь тексты и атмосфера – это главное, что есть ценного и хорошего в их музыке, а потому прямолинейность гитарных партий вполне можно вынести за скобки и просто наслаждаться поэтичной демисезонной рефлексией, попивая чаёк с коньячком.

Рецензия на сингл группы Restless Mind "Шторм"

24-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Нет покоя неотдыхающему мозгу - настоящие тру-метал-кузнецы продолжают ковать свой тяжкий сталолитейный продукт даже в разгар предновогодней суеты и повсеместного засилья мыслей про салаты, алко-запасы и предстоящие зимне-каникулярные увеселения. Свой новейший сингл рестлесмайнды презентовали ещё 8 декабря, но до моих ушей он добрался только сегодня, когда до Нового года осталось всего ничего, и особая предпраздничная атмосфера сделала своё дело, подогрев и без того горячий релиз неуспокоенных столичных металхэдов.

Сольный проект Антона Грузинского, запущенный им при непосредственном и всестороннем участии и органичной поддержке гитариста Романа Новичкова и драммера Дмитрия Луцковского, очень бодро начал свой творческий путь с альбомом “Мятежник”, затем уклонился в альтернативу и грув, после чего покинул студийные застенки и вышел на сцену, показав всем интересующимся, как смесь старого и нового в металле способна зажигательно звучать вживую, а на своём новейшем сингле решил жахнуть настоящий шторм.

В первые секунды звучания мои уши заметили массированную экспансию мощного грув-трэша в традициях группы Мастер их среднего периода и в частности времён таких альбомов как “Песни Мёртвых”, а когда дело дошло до припева в ход пошли более классические хэви-метал-ритмы и мелодии в духе ранней Арии и их “С кем ты?”. В итоге перед нами обворожительный металлический боевик с замашками на гимновость и с удалой грувовой качкой, которая будет похлеще морской, когда ветер крепчает, и все косвенные признаки дают понять, что будет ураган.

Риффы Романа Новичкова по-прежнему говорят сами за себя, ударные мощны, молотобойны и сокрушительны, а голос Антона узнаваем и харизматичен, бросаясь от хриплых низов к более чистым и высоким нотам. Сходство с интонациями Михаила Серышева кажется довольно сильным, но оно очень быстро исчезает, поскольку Антон не склонен петь в одном регистре больше десяти-пятнадцати секунд и спешно эвакуируется то в кафедральные распевки, то в зовущие мистические регистры.

Как говорят сами авторы, их новейший сингл посвящён гитаристу Pantera Даймбегу Дареллу, и определённое влияние техасцев и их гитареро определённо присутствует в композиции – бронебойные риффы, умопомрачительный кач, мелодично-глубокомысленные соло и увесистый и характерно по-пантеровски (вспомнить их бессмертный “Walk”!) жирный звук в совокупности действительно способны звучать как некое подобие трибьюта легендарной американской капелле, но Restless Mind для этого слишком самобытны, да и особый ритм русскоязычной лирики вносит свои коррективы.

Отличный арт на обложке, филигранная инструментальная работа, почти полное 5D-погружение в атмосферу шторма посредством самых разных вокальных инструментальных фишек, а также очень неплохой и презентабельный звук – найти недостатки в данной работе не так-то просто, и хотя называть “Шторм” стопроцентным хитом я бы не стал, эта вещь определённо является одной из жемчужин в дискографии Restless Mind благодаря своей впечатляющей детальной проработке и замечательной концептуальной и смысловой наполненности.

Я не случайно начал эту рецензию с упоминания новогодних праздников и предпраздничной суеты. Полностью отдавая себе отчёт в том, что авторы задумывали свой релиз совсем не праздничным и уж точно не счастливым и не весёлым, я дерзну утверждать, что помимо этого изначального замысла, в актуальной работе московских грув-хэви-металлистов можно без труда отыскать и другие смыслы и оттенки, которые могут быть вполне актуальны и в канун Нового года, и в разгар летнего отпуска. Шторм может быть разным. А у моря тысячи лиц, личин и настроений, и похоже, именно это Restless Mind готовятся продемонстрировать нам 11 января, когда, как анонсируется, запланирована грандиозная НГ-пати в пиратском стиле и с группой Кровавый Риф в качестве тамады-распорядителя банкета.

Рецензия на альбом группы Megakill Paranoise "Total Fucking Shame" / 2019 Anno Satanas

23-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть ещё группы, которые ратуют за истинный, жуткий, первородный и бескомпромиссный андеграунд, и одна из таких беспринципных команд сейчас перед нами. Участники Megakill Paranoise как будто нарочно постарались собрать в одном месте и в одно время всё самое жуткое, адское и неформальное, чтобы записать в итоге квинтэссенцию зла и отвращения. По крайней мере именно такие мысли приходят на ум, когда читаешь то, что музыканты собственноручно написали о своём диске. И вы наверняка подумали сейчас, что они наверняка нарезают холодный инфернальный блэк или зверский дэт-грайнд, от которого кровь закипает, а мозги вываливаются из ушей. И ошиблись. В точности как и я. Никаких клонов Sadistik Execution и Necrophagia у MP нет.

Помнится, когда мне лет четырнадцать, и я дико фанател по умной, концептуальной и серьёзной музыке в духе Juggernaut, Last Descendants, Anacruisis, Skyclad и иже с ними, мне приснился сон. Снился мне не кто-нибудь, а сам дьявол. В моём сне была ночь, какой-то парк, лавочки и деревья поблескивали каплями только что прошедшего дождя, а мы с Люцифером сидели на одной из таких лавочек и вели разговор о музыке. Я восхищался любимыми командами, а он слушал мои велеречивые тирады и лишь изредка снисходительно комментировал (“Juggernaut?... Да, неплохая банда, саунд у них такой, будто лошади сношаются.”), а в конце концов порекомендовал мне пару новых для меня и абсолютно не известных мне в то время групп - Biohazard и Cro-Mags.

Наверняка вы можете представить себе, как долго я плевался и поминал недобрым словом дьявольское чувство юмора, когда всё-таки достал альбомы этих групп (а в 1997 году в суровой российской провинции это было совсем не так просто!) и послушал их. Ничего похожего на изящный хэви, интеллектуальный спид или завёрнутый трэш там, конечно же, не было и близко, а был, как я тогда определил, “тотально невразумительный панки хой”. Нет, не то что бы в то далёкое время я совсем был не знаком с хардкором и подобными делами - я слушал и Carnivore, и D.R.I., и Suicidal Tendencies, но эти группы не были в числе моих фаворитов, и до Biohazard с их альтернативными читками им всё-таки было далековато – они были более трэшевыми. Зачем я сейчас вам всё это сейчас рассказываю? Сейчас поясню.

Чего я не мог подумать и вообразить себе ни тогда, более двадцати лет назад, ни после, ни сейчас, так это того, что в принципе возможен складный и непротиворечивый альянс между интеллигентами-литературоведами SkyClad, хулиганами-технарями из Juggernaut, раздолбаями из D.R.I. и рэперами из Biohazard, и не просто альянс (жидкий и натянутый компромисс, от которого плохо всем, и голова болит даже у соседской собаки), а настоящее, органичное и гармоничное единство, которое я сейчас наблюдаю, едва успевая возвращать на свои исконные и причитающиеся места расползающиеся в разные стороны брови, прослушивая дебютное творение Megakill Paranoise, которое звучит как старый добрый тяжеляк из золотой поры рока и металла.

Конечно, это панк, и вряд ли у кого-то будут или могут быть сомнения по данному поводу, но панк интеллигентный, стильный, техничный и вкусный. Не в традициях “пистолз”, а скорее в духе Bad Religion и NOFX, а также с изрядной долей трэшевого задора и умных прог-трэшевых риффов. У Juggernaut у меня есть одна абсолютно любимая вещь на все времена – “All Hallow’s Eve”, а Megakill Paranoise умудрились записать весь альбом в очень близком к тому ключе. Добавили глэмовой сумашедшинки в традициях Twisted Sister, много разухабистых хоров и даже кое-где намёки на фолк авторства SkyClad, и вуаля – перед вами бронебойная музыкальная вкусняшка, где есть отличные басовые соло (“Croatoan For Anybody”) и даже блюзовые и рок-н-ролльные нотки (“Pirates”, “The Agitator”).

“Хуже похода к дантисту только поход к цензору” – любил говаривать Альфред Хичкок, и согласен с ним, судя по всему, не только я, но и ребята из Megakill Paranoise. Иного объяснения, зачем они снабдили свой хитовый и хуковый пивной кроссовер таким пугающим чернушным пресс-релизом я просто не нахожу. Когда я читал эти слова в первый раз у меня была мысль, что за ними может скрываться не такой уж адский ад, как уже было в подобной же ситуации, когда я открывал для себя творчество групп Де Сад, но я и подумать не мог, что музыка коллектива будет настолько… безобидна. Подозреваю, что сейчас авторы оскорблены до глубины души моей констатацией, но ничего зверского и маниакального, человекоубийственного и страшного я на диске не нашёл.

По крайней мере, ничего более зверского, маниакального, человекоубийственного, страшного, чем у Twisted Sister времён “Stay Hungry” (не будем забывать, что для целого поколения американцев Ди Снайдер действительно был очень даже кошмарным и мог быть тем ещё гвоздём в заднице). Масса бодрых бунтарских ритмов, отличные, порой на самом деле весьма изобретательные аранжировки с кучей нюансов, характерный джаггернаутовский звук гитар и забористый пивной вокал делают этот релиз настоящим подарком для любого ностальгирующего олдскуллера, который помнит, какую техничную, прочувствованную и мелодичную музыку делали в 80-х. И да, это всё тот же панки-хой, но трэшевый, умный, по-скайклэдовски “завёрнутый” и сдобный.

Старики говорят, когда дьявол в кучерах и соломе будешь рад, но Megakill Paranoise филонить не собираются, и рубят так, что щепки летят. Конечно, от Biohazard и от их рэпа здесь практически ничего нет (только общая раздолбайская хардкор-кроссовер-атмосфера), а всё больше отсылки к D.R.I., да к нашим трулялястым и разухабистым Э.В.М. и Джокер, но это к лучшему. Недостатков же тут всего три: повышенная ностальгичность (что может раздражать, если вы не сильно симпатизируете аналоговым и ламповым делам минувшего тысячелетия), повышенная алкоголичность, которая ближе к концу диска начинает переходить все мыслимые и немыслимые грани, напоминая альбомы Tankwart, Onkel Tom и тому подобных групп, и повышенная панковая синкретичность (последние два трека сильно смахивают на сумасшедший алко-панк-джем).

А фолк-этно вставка в заключающей пластинку “Crush Your Head”, кстати, напоминают уже не только SkyClad, но даже временами самих Orphaned Land! И всё это делается в масках террористов и в футболках с пентаграммами, сопровождается красочными клипами (мутузящие друг друга гопники на фоне бескрайних российских широт – это сильно) и вполне смахивающим на клип и очень даже оригинальным тизером альбома. Всё очень похоже на то, что ребята просто решили повторить успех Lordi на Евровидении и именно с этой целью разработали свою поп-метал-андеграунд-ребел-концепцию плохишей и вечных кнопок на стуле общественного вкуса и мещанской морали. Даже если и так, у них всё вышло очень даже вкусно и правдоподобно!

Рецензия на альбом проекта Метеорит "Экстаз"

22-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Александр Семенченко и его группа Метеорит представляют сейчас уже свой второй полноформатный альбом, и их сибирский рок-н-ролл успел поднять голову и окрепнуть, но при этом музыкант не растерял свежести восприятия и чувства юмора (читай самоиронии) и продолжает создавать очень яркие, личные и приятные на слух композиции. Автор не обделён адекватным вкусом, и по крайней мере некоторые из его песен выглядят как маленькие шедевры лёгкого музыкально-шаршевого гротеска. Я нарочно начинаю эту рецензию именно с этих слов, ведь кое-кто из слушателей вполне всерьёз высказываются в духе “он не умеет петь”, “вокал слабый” и т.д и т.п., а ничего подобного к Александру и его нарочито оформляющему свои релизы в стиле грампластинок и магнит-кассет времён совпедии проекту совершенно не относиться.

Начать стоит с того, что петь в академическом и собственном смысле слова Александр даже и не пытается и не пробует, а вместо этого с явным удовольствием подтрунивает над узколобыми спецами-критиками, играя голосом на манер куртуазных маньеристов и в частности напоминая замечательного Вадима Степанцова с его гениальными пародиями-юморесками. И снова я должен вспомнить про хороший вкус автора и часто сопутствующее ему чувство меры, благодаря которым он способен удерживать необходимый баланс между юмором, иронией, серьёзностью и лирической глубиной. То, что делает Метеорит, это не всегда панк или стёб, не всегда карикатура или пародия, а часто вполне серьёзные и порой на самом деле очень глубокие рок-композиции, которые исполняются с некоторой долей самоиронии. По крайней мере так было ещё год назад.

Если вы знакомы с такими группами, как Бахыт Компот, Несчастный Случай и более современными и довольно широко раскрученными сейчас рок-патриотами из группы Капитан Кенгуру, то без труда поймёте, что имеется в данном случае ввиду и какого плана материал стоит ждать от рецензируемого сейчас коллектива, а я могу только добавить, что такие ранние вещи Александра как “Привет, привет!”, “Не Обмани”, “Устали” и интересно обыгрывающая классику Чёрного Кофе блюзовая вещица “Леди” при прослушивании оставляли у меня традиционно очень благостное впечатление, на вполне конкретном экзистенциальном примере демонстрируя, как битловско-роллинговские идеи могут жить, цвести и плодоносить на нашей отечественной и вполне себе русскоязычной почве.

От нового полноформатника Метеорита мне действительно хотелось ждать многого и хорошего, и хотя свойственная Александру некоторая небрежность в аранжировках и не всегда наличествующее желание работать над качеством в противовес количеству несколько осаживали смелость моих ожиданий, в целом я был настроен по поводу его нового релиза положительно. И почти не ошибся. Талант, как известно, не пропьёшь, даже если очень сильно стараться, но иногда в дело вмешиваются другие факторы, и всё выходит так, как выходит. Замечу в плане предисловия, что актуальный диск очень диковинно скомпонован, и как будто всеми силами старается отпугнуть всех случайных, мимоходом занесённых на огонёк залётными ветрами путников, чтобы все самые личные и вкусные вещи смогли услышать только действительно стойкие, бесстрашные и вообще только настоящие рокеры с незашоренным восприятием.

Александр не стал изменять себе и его вокальная манера практически не претерпела изменений: перед нами всё тот же панковитый, временами нарочитый и даже смешной рок в традициях Бахыт Компот и Капитана Кенгуру с очень простыми, доходчивыми и очевидными текстами на такие же простые и очевидные темы, написанные с такой обескураживающей искренностью, что по мере прослушивания не знаешь, то ли радоваться и ликовать, то ли удивляться и недоумевать. Именно в таком духе следует титульная вещь с альбома, приближаются к ней глумливая “Дон-диги-дон” и распевная “От Винта”. Панка у Александра определённо стало больше, чем это было ещё год назад во времена его диска “Прекрасно!”, и панк-рок в его интерпретации насквозь экзистенциален, театрален и пародиен – словом, всё в лучших традициях Вадима Степанцова, но…

Уже упомянутая мной неразборчивость автора в плане аранжировок и продакшна иной раз не очень сильно вредит его произведениям, а порой - сильно. Я уважаю и ценю непосредственность вообще и непосредственность Александра Семенченко в частности, но иногда его пофигистичность и разухабистая прямота на самом деле довольно ощутимо мешают ему и даже откровенно портят его песни. Увы, такие треки как “Дон-диги-дон” на что-то большее, чем прикол в стадии демо-версии никак не тянут, и, к сожалению, на своём новом альбоме далеко не всегда музыкант может удержаться от ниспадения в тотальную панкосмехопанораму. Песен на альбоме много, все они как обычно не плохи, но первая половина компакта по большей части пугает и будоражит, нежели радует и расслабляет (хотя на вкус и цвет, как говорится, все аккумуляторы…)

Тем не менее, такие современные пьесы Александра как “Продолжается ночь”, “Взять реванш”, “Вокзал” по-прежнему вызывают в памяти хорошие, крепкие, достойные восхищения и подражания рок-гимны прежних лет с лёгким налётом беззастенчивой в своей нарочитой наивности иронии, и я послушал их с большим и даже огромным удовольствием. Музыкант может писать очень красивые и гармоничные вещи, добавляет к ним прекрасные вдумчивые стихи, и это действительно прекрасно, но иногда ему как будто становится скучно, и он начинает хулиганить. Такого хулиганства на рецензируемом диске достаточно много, но более серьёзных, по-настоящему талантливых рок-н-ролльных номеров всё-таки больше, и я отчаянно плюсую харизматичной манере автора, его проникновенным стихам, его смелости и пластичности! Да и кто сказал, что хулиганство и эпатаж, элемент стихийности и импровизация это плохо и неприемлемо?

Слушать альбом: https://vk.com/wall-92317634_7546

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на мини-альбом группы ЛТП Ойкумена "Серые на сером. Часть 2. Рабство"

21-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Талантливые и концептуальные идеологи из ЛТП Ойкумена не стали затягивать со второй частью своего триптиха и выдали её в максимально сжатые и даже почти рекордные сроки после выхода части первой, однако на качестве материала это никоим образом не сказалось. Период умных цитат от уважаемых в мире философии и философов людей в сообществе коллектива адекватно подготовил почву для серьёзного и важного разговора, и вот, наконец, этот разговор или точнее, его аудиально-художественное отражение перед нами. Всё та же замечательная карандашная графика на тему бессмысленного погружения современных индивидов в мир псевдо-культуры и псевдоценностей на правах обложки, всё те же узнаваемые штрихи и пятьдесят оттенков серого, а что же музыка и тексты?

Основная фишка “Серых на Сером” времён “Рабства” – это совмещение очень бодрых и даже отвязных рок-н-ролльно-блюзовых гармоний и ритмов с серьёзной философской и чуть ли не богословской проблематикой, которая, однако, выражена очень простым и доступным, практически повседневным языком. Экзистенциальные парадоксы, ад и пустота социальных сетей, серьёзный и даже вполне себе академический категориальный аппарат и холодный зимний воздух христианства, которым так любил дышать О.Э. Мандельштам, помогают авторам убедительнее и резче заклеймить серую круговерть повседневности aka день сурка и призвать своих слушателей внимательнее и зорче всмотреться в неисследимую и бездонную бездну колодца собственной души с её жаждой, тоской и болью.

ЛТП Ойкумена не первая современная отечественная группа, которой не дают покоя лавры пинкфлойдовской “Стены” (вспомнить хоть DeLight Theatre) и её играющая оттенками универсальность, они создают свой концептуальный мир кирпичик за кирпичиком с такой же страстью, которая отличала ранних “флойдов”, и почти что с остервенением главного героя “The Wall”, а их размах поистине заслуживает уважения. Действительно, кто бы мог подумать, что серьёзный классический арт-рок 70-х так аутентично и удачно адаптируется к жёстким реалиям современной цифровой эпохи и расцветёт такими впечатляющими порослями, и что важнее – не будет просто подражать или перенимать внешние формы, а создаст что-то настолько глубоко и органично своё, собственное, самостоятельное и аутентичное, зовущее ввысь и древним способом от противного вызывающее отвращение к наличествующей данности нашего эмпирического и конкретного бытия, но это так.

Христианства на этот раз стало больше – не просто “просто христианства” в традициях Льюиса и его одноимённой книги, а очень даже кондового и ортодоксального его воплощения в традициях восточной церкви, однако невооружённый взгляд человека неискушённого сможет распознать и задетектить всё это лишь в финальной композиции под названием “Депрессия”, где бодрые рок-н-ролльные ритмы отходят на второй план, а музыканты начинают, наконец, заниматься куда более характерной и привычной для себя арт-прог-меланхолией. Остальные же треки на удивление эклектичны и непредсказуемы - послушайте хотя бы “Легко”, где балладная нега легко и ненавязчиво переходит в шершавый хардовый риффинг, а затем срывается в электронный авангард и расцветает речитативной декламацией в обрамлении проговых басовых линий.

И недостатка в арте и прогрессиве на данном EP действительно совсем не наблюдается, а порой эксперименты выводят музыкантов даже почти к фанк-берегам (“Аватары”), где вокал как две капли мёртвого моря похож на речитатив, в то время как грохочущая тяжесть таких треков как “Легко” и “Она от него ушла” очень изящно сочетается у них с полётной прог-мечтательностью. Тяжёлый, гротескно-свингующий ритм-н-блюз пятого трека всё натужнее и напряжённее прячет под бодрыми и такими порывисто-рваными, нервозными и размашистыми ритмами свою горькую полночную тоску, а в финальной вещи она вырывается наружу во всём своём всесокрушающем и довлеющем великолепии, очень быстро затмевая всё собой и восходя над серым, давно захлебнувшемся в равнодушии мире чёрным, зловеще-траурным солнцем.

Этот EP тяжёл как самая грузная и до отказа нашпигованная свинцом и алюминием железная бабочка, и каких-то проблесков света, позитива и небесной гармонии я здесь практически не увидел. Они, конечно, присутствуют, но исключительно как “луч света в тёмном царстве”, бликово и декоративно, являясь всего лишь одной из сотен других серых красок в общей палитре, и эта краска хоть и более светлая и жизнеутверждающая, но в сущности своей такая же серая и монохромная. В таком мире возможно только экзистенциальное “мужество быть”, а от упоминавшегося выше христианства ЛТП Ойкумена берут только Великого Инквизитора, но не радость, любовь и триумф воскресшего Христа, что в очередной раз подчёркивает тот простой факт, что на земле Достоевского изъясняться без надрыва и трагедии не принято и нежелательно.

Авторы подразумевают духовность и высший смысл, упрекают современников в их отсутствии, но сами целиком сосредоточены на критике и негативно-отрицающем “фи” по отношению к приземлённому, механическому и слишком земному, однозначно характеризуя их как скотство и деградацию, в чём очень явно и чётко прослеживается влияние Ницше, который так истово и категорично отрицал всё слишком человеческое, предрекая его гибель и крах. Отсылок и параллелей к первой части триптиха на рецензируемом EP достаточно (взять хоть общий жанрово-звуковой курс или количество треков), но тексты первых пяти композиций в этот раз ещё более просты, жизненны и эмпиричны, а обращаются они к более простым и прозаичным вещам и являют на вполне конкретном и жизненном примере, что бывает, когда “журавлей оставил небу и встал в очередь за хлебом”. Ну а по накалу критичности и её количеству создатели “Рабства” могли бы дать фору даже Канту с его критической фундаментальностью и ярким полемическим даром.

Стало меньше эпичности в аранжировках, меньше героики в мелодиях и больше извилистых решений и многозначных оттенков в ритмах, а в итоге по прослушивании альбома так и хочется запустить в этот мастерски нарисованный авторами картонный очаг обыденности книжкой Сартра с надписью “Тошнота” на обложке или каким-нибудь Камю-Кафкой-Мережковским. Лично мне ближе, понятнее и роднее “Порабощение” с его более человеческими, серьёзными, высокими и лиричными мотивами, с его “Войной”, “Артефактом”, треком “Капля за каплей” и, конечно же, с убийственной вещью “Серые на сером”, где контрасты резче, а аранжировки проще, громогласнее и неожиданнее, однако, нет совершенно никаких сомнений, что некоторая сумбурность и чрезмерная насыщенность нынешнего релиза это намеренный ход, смысл и суть которого – показать, как душно и маетно может быть в одной бане с пауками и со Свидригайловым, если на дверях в эту баню кто-то повесил табличку “Вечность” и снять её нет никакой возможности.

Сейчас у ЛТП Ойкумена определённо стало меньше хитовых мелодий и запоминающихся текстовых ходов, меньше драматизма и предельных красок, а потому если вы ещё не знакомы с их творчеством, то начинать это знакомство имеет смысл всё-таки с дебютного EP. Хронология в данном случае действительно важна и желательна не только по причинам последовательности и геометрической прогрессии сюжета – цепляющих хуковых мелодий и сочных сбивок в первой части куда больше, и хотя у рецензируемого шеститрекового миника есть своё особое очарование, до него ещё нужно дорасти, дожить, дойти и добраться, а лучшего пролога к этому чем “Порабощение” просто не придумать. Они всё так же дерзновенны, серьёзны и концептуальны, всё так же глубоки и основательны, просто сейчас им стали чуть более симпатичны театрализованные упражнения вроде рок-опер Sieben, и они с головой окунулись в этот свободный и невероятно пластичный жанр, предполагающий поистине феноменальную гибкость используемой фактуры и задействованного инструментария, а значит - стали сложнее.

Нет сомнений, что эта музыка и сопровождающие её тексты глубоко экзистенциальны и автобиографичны, выстраданы и вообще здесь нет ничего лишнего и случайного, как и нет сомнений в том, что, по сравнению с дебютом, “Рабство” это прогресс и следующая ступень на пути полифоничной экскалации и профессионализма аранжировок, вот только въехать во весь этот кабаре-калейдоскоп сходу мне было непросто, в то время как дебютный диск команды зашёл в сознание сразу и без лишних слов, однако после семи-восьми прослушиваний до сознания стало доходить, насколько сейчас аранжировки стали глубже и разнообразнее, как кстати голос освоил массу новых, ранее недоступных или не используемых за неимением соответствующей взлётной полосы оттенков, а в целом пейзаж стал масштабнее и солиднее, и хотя изначальной песенности и берущей за душу архетипичной простоты уже меньше, перед нами всё тот же качественный, современный и одухотворённый “The Wall”, где фишки Никольского, Канунникова и Калугина поют “Аллилуйю” единым хором с Бареттом, Гилмором и Фриппом.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 1 за 2020 год

Показать ещё