Рецензия на альбом группы ЛТП Ойкумена "Серые на сером. Революция"
14-03-2020
Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Эти концептуальные рокеры не стали тянуть со своим триптихом “Серые на сером” и затягивать его на месяцы и годы – сначала практически non-stop после первой части вышла часть вторая, а затем в сети появилась и заключительная составляющая эпопеи, о которой мы сейчас и поговорим. У меня никогда не было никаких позитивных и светлых ассоциаций со словом “революция” (сразу же возникали довольно мрачные образы булгаковского “Собачьего Сердца” и ещё более мрачные рассуждения профессора Преображенского), но ЛТП Ойкумена решили переплюнуть всех и вся. Такой чернухи и такого некрофилического мрака от их альбома, думаю, не ожидал никто, и уже бегло взглянув на обложку, я сходу стал настраиваться на материал в духе Сумеречной Депрессии и кладбищенских прозаических фантазий Дениса Ядрова. И обложка в данном случае не случайна и не просто так стала такой, какой стала, ведь “Революция” являет собой апофеоз античеловеческого, низменного и отталкивающего в человеке.
Если первая часть триптиха была мелодичной и просто интеллектуальной, вторая совмещала нарочитую панк-однозначность и арт-прог-глубины, то часть третья тяжела, свинцово-монолитна и заупокойна. Это касается и музыки, и текстов. Если верить апостолу Павлу, человек является вместилищем всякой скверны, и трудно даже просто исчислить все мерзости и недостатки, которые свойственны человеку, и примерно в таком же самом ключе следует сейчас и “Революция”. Заключительная часть альбома, посвящённого серости и личному внутреннему апокалипсису, вышла у группы настолько тяжеловесной и реалистичной, что одного беглого взгляда в это чёрное, предельно контрастное зеркало достаточно, чтобы навсегда избавиться от привычки жалеть себя, жаловаться, прозябать в хандре и в бессмысленной ментальной мастурбации. Альбом не призывает к исповеди, он хочет запугать слушателя настолько, чтобы ему стало уже не просто страшно и жутко, а тошно от своей нравственной деградации.
Когда-то я очень симпатизировал христианству и даже надумал написать глобальное исследование в восьми частях о связи христианства и философии дум-металла – начинал я это дело с большим энтузиазмом и душевным подъёмом, но за тот год, который я сам себе отвёл на этот труд, моё отношение к христианству диаметрально изменилось, акценты изменились до неузнаваемости и в итоге то, что задумывалось, как гимн во славу умного, адекватного и осмысленного отношения к миру, превратилось у меня в унылую констатацию тотальной безрадостности и безнадёжности реальности и исторического догматического христианства. Очень близким по настрою показался мне и нынешний альбом ЛТП Ойкумена. Он мрачен. То торжественно-мрачен (“Не хочу”), то разнузданно-мрачен (“Нет дела”), то эпично и отчаянно мрачен (“Страх”), то этнически-ритуально мрачен (“Ко Дну”, “Колыбельная”), а то просто религиозно-эсхатологически и пророчески мрачен (“Настала пора”).
Давно никого не удивить тем простым фактом, что русский рок тоже может быть и умным, и глубоким, и музыкально-основательным – Ольга Арефьева давным-давно водит дружбу с Тони Левиным и играет с ним свои песенки, тем же самым занимаются Мыс Луны и Инна Желанная с Треем Ганном из всё тех же King Crimson, вот и ЛТП Ойкумена решили пойти по их стопам, но записать не просто русский рок по-арт-роковому, а русский рок сделать таким тяжким, грузным и тяжеловесным, чтобы небо поседело и даже самым грустным экзистенциалистам стало бы ещё грустнее. Если задача была такой, то всё получилось. Минимум каких-то сложных и многослойных аранжировок, минимум фишек и ходов, которые могли бы отвлекать от основного посыла и максимум смысла, боли и тёмных красок, которые сгущаются так, что просто становится не по себе. Отсылки к ближневосточному металлу Orphaned Land и характерная для русского рока прямота служат в данном случае одной цели, и эта цель – создание максимально серой, горькой и отталкивающей картины мира, увидев которую невозможно не захотеть измениться.
Ещё Фрейд говорил, что мы видим и встречаем в этом мире только то, что уже есть в нас и в нашем подсознании, да и познать и понять можем только то, что уже знаем. В точности о том же самом, цитируя Фрейда, Платона и Эмпедокла, напоминают нам сейчас и ЛТП Ойкумена, шаг за шагом подводя своего слушателя к мысли о том, что если мир вокруг мрачен, безысходен и отвратителен, напоминая идущий ко дну Титаник, то причина всему этому одна: состояние нашей собственной души, наши мысли, настроения, действия и эмоции. Кастанеда говорил, что если тебе вдруг не нравится то, что ты имеешь, то имеет смысл начать отдавать этому миру что-то другое, а ЛТП Ойкумена ни к чему не призывают и ничему не учат, а просто предлагают взять на себя ответственность за весь тот мрак и безнадёгу, которые творятся в нашей жизни, и не списывать их на третьих лиц, кем бы эти третьи лица ни были. Великий Инквизитор Достоевского наверняка сказал бы, что эти рок-музыканты хотят от человека слишком многого и призывают его к самому сложному, что только возможно, к тому, чтобы стать, наконец, человеком, но…
Отличается на фоне общей тяжеловесной свинцово-грозовой серости только финальная, шестая по счёту вещь “Страх”. Здесь намного больше динамики, свежего ветра перемен и отсылок к первой, столь полюбившейся мне части актуального триптиха, а в припеве как будто сквозит робкими проблесками надежда на странное, необъяснимое и иррациональное чудо, которое не могло, не должно было случиться, но случилось, и вот мы все стали свидетелями того, как свинцовый дирижабль парит, непримиримые враги обнимаются во всепрощающих обьятьях искренней симпатии, а вместо очередного унылого и безрадостного дня над миром просыпается и брезжит новый розовый рассвет светлых надежд и первой любви. “Крылья сломались, когда ещё воздух был пуст. Кто мог сказать ему, что за плечами лишь груз? Кто мог что-то сказать ему? Мы знали, что он впереди. Я лишь шепнул ему вслед: “Лети, мой ангел, лети”” – пел Б.Г., а ЛТП Ойкумена словно продолжают его мысль: “Я не могу примириться, что миром правит страх, лети, картонная птица в свинцовых облаках”.
Если вам вдруг захотелось пощекотать себе нервы, окунуться в мир страшных ужасов или просто освежить своё восприятие реальности, то стоит не идти на очередной беззубый зомби-блокбастер, а внимательно вслушаться в строки и риффы “Революции”. Если по ходу звучания этого диска вы будете не просто хлопать ушами и зевать по сторонам, а действительно постараетесь понять и воспринять те идеи и настроения, которыми напитали свой актуальный релиз эти мрачные рокеры, то интеллектуальный шок вам гарантирован. Альбом убедительно показывает, что Титаник нашего мира не просто идёт ко дну, и мы все на его борту, а происходит это неотвратимо, страшно и на удивление некрасиво, более того – отвратительно. В деградации и упадке вообще нет ничего красивого, каким бы прекрасным и великолепным это ни казалось самому деградирующему субъекту. На альбоме нет готовых рецептов и проверенных схем, авторы просто показывают нам мрак повседневности во всей серой красе и призывают сделать хоть что-нибудь, чтобы хоть что-то и хоть как-то изменить. Не опускать руки, не плыть по течению. Альбом специфический, но интересный. Про ад, мрак и бесконечно умирание в XXI веке.
Алексей "Astarte Eel" Иринеев