ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Время Альбиносов "Страна Странных Струн"

20-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Первое, на что обращаешь внимание, когда подходишь к знакомству с этим коллективом, это его самоопределение – рок-арт-проект. Что-то здесь не то – наверняка скажут или подумают многие, должно быть арт-рок-проект – артроковый проект. А вот и нет – на самом деле всё правильно, и Время Альбиносов – это, в первую очередь, арт-проект, который играет музыку в стиле рок. А что такое арт-проект? Вестимо, художественный проект, куда входят разные музыканты, художники, сценаристы, поэты, писатели и прочие креативщики, которые совместными усилиями создают некое интеллигентское благообразие, которое, в конце концов, обретает вид законченных и пригодных для аудиального восприятия музыкальных пьес.

В случае со Временем Альбиносов, все эти “мои приятели художники-писатели” консолидируются вокруг поэта Дмитрия “Рич” Романова и его творчества. Дмитрий пишет стихи, музыканты помогают ему создавать адекватное и соответствующее инструментальное обрамление для них, а вокалисты озвучивают и заставляют эти слова обретать плоть и кровь. В общей сложности Время Альбиносов под разными названиями существует и выпускает альбомы более тридцати лет, имеет солидную дискографию, а в нынешнем 2019 году в группе, помимо самого Дмитрия, насчитывается одиннадцать человек. Это действительно арт-проект или даже целая рок-лаборатория, где совместными усилиями в итоге появляются на свет очень интересные песни-стихи, а автором музыкальной концепции выступает талантливый композитор Артём Аматуни.

Ну а когда начинаешь слушать “Страну Странных Струн”, сразу же замечаешь на удивление гармоничное, слаженное и приятное звучание (не андеграунд, не подвальный русский рок времён Перестройки и не авангард, а действительно практически арт-рок) где-то на уровне Високосного Года и позднего Наутилуса Помпилиуса и в подобной же жанровой нише (синтезаторы, красивые мелодии, въедливый вокал, общая атмосферность, etc). Лирика имеет нечто общее с виршами Кормильцева, и то, как авторы подают эту лирику, тоже вызывает в памяти образы участников Наутилуса его золотой эпохи. Никаких унылых декламаций, натужного морализаторства и менторского тона – только чёткие, весьма гармоничные мелодии и риффы, которые очень адекватно вписываются в сложную поэтику стихов Дмитрия Романова.

Очень осмысленные, богатые образами, порой по-настоящему философские и напоминающие притчи седых суфиев стихотворения Дмитрия действительно на удивление благозвучно и аутентично звучат на актуальном альбоме – совершенно и никак не приходит на ум, что это не песни, а стихи, и порой стихи достаточно короткие и ёмкие. Никакой развлекаловщины, попыток заглядывать в рот слушателю и заигрывать с широким массовым вкусом, а только взрослые рифмы, аутентичные смыслы и соответствующе взрослый подход к реализации и воплощению всех этих задумок – вот что отличает “Страну Странных Струн”, которая уже во время звучания третьего трека стала напоминать мне серьёзные прог-рок-альбомы 70-х, которые так любили интеллектуалы от рока.

Лёгкие намёки на фолк (“Холодает”, “Моё небо с твоим разные”), причудливый шаманский ритм-н-блюз с вкраплением джазовых интерлюдий трека “В твоей чёрной дыре”, неожиданная окологотическая инсинуация в духе Кукрыниксов под названием “Надежда”, хулиганский шарж с нотками Кинчева, именующийся на диске “Лесть бескровная”, раздолбайский бард-рок-фолк-кантри-стёб “Им пох твой нах” - альбом напоминает набор выдержек из снов, которые заботливыми руками авторов и аранжировщиков были собраны в единое целое и приобрели вид такого милого и уютного интеллектуального праздника, где винтажный фолк-рок отплясывает сногсшибательную джигу с современным роком.

Конечно, до высоких стандартов Боба Дилана, Донована, Fairport Convention и Fleetwood Mac Время Альбиносов, может быть и не доходят, но по большей части обретаются где-то в непосредственной близости от них и очень неплохо смешивают традиционный поэтический русский рок, западный арт-рок и такой же хороший и качественный западный фолк-рок с эпизодическим влиянием кантри, блюза и чего-то ещё, схожего с ними по настроению и эмоциональной окраске. Композиции с альбома очень разнятся по отношению друг к другу, но в то же время очень легко и естественно складываются в единое и непротиворечивое целое, где общим фундаментом является самобытный подход к аранжировкам Артёма Аматуни и, конечно же, интеллигентная философская подоплёка стихов Дмитрия Романова, так изящно и ненавязчиво подчёркивающая их самоидентичность:

“Моё небо с твоим... разные,

Эта разница терпкая, вкусная,

Старо-письмено-песенно-устная,

Чуть дождливая, не алмазная.

Эта разница городом сплюнута,

Загустевшая запахом падальным,

Перешита пришествием кабельным,

Передёрнута, свёрнута, всунута.

Эта разница зимняя, низкая,

Летом - море без дна, бесконечная,

Вся искрится фатой подвенечною,

Опускаясь на землю неблизкую.

Эта разница формами колота,

Беленой да эфирами взбычена,

Позитивом партийным пресыщена

Да форматная с привкусом солода.

Эта разница радугой хожена

И медвежьими лапами топтана,

Звездной нитью запутано штопана,

Облаками седыми взъерошена.

Моё небо с твоим... разные,

Да и мы, лишь, обычные встречные.

Моя разница млечная, вечная,

А твоя, как и ты, несуразная”

(c) Время Альбиносов – “Моё небо с твоим разные”

Я не случайно сравнил Время Альбиносов с Fairport Convention, Донованом и Диланом – сделать поправку на время, стиль звучания и прочие косметические штуки, конечно же, стоит, но факт остается фактом: перед нами всё тот же взрослый рок, не чуждый бесов в рёбрах и эпизодической шутейности, но в целом насквозь завязанный на вдумчивом и рефлексирующем отношении к жизни. Мне безмерно приятно, что мы в случае со “Страной странных струн” имеем такой качественный и выдержанный аналог забугорных кроссоверщиков фолка и арт-рока в лице Mostly Autumn, The Wishing Tree и иже с ними, да ещё и с такой яркой и мощно выраженной нашей собственной отечественной лирической спецификой. Качественно, солидно и колоритно.

Рецензия на альбом альбом проекта Elegiac "Edge Of Reason"

16-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот американский one-man-проект играет очень интересную музыку: мрачную, шумную, какофоничную и нестройную, но в то же время не лишённую своеобразной мелодичности и жаркой адской атмосферы. У меня дома дебютный лонгплей Elegiac стоит на полке рядом с творениями отечественного блэк-дивизиона Lucifer’s Dungeon, и в этом есть определённый смысл: и американец со своим элегическим музыкальным судном, и ростовские патриархи изобретательности и многообразия в рамках чёрного жанра равно осмысленны и неслучайны, и в музыке как первого, так и второго состава явно ощущается немелкая доля какой-то потусторонней и иррациональной магии. Добавьте к этому потрясающе стильное чёрно-белое оформление компактов данных групп и их коллекционную стереотипность, и вы, вероятно, поймёте, как я радуюсь, когда добавляю к имеющимся у меня компактам Elegiac и Lucifer’s Dungeon очередные CD-артефакты, которые вторые выпускают с завидным постоянством, а первые стараются не отставать.

Вот только Lucifer’s Dungeon хрипят всё по большей части про Люцифера, подземелья, склепы и философские штуки, а Зэйн Янг, представляющий Elegiac и уверенно позирующий топлес, демонстрируя огромный замок, вытатуированный у него на торсе, предпочитает изъясняться куда туманнее и абстрактнее. Было время, я думал, что в своих текстах музыкант жалуется на политическую ситуацию у себя в стране и призывает правительство поднять пособие по безработице и опустить цену на бензин (американский флаг, перманентно присутствующий на обложках проекта и у него в буклете, позволял делать такие предположения, а отсутствие текстов в картоночке, прилагающейся к диску, подстёгивало и без того разыгравшуюся фантазию просто невероятно), но теперь тексты в буклете таки напечатаны, и никаких явных социальных и антиправительственных пассажей там нет, а всё сплошь какие-то грустные и высокопарные рассуждения об экзистенции, чёрном искусстве, отчаянии и золотом пламени.

Долго пытался я отыскать в лирике хоть что-то объясняющее, почему американский звёздно-полосатый флаг перевёрнут в буклете, но так ничего и не нашёл. По сравнению со своим предшественником, альбомом под названием “Spiritual Turmoil” (2017), нынешний релиз это стопроцентный EP: всего шесть треков, один из которых инструментал, никаких тебе интро и аутро, отсутствие по-настоящему пространных и депрессивно-упаднических мотивов, которых, помнится, было не так уж и мало на диске 2017 года – всё указывает на то, что сейчас нас ждёт не полноценный блэк-пир, а всего лишь мелкая и локальная пирушка, междоусобчик. Собственно, по причине своей скорострельности и отсутствия достаточного времени для того чтобы растекаться мыслью по древу, Elegiac времён своего нынешнего студийного залпа воспринимается более легко, удобоваримо и концентрированно - качающий риффинг, нестройные барабаны и злобный скрим не затягивают волынку, а управляются со своей задачей очень шустро, умещаясь в рамки 39 минут.

“Edge Of Reason” – это своего рода light-demo-версия концептуальности и особого фирменного стиля Elegiac, который в своей нынешней ипостаси воспринимается очень доступно и почти не депрессивно, что с учётом нехилой мизантропии и повёрнутости Зэйна, нужно воспринимать как большую редкость и даже почти чудо (видимо, американец каким-то невероятным образом всё-таки наскрёб себе денег на антидепрессанты в 2016 году, когда создавал этот материал). Если на “Spiritual Turmoil” подобными настроениями и ритмами отличался только финальный номер под названием “Winds Of Destruction”, то сейчас такие маниакальные фазы случаются чаще и больше, да и вообще весь диск можно воспринимать как одно большое сезонное обострение, когда гормоны бушуют, ярость кипит, а грустить, унывать и предаваться медитативным глупостям вроде как и хочется, но не сейчас, а когда-нибудь потом. И всё это дело жужжит и ёрзает в динамиках достаточно олдскульно и вообще в традициях дарктронов-батори и келтикфростов, эпизодически срываясь в ураган более современных блэковых фишек и столь характерных для Зэйна депрессняшек.

Но даже депрессняшки звучат на “Edge Of Reason” очень воинственно и старорежимно (зацените, к примеру, “Howling Wind”, который исполнен практически на двух монотонных аккордах, но всё равно воспринимается как стопроцентный метал-гимн с той же грядки, где некогда почковались и цвели Hellhammer, Bathory и Judas Iscariot) - такой замечательный железный блэк-дум в наше время надо ещё поискать! Звук, конечно, у Elegiac андеграундный, и его в той же “Howling Wind” лихорадит порой так, что кажется, сейчас от гитары что-нибудь отвалится или канализация в санузле репетиционной точки, где татуированный злыдень чадит своим музыкальным мраком, рванёт и затопит Зэйна со всеми его чернушными идеями с головы до ног, но нет, музыкант очень хорошо знает, где находится тот самый край здравого смысла (“Edge Of Reason”), за который не стоит заходить, и хоть и бродит по лезвию бритвы, срываться с обрыва и захлёбываться канализационными потоками не намерен. Вы давно искали грустный, но не скучный блэк с огоньком и с фантазией? Тогда этот релиз, вероятно, создан специально для вас!

Рецензия на сингл группы Rosa Infra "Метал мёртв. Инфраморфозы"

13-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бескомпромиссные столичные инфра-метал-провокаторы из Rosa Infra снова на марше, и хотя об очередном полноформатнике речь пока не идёт, их новая работа наверняка заинтересует и привлечёт внимание многих. Провоцировать, провоцировать и ещё раз провоцировать – эта фраза могла бы стать негласным девизом группы, и они действительно как будто нарочно стараются с каждым своим релизом становиться ещё более жёсткими, бескомпромиссными и эпатажными, а их напор и прямота впечатляют. Ещё больше авангарда, разноликого и несочетаемого, диссонирующего и противоречащего, тяжеловесного, жёсткого, ржавого и массивного – всё это про их новый сингл.

“Метал мёртв” – как обухом по голове. Николай Карпушин и его подопечные не стесняются использовать приёмы из арсенала старика Ницше и не чураются категорических формулировок. Устав колоть и жалить прогнивший в продажности и в культе потребления социум и барбиподобных glamour-girls, инфра-апологеты из Rosa Infra перекинулись на метал как таковой и не стали ходить вокруг да около, а сразу же громогласно провозгласили, что всё не просто плохо и печально, а прямо таки хуже некуда. Пациент скорее мёртв, чем болен или отдыхает от трудов праведных – таков их диагноз современной металлической сцене, и полутонов здесь нет.

Музыка деградирует, неформальные объединения изживают себя, заслуженные бунтари продались и почивают на лаврах, продаваясь то одним, то другим боком в угоду сниженному и усреднённому общественному вкусу, а новые метал-герои слишком наивны и зелены, чтобы быть в состоянии предложить этому миру и своим слушателям что-то по-настоящему честное и заслуживающее внимания, а параллельно всё тонет в лицемерии и ханжестве – Rosa Infra рисуют поистине апокалиптический мир, не жалеют красок, и если присмотреться - в этой удручающей картине действительно можно увидеть наши современные реалии и тенденции, и сходство с ними.

Сами авторы не скрывают, что “Метал мёртв” их самая авангардная, смелая и жёсткая вещь за всю историю, и это действительно так. Масса электроники, характерный инфра-саунд и всесокрушающий гул толстенных басовых струн сдвоенных бас-гитар – сейчас перед нами всё тот же звуковой ад, благодаря которому Rosa Infra были знамениты со времён их “Мета-Комы”, но только синтезаторов теперь ещё больше, гармонии ещё более авангардны и атональны, а общий саунд напоминает густой ведьминский отвар, дошедший до высшей точки кипения седой январской полночью.

Синтетические сирены, хаотичные ритмы, словно готовящийся вот-вот сорваться на гроул вокал Николая и безжалостно клеймящий всех и вся текст – композиция как будто грозит в любую минуту развалиться на составные части, но какая-то невидимая сила удерживает эти громоздкие и действительно достаточно разнородные элементы вместе, создавая ощущение гротескного колосса-монолита, наподобие того, что вышагивает на обложке Dismember “Massive Killing Capacity”, который движется куда-то вдаль по распроданной и благополучно красующейся глянцевыми ценниками российской земле.

История Тэмока и его скитаний по Серограду продолжается, наш герой разочаровался в былых субкультурных идеалах, шипы и заклёпки бескомпромиссной металлической юности поблекли, а пока розовый флёр прежних надежд и грёз догорает вместе с тусклой полоской заката, он ищет в своей памяти ответы на главные вопросы и неожиданно приходит к столь любимой весьма любимым и уважаемым шведами из Therion Владимиром Соловьёвым идее всеединства. В войне и противостоянии нет смысла, народы Серославии и Чернославии едины, делить им нечего, а значит… пора объединиться против подлинного врага – Чудовищного Червя и культа потребления!

“А с чем у нас сегодня пирожки?” – как-то между делом поинтересовался домовёнок Кузя у Бабы-Яги, а та загадочно отвечала ему: “с сурпризом!” Примерно так же всё обстоит у нас и в случае с новейшим синглом Rosa Infra, а роль “сурприза” отводится соло-бриджу, где мы слышим упадническо-апокалиптическую версию государственного гимна РФ. И звучит это дело почти как пирожок с зельем, отшибающим память, а заодно и весь мозг! Авторы указывают на то, что прогнили и стали сомнительными не просто какие-то частности, а сами несущие конструкции, базис и фундамент нашей жизни, её мировоззренческие и метафизические основы.

Можно не разделять общей патетики актуального сингла и с пеной на губах доказывать неправоту Николая Карпушина и его одногруппников (как это и делают, скажем, посетители и завсегдатаи ресурсов вроде Darkside), но отрицать тот факт, что авторы достаточно убедительно продолжают радикальные бунтарские традиции богов и патриархов первородного и изначального металла, просто невозможно. Что ни говори, а выглядит это всё достаточно убедительно и аутентично, а уж придумать лучший повод в очередной раз порвать глотку в комментариях и диванных баттлах, доказывая правоту своих воззрений и убеждений под это дело, наверняка было бы трудно.

Метал мёртв? До здравствует метал! Метал мёртв? Верую ибо абсурдно! Или как там у Ницше… Умереть может лишь тот метал, который может умереть! И тут, откуда ни возьмись, появляются какие-то знакомые американские фейсы и с удовольствием скандируют: death to false metal, death, death, death! Может, до мордобоя со всем миром, учинённого в 1987 году братками из Manowar данная работа и не дотягивает, но прецедент действительно вполне достойный, знаковый и нескучный, а уж каким нескучным и бомбическим выйдет готовящийся полноформатник можно только гадать! В очередной раз убеждаюсь в правоте бессмертного лозунга эмтивишного Headbanger’s Ball: death is only beginning!…

Рецензия на альбом группы Daydream Flights "Whisper"

13-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть альбомы и группы, в которых есть какое-то особое очарование, некая изюминка, что-то странное, особенное и ни на что не похожее, что замечаешь сразу и что цепляет глубоко и основательно, как английская булавка, случайно забытая кем-то на стуле и вонзившаяся вам в зад. В случае с альбомом Daydream Flights “Шёпот”, что в переводе на английский звучит как “Whisper”, таких булавок не одна и не две, а как минимум дюжина. Судите сами: визионерское название группы (уже само сочетание слов, вызывающее в сознании смутные ассоциации, связанные с полётами в ходе задрёмывания на работе, когда ловишь кайф от высоты и упоения собственной безграничной свободой, одновременно рискуя свалиться со стула, не рассчитав в отключке равновесия, и быть застигнутым главредом за совсем не тем, чем он поручил заниматься, в очередной раз сурово напомнив о дедлайнах), прекрасная обложка, цвета на этой самой обложке, названия треков… это уже четыре или шесть я насчитал?

А ещё есть своеобразный клип на трек “The Way”, который оставил у меня очень двойственные и амбивалентные впечатления, и я до сих пор не могу решить, понравился ли он мне или нет. Идея интересна, даже почти не подкачала (ну а что, смотрятся и пересматриваются же до сих пор классические клипы Anathema вроде “The Silent Enigma”, где “анафемовцы” предстают в растянутых майках и в прочей расхристанной непосредственности), но общее ощущение амбивалентности и какой-то нарочитой противоречивости здесь не просто доведено до крайности и предела, а дожато до финальных граней и последних пределов как-то очень специфично и на любителя. Если вам ничего не говорит жанровое определение блэкгейз, где даже пьяный туманный ёжик без труда сходу рассмотрит блэк и шугейз, то вероятно, именно это определение стоит воспринимать как ключ к пониманию угрожающе-жужжащей атмосферы авторства Daydream Flights.

И клип на самом деле довольно неплохой, но намёки на авангард (балерина, какой-то бомж в тельняшке с олдскульным телефоном наперевес, художница и т.д.), присутствующие на концертных фото коллектива, позволяли ждать от их видео большего, в точности так же как о большем намекает, а порой буквально кричит и стонет музыка сыктывкарского квинтета. И в этом месте моего повествования все знатоки и любители качественной и атмосферной тяжёлой музыки наверняка встрепенулись, вспомнили качественные и солидные команды данной постблэковой клумбы, произрастающие в тех же краях, и разочарованы они точно не будут, хотя наши сегодняшние герои из Daydream Flights совсем не так романтичны и мелодичны, как можно было бы ожидать, а скорее угрюмы, хаотичны и авангардны и вполне себе вписываются в заявленную пресс-релизом совместимость с Shining и Silencer.

И альбом оставляет более целостное и аутентичное впечатление, чем видео. Тягучие риффы, апатичные околоанафемовские гитарные переборы, словно скрежешущий ножом по стеклу вокал – всё в совокупности сливается в единую картину тоски и декаданса с обязательным суицидальным флёром. От классического dsbm здесь всё ещё достаточно много, но инструментальная составляющая “Шёпота” более разрежена и разнообразна, а по настроению напоминает скорее флегматичный и атмосферный дум a la ранняя Katatonia. Не обошлось без отсылок к шугейзу, и “Declivity” с “Indifference” звучат на самом деле очень воздушно и готично, действительно во многом напоминая столпов жанра, в то время как низкочастотный скрим в этих треках иногда кажется как будто искусственно прикрученным к нежной меланхолии пост-рока, а инспирация у всего у этого очень удивительная и даже неожиданная – старые советские фильмы, в которых, как вы понимаете, можно нарыть ещё и не такой психодел, а порой вполне реально просто утонуть в смыслах, отсылках и атмосфере.

Daydream Flights интересны и в какой-то степени оригинальны, по крайней мере ожидать от них можно чего угодно и действительного многого (я нисколько не удивлюсь, если на своём втором диске они начнут осваивать тематическое пространство старых советских мультфильмов и представят что-нибудь на тему “Ёжика в тумане” или мумми-троллей советского психоделического образца). На данном этапе не всё у них выходит гладко и безукоризненно, но сама идея заслуживает внимания и уважения. Я не совсем понял, как сочетается с депрессией советских фильмов великолепный арт альбома, но к музыке он подходит очень даже неплохо, а это, конечно же, главное, а результат – качественный и очень фирменный коктейль из пост-блэка, атмосферы, театра и шугейза. Интересно, как бы стал восприниматься наш замечательный классический и навеянный Стругацкими “Сталкер” с таким саундтреком? Есть смысл прямо сейчас пересмотреть кино, а потом ещё раз внимательно и с должным пиететом послушать “Whisper”.

Рецензия на альбом группы Дым & Ром "Противоход"

10-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Настоящие ценители и знатоки пьют ром чистым и неразбавленным, хипстеры и проамерикански настроенные глэмеры предпочитают вариант со льдом и с колой, ну а питерцы, которые заглянули сегодня к нам на огонёк со своим дебютным альбомом, предлагают немного неожиданный вариант потребления любимого напитка пиратов - с дымом, оставляя правда на усмотрение слушателя, как этот самый дым использовать и на какой стадии употребления рома добавлять. Можно, конечно, выбрать самый простой и очевидный путь и трактовать название команды как производное от фамилии её основателя и основного автора, но, сдаётся мне, при всех очевиднейших достоинствах и вообще правильности такого варианта, лучше поступить и иначе.

Конечно, до визионерских глубин “Ромового дневника” материал группы не дотягивает, да и не стремиться к тому, и всё-таки то, что делают эти северные музыканты, очевидно отмечено печатью неслучайности и осмысленности. Сами авторы называют исповедуемый своей командой жанр блюз-роком, и это очень не далеко от истины, однако я добавил бы к этому определению важную ремарку: у группы Дым & Ром на данной стадии их эволюции очень много от поэтического русского рока. Действительно много. Помните у Б.Г. “Учись у меня воздержанью, не суй что попало в рот, не смотри, что я пью с утра, это йога наших широт” или у Billy’s Band “в этом мире есть минус, а в тебе есть плюс: ты знаешь, что такое, когда в голове - блюз”? Так вот, рецензируемый сейчас коллектив исполняет нечто очень похожее по стилю и настроению.

Можно вспоминать так же по ходу прослушивания “Противохода” Ольгу Арефьеву, Константина Кинчева, Александра Башлачёва, группу Чайф и ещё очень много кого – Алексей Дымов и его команда на самом деле очень любят ёмкие и афористичные строчки в духе всех этих персонажей и способны рифмовать свои идеи очень складно и убедительно. Добавьте сюда очень много характерных блюзовых гармоний, довольно тяжёлые гитары, вкрадчивый и ориентированный на текст вокал в традициях упомянутых выше групп – вот именно так и звучит дебютный девятитрековый лонгплей питерских романтиков, и всё это при всей небрежности его звучания и некоторой гаражной сырости оставляет в итоге очень неплохое и даже солидное впечатление.

Мрачноватая, по-взрослому неторопливая и козыряющая мелодиями-аллюзиями в сторону розовый пантеры и гангстерских сериалов “Алиби”, вот-вот готовая рвануть на груди тельняшку “Билль о правах”, то качающая, то закапывающаяся в прибрежный песок “Больничный”, уже откровенно философская “Вист”, невероятно хитовая “Минус на плюс” и очень напоминающая позднюю Алису с Калиновым Мостом, почти фолковая “На плаху” – это всё разные грани и оттенки творчества группы и их дебютной пробы пера, а ведь есть ещё игривая и расслабленная “На ход ноги”, тяжеловесная и рокерская “Не к добру”, а также блистательная и действительно очень мудрая титульная вещь, которую музыканты приберегли на сладкое.

Адресовать диск стоит прежде всего тем, кто знает толк в хорошем блюзе и понимает, что для того чтобы качественно и хорошо сыграть настоящий блюз не достаточно просто удачно и правильно скомпоновать несколько нот в нужной жанровой тональности и в адекватной последовательности, не сильно заморачивается по поводу качества звука, а кроме того не дурак выпить и не согласен с Николаем Николаевичем Ге в том, что касается природы истины. “То ли блюз, то ли андеграундный русский рок” – наверняка скажут многие, послушав такие треки с данного CD как “Билль о правах” или “Противоход”, но грязь и небрежность звучания не вредят группе, как никогда не вредили Billy’s Band, а их гаражность и небрежность реально ламповы.

Я никогда не был слишком придирчив к року в том, что касается качества звучания и прекрасно понимаю, что очень часто демо и rehearsal-записи обладают своей особой аналоговой магией, и Дым & Ром очень убедительно и иллюстративно напоминают нам всем об этих аксиомах, однако самое интересное и ценное в их творчестве это всё-таки тексты. Мне давно не встречалось ничего настолько самобытного и качественного у начинающих отечественных рок-групп, и такая эклетика на стыке Б.Г., Сергея Канунникова, Константина Кинчева и Билли Новика зашла мне буквально на “ура”. Я совсем не уверен, что знаю и понимаю, что такое “оторвёмся по-питерски” (термин введённый в своё время Билли Новиком, играющим в Тома Уэйтса), но “Противоход” показался мне очень созвучным и совместимым с данной синтаксической единицей.

“Одной ногой на краю.

Второй бокал через край.

Сомнения закрались?

Не дешевись, выбирай!

Не вышел из образа,

Так беги, снимай образа!

Не судят по образцу,

Ложь так и режет глаза...

Небесных кровей

Земная стезя.

Дальше невмочь,

Ближе уже нельзя.

Лавина с горы,

Туманом с полей,

В штиль ветра порыв,

Не наливай, разлей.”

(c) Дым & Ром – “Минус на плюс”

Если вы склонны воспринимать музыку как хорошего и мудрого собеседника и/или компаньона для приятно-неспешных дегустаций спиртосодержащей продукции и любите её именно за это, то на такую роль Дым & Ром подойдут идеально, как и наверняка порадуют всех тех, кто любит и ценит русский рок за смысл и душевность. Авторы “Противохода” не склонны воспринимать блюз как депрессивный саундтрек для беспросветных декабрьских запоев, но и пускаться в свингующие блюзовые танцы Рэя Чарльза и Би Би Кинга они тоже не намерены, хотя нечто подобное всё-таки присутствует в упоминавшихся уже выше “На ход ноги” и “Не к добру”. А название группы можно воспринимать как своеобразный пароль для тех, кто в теме.

Рецензия на альбом группы Lauxnos "Crushed By Waves"

06-12-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Почти четыре года продолжалась работа над третьим полноформатником сыктывкарской пост-блэк-жемчужины Lauxnos, за это время предводитель коллектива Катарос Меланхолин (K.M., Six Realm Of Existence, The Happiness Cage [R.I.P.],Emptiness Soul [R.I.P.], Sona Nil, CRYSTΔL RΔIN, GREYSTONE и другие) успел выпустить очень неплохой концертный альбом, собственную книгу, два EP и сингл, что уже очень даже немало. Кроме того, после выпуска “The Last Pier” (2015) не обошлось и без кадровых перестановок, сменилась связка издающих лейблов, появились новые идеи и проекты, но Катарос всё так же продолжал кропотливо и увлечённо работать над диском, который теперь, наконец, доступен для прослушивания и получил название “Сокрушённый волнами”.

Как обещают авторы, сегодня нас ждёт не просто ещё одна глава и не просто продолжение, а финальная часть эпопеи, посвящённой мёртвому океану и его молчаливым гостям. Концепция ничуть не изменилась – перед нами всё тот же построенный на контрастах шумно-атмосферных частей и вкрадчивой камерности меланхолично-задумчивый пост-блэк, а отличия касаются не того, что и зачем играют Lauxnos, а того, как они это делают. Музыка стала более изящной, разнообразной и объёмной, а чисто музыкальных красот стало больше. Уже самые первые звуки открывающей диск “The Voice Of Dead Ocean” дают понять, как тесно современным Lauxnos в прокрустовом ложе традиционного пост-блэка и с каким рвением они стараются расширить его рамки и каноны, порой буквально взрывая их изнутри.

Меньше штампов, больше ревущей, воздушной и разрывающей грудь свободы – таков рецепт создания данного диска. Однако Lauxnos не стали мягче или компромисснее, блэковые корни не забыты, а гнетущей океанической меланхолии и холодной неприкаянности всё так же центнеры и тонны, в то время как пространные клавишные намёки на неоклассику не кажутся попытками убежать, спрятаться и уплыть от грозовой блэковой основательности, а всего лишь призваны сделать глубоководную печаль проекта более привлекательной, доступной и разнообразной. По-прежнему в эфире особая медитативная хитовость Lauxnos, которой так много было на “The Last Pier” и особенно на второй половине того альбома, но гитары теперь ещё более певучи и мелодичны, а порой заливаются трелями как безумные соловьи русского леса (“Hidden Ancient World”).

Даже просто проходя мимо и лишь мимоходом услышав ритмы и мелодии “Crushed By Waves”, трудно остаться равнодушным и не почувствовать подводную прелесть лауксновского гидро-пост-металла, но, вообще говоря, слушать такую музыку лучше внимательно и никуда не торопясь – расслушивать, рассматривать, смаковать. Лично я распробовал альбом и проникся им в полной мере лишь только когда решил устроить себе праздник пассивного отдыха, и, отодвинув все дела и дедлайны куда подальше, развалился в кресле напротив стереосистемы в обнимку с “My Dead Ocean”, “The Last Pier” и “Crushed By Waves”. Трилогия у Lauxnos действительно получилась отменная как музыкально, так и визуально, что стало возможно в том числе благодаря стараниями Владимира Прокофьева (Paint-It-Black Design) и его стильным и создающим настроение работам.

Альбом получился чуть более монолитный и повествовательный (под такое идеально предаваться пушистой зимней апатии и, накрывшись пледом, представлять себя уставшим бурым медведем, который готовится с удовольствием отравиться в зимнюю спячку и видеть прекрасные сны), чем его предшественник, здесь в большей степени делается упор на общее настроение и общую монохромную эмоциональность и нет каких-то явных и конкретных хитов, однако это совсем не означает, что диск получился блеклым или серым. Просто авторы решили по-другому использовать свой хитовый потенциал, и не стали пытаться прикрутить к и без того очень неплохим композициям рог-наконечник в виде качающего стадионного припева. Слушать такую музыку нужно только альбомами и только в соответствующем меланхоличном настроении, и тогда великий и мудрый океан щедро вознаградит вас, а разочарован никто не останется.

Показать ещё