ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на сингл группы Качегар "А.О.З."

27-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Творчество этой интересной питерской банды имеет всего два недостатка: его категорически мало и оно категорически странное. Их первый и единственный EP 2016 года содержал три бронебойных трека на стыке Faith No More, Несчастного Случая и умопомрачительного металлического авангарда в традициях Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies, и это было мощно и сильно, однако после выхода “Хождения по мукам” качегары затаились на долгих четыре года, и от них не было ничего слышно даже тем, кто благоразумно закупил новейшие слуховые аппараты и подписался на новости NASA обо всей паранормальной активности в нашей галактике, а потому можно было сделать вывод о том, что если это театральная пауза, то она была слишком долгой.

Ядрёные современные сказки в исполнении Качегара бодрят и тонизируют, а жанровый коктейль команды иначе как ядерным не назовёшь. Железобетонная основа в виде традиционного хэви-металла, жёсткие индустриальные сваи современного радиоактивного дисторшна, альтернативные и фанковые всплески и балладно-лирические интерлюдии пополам с джазовыми импровизациями с самого начала присутствовали у группы в рамках одной, конкретно взятой композиции, и это воспринималось как дикий параноидальный сон наяву, где сказка, бред, кошмар и явь тесно сплелись в единое и нерушимое целое и распутать их не представляется возможным. Именно так эпос и фольклор смешиваются с безумной атмосферой психоделических советских мультфильмов, и на свет появляется нечто или даже некто.

И вот, наконец, плод дикой фантазии по имени Качегар разродился своим новым синглом, который назвал таинственными тремя буквами “А.О.З.” и снабдил бредовой сказочно-гротескной обложкой. Минутное вступление из тумана, прошлогодних листьев и помёта летучих мышей, и в эфире появляется фирменный колдовской кач Качегара и вторящие ему шаманские клавишные. Трек очевидно сделан в духе трэшево-хардкорового хождения вприсядку и заводит не хуже Pantera, Machine Head, Druknroll и Waltari. Жесточайший саунд, примоченный бас и сокрушительный шквал винтажного праздника подколодной нечисти удивительным образом сочетается в данной вещи с особым стёбным подходом коллектива и с их невероятным умением превратить любой хоррор в стильный и интересный кавардак.

На первый взгляд, новейший трек команды проще и очевиднее по структуре, чем их ранее творчество, он более нацелен на пратчеттовский грандсарказм и мощно закручен вокруг запоминающегося припева в духе “привет, Андрей”, однако эта простота кажущаяся. Тяга к экспериментам и стилистической алхимии либо есть, либо её нет, и у Качегара она однозначно присутствует. Перед нами в точности то же самое музыкальное варево и инфернальная хумпа в духе дебютного мини-альбома команды, но теперь здесь стало чуть меньше ингредиентов и лирических отступлений, а вместо такого калейдоскопического разнообразия обретается намного больше дремучего деревенского мрака, отчаянной самогонной веселухи и ядовитых грибных танцев на столах и вывороченных ночными ураганами пнях.

Абсурд, трагикомизм и метафизический реализм в традициях Мамлеева густо замешаны в новейшем треке Качегара с винтажными органными размышлениями в духе Кена Хенсли и Джона Лорда, а заупокойные хоры как будто взяты у литургического блэка вроде Batushka и Tenebra. Не уверен, что правильно понимаю текст песни и присутствующие в нём скрытые аллюзии к литературной классике, но огненный змей показался мне выдернутым у Блейка и его “Больной Розы”, и этот демон-асмодей по имени Андрей совершенно точно тянет на жуткий современный архетип с оттенком традиционного сказочного маразма. В ситуации, когда сказками начинают увлекаться все поголовно, не исключая участников King Crimson и самого великого Ричи Блэкмора, а во всём мире бушует эпидемия коронавируса, такой расклад уже не кажется странным, но напротив сам собой вытекает из реальности и существующего положения дел.

Сказка – ложь, да в ней намёк, но “качегары” уже не намекают, а открыто и повсеместно транслируют свой жутковатый и пропахший несъедобными сухофруктами месседж на всю округу, пугая лесную нежить и случайных зазевавшихся грибников. Жаль, что это всего-навсего один сингл, однако сам факт возвращения группы в студию, и появления официального релиза внушает определённый оптимизм и позволяет надеяться на то, что новый EP или даже полноформатник уже не за горами. Страшных сказок много не бывает, а если ты сидишь который день на карантине из-за коронавируса и перепробовал уже все домашние развлечения, самое время начать рассказывать перед сном жуткие хоррор-страшилки и в качестве звукового сопровождения включать творчество Качегара. С камбек-релизом ребята подгадали как нельзя более кстати.

Рецензия на альбом группы Scarecrow "Scarecrow"

26-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть люди, для которых Эдгар По живее всех живых, в красном углу у них висит портрет Лавкрафта, а вместо утреннего кофе они начинают свой день с сюит Sopor Aeternus и бокала кроваво-красного вина. Если всё это про вас, то сейчас самое время возрадоваться и благословить милосердную судьбу, ведь именно для вас квартет из Перми с говорящим названием Scarecrow выпустил свой долгожданный, идентичный имени группы полноформатный диск. Красивый шестипанельный диджипак в данном случае это не просто амбиции или желание пробудить интерес коллекционеров, но адекватное и необходимое условие, исходя из которого группа, исполняющая такую крафтовую и ламповую музыку, просто обязана издавать её так же стильно.

А исполняет эта команда ностальгически-семидесятничесий хард-рок с пронзительным цеппелиновским вокалом, тяжкими саббатовскими риффами, шустрыми гитарными соло и густой оккультной хоррор-атмосферой. Много импровизаций, гнетущие предчувствия и характерные сэмплы с колоколами делают своё дело, и музыка у команды выходит очень готичной и зловещей. Чтобы добиться характерного британского звучания, скеиркроувцы доверили сведение Сэмюэлю Торбитту из именитой Ritual Sound, где он нарулил весьма впечатляющее и аутентичное звучание, к которому в буквальном смысле не придраться. Все инструменты, все бэки и основополагающий голос фронтмена звучат вкусно и слаженно, а главное – гармонично.

Качество записи и музыки у ребят действительно на высоте, а что самое важное – европейским и впечатляющим можно назвать сам их подход к сочинению и исполнению своих композиций, которые на самом деле звучат как Айомми, Осборн и Батлер в свои лучшие ранние времена. Порой авторы так увлекаются выбранной темой, что начинают играть даже тяжелее и злее, чем сами чёрные субботинцы, о чём, к примеру, ярко свидетельствует четвёртая вещь с актуального диска под названием “When The Power Of Evil Are Exalted”, где удивительным образом появляются флейтовые влияния Jethro Tull и невесть откуда взявшиеся восточные мотивы, что на фоне бескомпромиссного гитарного скрежета воспринимается очень массивно и конкретно.

Возвращается флейта в шикарной балладной вещи под названием “Autumn Wood”, а сменяет её ещё одна пронзительная, сокрушительно-эпичная вещь “Madman”, где вместо флейты на разум и здравомыслие слушателя покушаются помпезные симфонические аранжировки и призрачные потусторонние хоры чёрных ангелов. В таком же монументальном симфоническом ключе следует и невероятно тяжёлая, завершающая пластинку “Scarecrow”, и в этой вещи авторы постарались всё сделать по максимуму так, чтобы сразить слушателя наповал своей бескомпромиссной вязкой меланхолией и масштабом готического сплина. Ещё никому, кажется, не приходило в голову скрестить Coven и Electric Light Orchestra, но Scarecrow не боятся быть первыми и смелыми.

Главная заслуга, честь и слава Scarecrow в том, что они очень аутентично отмотали время назад и смогли войти в точности в те же самые дымные бирмингемские тональности и настроения, которыми дышали и вдохновлялись юные и ещё не обласканные славой Black Sabbath. Такой музыкой можно и нужно гордиться, слушать такое наверняка очень приятно на виниле, а пристрастие к красным винам и декаденским безучастным выражениям на лице приходит на фоне прослушивания “Scarecrow” само собой и совершенно естественным образом. Их сравнивали с Rush и Styx, а я могу добавить только то, что такой впечатляющей реминисценции к моим самым любимым тёмным семидесятническим группам я ещё не встречал.

Уже их трёхтрековый дебют “Nosferatu” был хорош настолько, что заставил критиков со всего мира почтительно снять шляпы и склонить свои буйные головы и журналистские эпистолярные инструменты перед новыми мессиями и провозвестниками старого-доброго и старого-нового дум-рока, а “Scarecrow” просто разрывает все мыслимые и немыслимые границы, выводя группу к новым, ещё более удивительным и впечатляющим берегам. И что важно, это ведь не просто копия Black Sabbath, здесь всё намного более аутентично, серьёзно и самобытно, и в то же время сильнее и ярче чем у властителей дум современных слушателей из Ghost или Lucifer, а отголоски Uriah Heep и Magnum являются не просто ингредиентами, но молекулами единой обсессии.

Есть такая музыка, для восприятия которой исключительно нужна тишина. Тишина абсолютная, глубокая, безмерная, когда не хочешь больше ни разговаривать, ни спорить со своими внутренними демонами, а остаётся только одно желание – погружаться, погружаться и погружаться в мир теней бессознательного и в вязкую дремотную тину юнговских архетипов. Scarecrow – это как раз тот самый случай, и если уделить этому диску хотя бы минимум должного внимания и дать ему шанс, он использует его на все сто, триста и шестьсот шестьдесят шесть процентов. Рецензируемый релиз – это приглашение в мир тайн, декаданса и упоительных радостей самоизоляции, и у каждого из нас есть все шансы стать здесь почётным гостем.

Я до сих пор немного в шоке от того, что российскому коллективу удалось записать альбом, который можно поставить в один ряд с классикой и современными работами многих признанных и титулованных западных мэтров от Avatarium до Electric Wizard, но факт остаётся фактом, и это всё действительно так и никаким сомнениям не подлежит. Обложка релиза немного обескураживает своими мирными и повседневными тонами (в этом плане арт “Nosferatu” всё-таки выглядел более подобающе и в большей степени соответствовал музыке и настрою коллектива), но даже в этом есть что-то особенное. Именно такие диски впоследствии становятся лучшими по итогам месяца и года, выигрывая в разного рода номинациях, и это всё на сто процентов заслуженно и оправданно.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N3 за 2020 год. Заказать журнал: https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz)

Рецензия на альбом группы Grauen "Hapax Legomenon"

19-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

У меня осталось очень приятное впечатление о дебютном EP этой столичной female-fronted-команды, которая успешно смешивала приблэкованный симфо-дэт и готический нуар. Не найдя ничего принципиально нового на их диске, я тем не менее с большой радостью и ностальгией вспомнил про классику Cradle Of Filth, Wykked Wytch, Darzamat, Blackthorn, Dimmu Borgir и Mandragora Scream, порадовался хриплым седуктивно-ядовитым прокламациям вокалистки, оценил симфонично-прогрессивные аранжировки и приготовился ждать полноформатника. Вы не ошиблись – релиз со странноватым названием “Hapax Legomenon” это действительно тот самый долгожданный лонгплей, и хотя былого величия и монументальной возвышенности на обложке уже не наблюдается, а свято место за микрофоном теперь занимает другая вокалистка, признать в авторах данного диска моих знакомых из Grauen не составляет никакого труда.

Почти два с половиной года ушло у Natalia Loria и её группы на подготовку этого восьмитрекового диска с оркестровым интро и таким же инструментально-оркестровым послесловием. Язык исполнения по-прежнему остался русским, что наверняка порадует любителей абсолютной понятности и литературности в тяжёлом роке, да и музыка следует практически в том же духе, что и на мини-альбоме “В Небесном источнике”, щеголяя изломанными структурами, непредсказуемыми переходами и патетическими симфоническими аранжировками, а потому будет вполне оправданно и закономерно назвать “Hapax Legomenon” концептуальным продолжением начатого группой шнитке-скрябинства и рекомендовать всем, кто принял, оценил и полюбил их дебютное творение.

Стоит сразу же сказать, что без кадровых перестановок в данном случае всё-таки не обошлось, и за все вокальные линии теперь отвечает исключительно Наталья, известная как Natalia Loria, а всеми оркестровками руководил и руководит повсеместно и единолично Ширин Ширинов. Конечно, такие ощутимые и значительные перемены не могли не отразиться на почерке группы, и хотя каких-то радикальных и революционных сдвигов не произошло, в музыке команды всё-таки стало сейчас намного больше свободы и какой-то безоглядной решимости. Командная работа нескольких авторов это не всегда просто и легко, и часто отдельно взятому музыкальному коллективу идёт только на пользу, если в его составе становится меньше мастермайндов, маэстро и дирижёров, а пульт управления попадает в руки к кому-то одному. Так и вышло у Grauen.

Однако отличий между прошлым релизом и нынешним - минимум. Grauen исполняют всё тот же немного сумбурный и алогичный блэк-дэт с язвительным злым вокалом, словно вознамерившийся проиллюстрировать своими структурами и звучанием теорию хаоса и убедить всех и вся в безусловном доминировании в мире и во Вселенной иррационального, непредсказуемого и демонически-надменного. Оркестр дисгармоний и диссонансов под управлением Ширина Ширинова стремителен и порывист, с удовольствием меняет цвет, форму, окраску и прочие очертания, а нагромождения разнокалиберных и разнонаправленных элементов создают предельно эклектичную и атональную картину, которая воспринимается как манифест упадка, декаданса и распада – злого и демонического, прошу заметить, инфернального распада.

И всё-таки некоторые отличия между “Hapax Legomenon” и “В Небесном источнике” имеются. Нынешнем диск звучит более ровно, плавно и умеренно, чем дебютный релиз москвичей, в нём нет таких ослепляющих вспышек злой активности, как это было два с половиной года назад, однако на разнообразие компакта это никак не повлияло. Всё ещё очень разнолико и изящно, но уже как будто более сдержанно и равномерно нынешние Grauen ткут свою мрачную симфоническую паутину с отчаянными адскими хорами безудержной злости в исполнении их скрывающейся за корпспейнтом ведьминской фронтвумен. И это при том, что переходов и разных фрагментов в музыке состава стало даже больше, однако гитары уже не так угловаты и упруги, не так одиозны и массированны, а смены музыкальной мысли происходят мягче и деликатнее.

Величественный орган, проникновенные камерные фрагменты, драматические вставки с шёпотом и заклинаниями в духе Кинга Даймонда, обильные оркестровки и симфонизм a la Septicflesh – всё здесь сплетается в огнедышащий чёрный клубок тьмы, ярости и отвращения. Таинственные колокольчики синтезаторов добавляют трекам полночной мистики, а голос вокалистки стал теперь ещё злее, мрачнее и агрессивнее. Ярость и тотальный колдовской негативизм ощущаешь почти физически, когда из колонок звучат сюиты с “Hapax Legomenon”, и этот демонический опус порой действительно напоминает обряд экзорциста, когда ему противостоит целый ковен разъярённых еретичек, предавших свою душу и плоть на служение злу и получивших взамен из вечного мрака страшный дар медиум-сообщений с адскими измерениями, который христиане называют беснованием.

Собственно слово “беснование” очень хорошо характеризует ту мрачную средневековую карусель, которая творится на “Hapax Legomenon”, а симфонические красивости воспринимаются на фоне этой колдовской тьмы как руины величественных полуразрушенных соборов, где ещё вчера томились в сонной истоме нотные опусы авторства Баха и Бетховена, а ныне кромешной чернотой клубятся нетопыри, а полночная нечисть справляет свои ритуалы во имя Язы. Не зря я сравнивал в своей прошлой рецензии Grauen с ранней Арконой и с Blackthorn – от первых здесь напор и экспрессия, от вторых – мощь, злая магия и полифоничная глубина. Только Grauen сложнее и хаотичнее. Для такой музыки отлично подошёл бы какой-нибудь таинственный готический арт, и в этом плане дебютный EP был удачнее и аутентичнее, но нынешний CD тоже неплох.

В лирике и в построении альбома без труда узнаётся единая концепция, и хотя тексты как таковые достаточно грубы и даже топорны, общий текстовый фон и объединяющие все треки воедино сквозные идейные маркеры идут альбому и группе очень на пользу. Ещё Кинг Даймонд прознал, что мы все любим страшные сказки и пугающие хэллоуиновские истории, а Grauen решили создать такой рассказ, который сможет ожить, сделать шаг в сторону реальности из тесных казематов звука и, тряхнув кровавыми перьями, во всё горло завоет своим душераздирающим и холодящим кровь криком, от которого душа тут же уйдёт в пятки, а волосы встанут дыбом от ужаса. И как раз любителям вот таких страшных историй и адресован “Hapax Legomenon”. Стильный, пугающий, агрессивный и уверенный симфо-блэк-дэт этой группы это как Cradle Of Filth и Behemoth в одном стакане, но с женским вокалом и безо всяких компромиссов, однако с особым изыском и своим собственным шармом.

Рецензия на альбом группы Anna D'Ark "Sh*t Happens"

19-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Во Франции Alizee уже лет двадцать пребывает в статусе национальной героини, на которую французы готовы чуть ли не молиться, и хотя певица давно и безвозвратно миновала свой возрастной teen-рубеж, на всенародной любви земляков Бальзака и Бодлера к её персоне это не сильно сказалось. У нас в стране нечто подобное было в случае с продюсируемым Иваном Шаповаловым совместным творчеством Юли Волковой и Лены Катиной, а сейчас перед нами современный эксперимент в подобном же духе ядерного юношеского очарования, который ориентирован на более неформальную и продвинутую аудиторию.

Начинала Anna D’Ark (в миру Анна Шкаровская) в юном и нежном возрасте, уже в 15 лет начала выпускать синглы, исключительно сама писала песни, сочиняла музыку, продумывала нюансы имиджа и подачи, а ныне продолжает продолжать всё то, за что вы могли её узнать и полюбить, а также всё то, за что я так истово хвалил её творчество в своей рецензии на сингл “Perfect Healing”. Долгожданный лонгплей Анны вышел 28 февраля, и хотя многие из вошедших на пластинку композиций были уже давно известны слушателям и пристально следившим за развитием карьеры Anna D’Ark поклонникам, релиз полноформатника стал особой вехой на её пути.

Стилистически всё начиналось у Anna D’ark со смешения поп-рока в духе Эврил Лавин и Тейлор Момсен и прозрачно-интеллигентного нью-эйджа; когда же дело дошло до полновесного релиза, в общую музыкальную канву оказались осторожно вплетены намёки на r’n’b, отголоски поп-симфо-металла в духе современных Within Temptation и даже нечто характерное из арсенала кавайного металла. Ну а где kawaii metal, там, понятное дело, и аллюзии к ТаТу, и отголоски экстремальных металлических жанров и вообще полная непредсказуемость. Альбом пластичен и эффектно разнообразен, а металлические аранжировки и поп-синтезаторы добавляют ему перца.

Вокальные отсылки к The Cranberries встречают нас уже во второй вещи “Love Is A Fight”, буйство чувственности густых и протяжных придыханий разворачивается в “дьявольской” “Devil”, а дискотека в духе Amaranthe идёт полным ходом в “I Can’t Stand It”. Кто бы мог подумать, что кукольные мелодии в духе подзабытых ныне хитов Aqua будут так уместно смотреться в “Get High”, а вкрадчивые балладные интонации будут не менее уместно задействованы Анной в “One Day” и в “Falling For You”, в то время как поставленная финальным номером на релизе титульная вещь станет меланхоличной бомбой в лучших традициях Долорес О’Риордан и Аннеке Ван Гирсберген, но это так.

Диск явно задумывался жизненным и повседневным, ведь как иначе объяснить то, что своим названием он обязан одной из наиболее активно цитируемых и вспоминаемых ныне английских поговорок про то, что в жизни бывает всякое. Я думаю, так вышло далеко не случайно, что эта фраза дана в данном случае именно в английском варианте, а не в своей более мягкой и нежной французской се ля ви-версии, ведь бронебойных аор-поп-рок-мелодий на “Sh*t Happens” сейчас не просто много, ими буквально всё пропитано на этом альбоме, который для многих вполне может стать отличной альтернативой поднадоевшим и исписавшимся Эврил, Тейлор и Эми Ли.

Параллелей к современному творчеству Alizee на диске тоже можно накопать целую уйму, а то, как эти романтично-саундтрековые влияния уживаются с возвышенными симфо-метал-экзерсисами, порой действительно вызывает почти суеверное восхищение (“Bury Me Alive”). Поп-доступность и даже приторность синтезаторов, уверенные рок-риффы и грозовая порывистость помпезных симфо-колоссов одинаково эффектно и впечатляюще смотрятся в качестве фасада и обрамления для нежного, по-детски непосредственного и по-взрослому вдумчивого голоса Анны, который говорит о важном, нужном и понятном каждому.

Мне альбом напомнил великолепный фильм с совсем ещё юной Ванессой Паради “Белая свадьба”. Ни с чем несравнимое очарование юности, высоты притязаний и амбиций пополам с невероятной непосредственностью и почти инфантильной наивностью – всё это и намного больше обретается ныне в песнях с “Sh*t Happens”, и за это диск стоит любить, принимать и котировать. В силу уже упоминавшейся мной чуть выше проамериканской настроенности альбома, далеко не всегда вокальные мелодии с этой пластинки казались мне безусловно удачными и сногсшибательными, но такой вариант тоже имеет право быть.

Не всегда ведь стоит углубляться в фейри-мечтательность и в гарри-поттер-кукольность, даже если ты всё ещё тинейджер – как некогда Alizee успешно переросла игры в лолиту, так и нынешняя Anna D’Ark успешно осваивает мир взрослых проблем, эмоций, проблем и искушений, справляясь с его вызовами со всей ответственностью и серьёзностью. Альбом вышел очень светлым и позитивным, но буквально в каждой ноте здесь сквозит какая-то подспудная грусть и философская глубина. Когда смотришь на чужие иллюзии, волей-неволей избавляешься и освобождаешься от своих собственных, и рецензируемый CD действует тоже практически в таком же самом ключе.

Как справедливо заметил главный герой упоминавшегося уже выше фильма “Белая свадьба”, разочарованность в жизни часто граничит с проницательностью, а проницательность приводит к разочарованиям. Так и в случае с “Sh*t Happens”. Взрослый цинизм и потрясающая осведомлённость вокалистки о взрослой жизни сообщают её альбому невероятный флёр хождения по лезвию бритвы, где с одной стороны холодная пропасть безбрежного реализма, а с другой - ванильные мечты детства, которые уже не действуют и не спасают. Помнится, именно на такие настроения упирала некогда группа Вилли Винки со своей юной фронтгёрл, но Anna D’Ark всё делают более основательно, объёмно, полифонично и универсально.

Очень интересно в треке “One Day” на пластинку вклинивается русскоязычная лирика, словно намекая на то, что следующий релиз Анны будет именно русскоязычным, однако даже без этого маленького спойлера и так понятно, что без перемен Анна просто не обойдётся, ведь это жизнь, а в жизни, знаете ли, случается всякое: профессора философии влюбляются в студенток, студентки открывают всемирный закон всего, а затем всё поворачивают так, что сам Пифагор лишь в бессильно разведёт руками, а песни звучат как сны и реальность в одном флаконе. Мы все видели уже много вариантов того, каким может быть современный поп-метал, и сейчас перед нами ещё один шаг по этой эволюционной тропинке, который сами участники Anna D’Ark называют рейв-роком.

Рецензия на альбом группы Liv Sin "Follow Me"

18-03-2020 Дмитрий Фомин

Там, где заканчивается одна история, неизбежно начинается другая. После роспуска замечательной команды Sister Sin харизматичная фронтвумен (а также инструктор по фитнесу и модель по совместительству) Лив Ягрелл не стала терять времени даром и запустила сольный проект, в рамках которого можно было бы реализовать собственные амбиции и существенно расширить границы своих музыкальных пристрастий. Конечно, всем нам хотелось бы услышать новые бронебойные хиты от Sister Sin и логично было бы ожидать их воплощения в новом проекте Лив, однако, спешу заметить, что отныне мы имеем дело с совершенно новой формацией, так что любые сравнения могут носить чисто теоретический характер.

Материал, представленной на дебютнике "Follow Me", демонстрирует поистине железный характер своего лидера и ее тягу к более экстремальным видам метала, нежели классический хэви. В число коллективов, оказавших особое влияние на Liv Sin, попадают такие имена, как Pantera, Arch Enemy, Rob Zombie и даже Children Of Bodom. Но и отрекаться от своих олдскульных корней Лив также не намерена, так что перед ее музыкантами стояла вполне конкретная задача грамотно совместить все эти компоненты, что, в принципе, им успешно удалось сделать.

Перед нами чертовски тяжелый, агрессивный и мрачный материал, который содержит невероятный заряд дикого драйва и вряд ли кого оставит равнодушным. По сути, альбом содержит один-единственный стопроцентный "форматный" хит "Let Me Out", напоминающий нам о пике творческой энергии Sister Sin. В остальном же пластинка до краев напичкана бескомпромиссными и ломовыми металлическими боевиками, каждый из которых в полной мере отражает всю многослойную палитру альбома: трэш-грув, мелодик-дэт, индастриал и готик-метал – все в одном флаконе.

Безупречный саунд, плотнейшие убойные риффы, холодноватые техничные соло и, конечно же, зажигательный и местами даже грубый вокал самой Грешницы Лив, безжалостно атакующий своими яростными "манифестами" на протяжении всего альбома, ни на миг не снижая накала страстей. Похоже, что на этот раз девушка решила не размениваться на более мелодичный диапазон, делая исключение только в паре вещей, мрачной среднетемповой "Endless Roads" и лиричной "The Beast Insade", которой выпала почетная должность завершить альбом.

Помимо этого "Follow Me" может похвастаться присутствием "звездных" гостей - Шмиера из Destruction и Юрки из 69 Eyes, чей вклад можно расценивать не более, как вспомогательный, но от того не менее ценный. Полноправной хозяйкой здесь остается госпожа Ягрелл и, само собой, только ей решать, как должна звучать ее группа.

Итак, первый шаг сделан. Liv Sin вошли уверенно и бесцеремонно, что называется, открыв дверь ногой. Очень мощный и яркий дебют, приятно поражающий не только своим сокрушительным содержимым, но и демонстрирующий принципиально новый виток эволюции жанра heavy-metal, в равной степени винтажного и в то же время модернизированного. Ну а единственным, что делает его столь несгибаемым, остается его прямолинейная искренность и первобытный напор и, похоже, члены группы в совершенстве овладели этим ремеслом. Так что последовать за Лив и ее командой действительно стоит, потому как, что-то мне подсказывает, эти ребята способны на гораздо большее.

P.S. Оригинальная версия данной рецензии ранее была опубликована автором на сайте Dark-world.ru

Рецензия на альбом группы Герда "Дурак на войне"

17-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Имя Герда ассоциируется у меня с самоотверженностью, открытостью, верностью своим идеалам и вообще с “ламповой”, не цифровой и не выхолощенной эмоциональностью, с умением любить по-настоящему и идти на большие и серьёзные жертвы во имя своей любви, а потому группа, которая называется Герда, сразу же привлекла моё внимание, и как оказалось, привлекла его не зря. Основное значение в группе принадлежит автору и композитору Роману Сергееву, но было бы несправедливо называть Герду one-man-проектом. В студии и в работе над треками Роману помогал басист Алексей Авдеев, а также звукорежиссёр, выступивший в качестве бас-гитариста в половине песен и программером всех партий ударных инструментов, Дмитрий Ануфриев. Именно в результате такого тройного взаимодействия “Дурак на войне” вышел таким, каким вышел, и результат, надо сказать стоит того, чтобы им гордиться.

И всё-таки основной автор и композитор, идеолог и мастермайнд Герды это Роман Сергеев. Роман – человек из тех времён, когда рок-журналы были единственным способом узнать о музыке и о своих любимых группах, и сами эти журналы были часто огромного и дико неудобного формата А3, служа монолитными и тяжеловесными артефактами из мира монолитной и тяжеловесной музыки. А что же всё-таки играет Герда, наверняка нетерпеливо спросите вы, и я понимаю ваше нетерпение, но ответить на этот вопрос не так-то просто. Герда – это метал, метал олдовый, синкретичный и тотальный, то есть музыка из тех времён и лет, когда металлические жанры только-только выкристаллизовывались и ещё не были такими довлеющими и каноничными, как это есть ныне, а вот дальше уже сказать с определённостью сложнее.

Охарактеризовать с точки зрения стиля материал Герды непросто, но я склоняюсь к тому, что это невероятно редкий и специфический трэш-дум. Прогрессивный трэш-дум. Именно такую музыку играли некогда Dream Death и Sacrilege на своём третьем альбоме, к похожим музыкальным очертаниям склонялись Sabbat времён “Mourning Has Broken”, Last Descendants, поздние Anacrusis и ещё многие продвинутые трэшеры рубежа 80-х-90-х. У нас в стране такое исполнял, быть может, только Сергей Берёза со своими Ahilless, Berkanas и Рельос, но он больше упирал на блэк, чем на дум, а Герда однозначно задумчива и печальна. Конечно, от трэша в собственном и классическом смысле вроде Slayer и Exodus здесь практически ничего, но если вы знакомы с упомянутыми мной только что группами, то наверняка понимаете, что я имею в виду.

Роман поёт очень просто, почти рок-н-ролльно, уже в третьей композиции его вокал напомнил мне Гарика Сукачёва, а в четвёртой появляется что-то в духе Кинчева эпохи “Дурня” и “Jazz”. Кроме того, есть что-то очень фолковое в самой манере пения музыканта и в то же время нечто, что очень роднит его подход к пению и музицированию с русским роком, как будто звучит Калинов Мост, Сергей Канунников или Настя Полева, но структуры композиций по большей части металлические, и Герда это действительно метал. Только сегодня днём я дописал рецензию на новейший сингл любимцев-интеллектуалов из Урсус, которым стала их кавер-версия на песню сибирской панк-группы Тёплая Трасса, где размышлял о рождении нового жанра, русского рок-бард-металла, и Герда как нельзя более кстати сейчас к этому разговору.

“Так грустно, что хочется завыть собакой у дома твоего на пустыре” – пожалуй, эта цитата из одной из песен с рецензируемого альбома лучше всего передаёт его настроение и эмоциональный настрой, который по своей окраске на самом деле очень русский и очень горький, бесприютный. (Что лучше и естественнее всего делать в России? Пить, грустить и деградировать – всегда был достаточно велик процент людей, которые рассуждали подобным образом, что спустя некоторое время стало почти что национальной особенностью наших российских широт). Подобное рефлексирующе-задумчивое, солёно-горькое настроение с отчётливым привкусом одиночества проходит красной нитью через все композиции проекта, а треки по своему хронометражу доходят иной раз до десяти, двенадцати и даже более минут, всемерно углубляясь в мрак, сожаления и печаль, и всё-таки суть творчества Герды это не мрак и уныние, а светлая вера и надежда.

Роднит Герду с русским роком и философичность эксплуатируемых тем, пространность текстов и какое-то подспудное ощущение, что сидишь на прокуренной кухне, на столе очередная початая бутылка портвейна, за окном поздняя ночь, которая спустя некоторое время предсказуемо разродится рассветом, в груди тепло, а присутствующие занятые душевным разговором на мировоззренческие и смысложизненные темы. Немного диковинно слушать это всё в сочетании с достаточно прямолинейным металлическим дисторшном, но именно в этом в данном случае и вся прелесть, а также достаточно неслабая уникальность музыкального материала, который представляет на своём дебютном полноформатном творении Герда. Альбом звучит свежо, искренне и нешаблонно, а обнажённость чувств здесь на самом деле предельная и крайняя.

Увы, оставляет желать лучшего оформление и логотип коллектива, да и подход к записи и звукоизвлечению во многом родственен с русским роком, всё сделано очень в стиле diy, но Роман нашёл силы и возможности выпустить свой дебютный опус на CD, и это уже большая удача и радость для коллекционеров и просто любителей и ценителей качественной и хорошей музыки! Не преследуя каких-либо коммерческих целей, автор готов отправлять диск со своим альбомом бесплатно, получая лишь мелкий прайс, необходимый для оплаты почтовых услуг, и это тоже индикатор и показатель аутентичности и искренности его стремлений, однако главное в данном случае, как вы понимаете, совсем не это, а тот простой факт, что “Дурак на войне” это не просто пустышка от музыкального шоубиза, а по-настоящему выстраданный крафтовый альбом.

Бард-трэш или русский рок-метал, а может, авторская метал-песня? Все эти определения подходят к творчеству Урсус, все эти определения подходят к тому, что делает сейчас Герда, и лично мне это очень по вкусу. Я всегда воспринимал метал как интеллектуальный манифест индивидуализма и высокоинтеллигентного, не-стадного отношения к жизни, и судя по всему, Роман Сергеев думает так же. “Хэтфилд и Мастейн – дегенераты? Нет, не дегенераты, и мы с вами не дегенераты, так зачем искусственно делать вид, что трэш должен быть безмозглым и тупым?” – риторически вопрошал ещё тридцать лет назад Анатолий Крупнов и ведь был полностью прав! Герда воплощают в точности те же самые высокие идеады одухотворённого тяжёлого рока и не забывают при этом про качество, технику и мелодичность, создавая отличные тяжёлые сюиты со сложными структурами и неожиданными переходами.

Роман обращается со словом как со скальпелем и режет-разит точно в цель. Казалось бы такие простые слова, и куда можно было бы ещё проще, но они западают в самое сердце, надёжно вкапываются там, а потом расцветают железными цветами восторгов, симпатий и эйфорий. Именно такова холодная и тяжёлая “Вот мечта, вот эшафот”, такова великолепная трэш-баллада “Добрый день, HMR boy” с надрывными риффами и отчётливо думовыми обречённо-экзальтированными пассажами, построенными на контрасте таких разных и диаметрально-противоположных стихий, безнадёжная “Каждый момент жизни”, наконец. Диск воспринимается как глоток свежего воздуха, радует, будоражит и воодушевляет, напоминая подзабытые жемчужины и шедевры вечно живого и вечно юного хэви-металла и особенно сильно упирая на классику Paradise Lost.

“У них есть мощь, изобретательность, хватка солидная укоренённость в реальности. Они – личность без эгоцентристских проблем. У них есть сила металла в полном объёме и ни единого грамма от его клишированности и стереотипности” – писали в 1988 году британские журналисты из Sounds про альбом Voivod “Dimension Hatross”, а сейчас тридцать два года спустя я могу с полным на то основанием и с полным правом переадресовать эти слова дебютной работе Герды. Эти песни трогают за душу, переворачивают сознание вверх дном и заставляют вспомнить о самом важном и самом главном, поднять глаза к небу и снова почувствовать казалось бы безнадёжно утраченную чистоту восприятия и порадоваться свежести чувств и эмоций. Великолепный альбом, а для меня однозначно открытие года, хотя 2020 год только-только начался – диск, в котором не надумана ни одна строчка и ни один рифф, а в основе песен только настоящие чувства и настоящие эмоции, которые действуют как электрошок и заставляют почувствовать себя снова живым, возвращают к реальности через боль и эмпатию.

Рецензия подготовлена для журнала РокКор и опубликована в номере 2 за 2020 год

Показать ещё