ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Станция Июль "Божественный Ветер"

17-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Представители интеллектуального русского рока очень любят дорожный буги и фантазировать на эту тему: Умка рассказывала нам про станцию peacedeath, Арефьева не могла определиться между станцией “Блюз”, станцией “Боль” и станцией “Алкоголь”, а эти свингующие рокеры решили сделать всё светло и ясно, по-летнему, но одной станцией ограничиваться не пожелали, поскольку, как они полагают, каждый день – это новый вокзал, а единственное что есть постоянного в жизни это непостоянство и перманентное изменение.

“Божественный ветер” – это очень несовременный и ностальгический альбом. Здесь арт-рок совмещается с театральным кабаре-роком, а джаз и регтайм взахлёб танцуют под знойные духовые и протяжную скрипку с рок-н-роллом. О том, что радикально винтажный материал может быть убийственно-цепляющим нам всем рассказала ещё Эми Уайнхаус, а студийные алхимики из Станции Июль решили повторить всё на бис и слегка переаранжировать по-своему. Женский вокал, мечтательные мелодии и расслабляющая лаунж-атмосфера – это “Божественный ветер”

На самом деле, с кем-то адекватно сравнить этот альбом не так уж легко. Диск похож одновременно на целый ряд самых разных групп и в то же время не похож ни на кого. Возможно, в философствующих текстах команды присутствует что-то от той же Арефьевой, но они намного более нежны и печальны, больше склоняясь в плане настроения к группам вроде Белой Гвардии. Есть что-то от Жанны Агузаровой и от её космических баллад в том, как эти рок-экспериментаторы понимают музыкальные и поэтические принципы, но они всё же воплощают свои музыкальные мечты несколько иначе.

На рецензируемом альбоме практически нет хулиганства, эпатажа и словесных каламбуров, а всему этому авторы явно предпочитают плавные настроенческие вещи, под которые можно было бы медитативно созерцать сменяющие друг друга за окном поезда незнакомые пейзажи и спокойно наслаждаться мерным течением жизни. “Божественный ветер” созерцателен и меланхоличен, художественно-креативен и совершенно не желает себя ни в чём ограничивать, не чувствуя ни малейшей необходимости оставаться в прокрустовом ложе рок-квадрата.

Отголоски Дзусовой, Богушевской, где-то даже Сургановой, Свиридовой и Mezzamo сменяют друг друга, словно вальсируя и играя, и создают при этом причудливые картины поэтического декаданса и восхитительного творческого беспорядка. Звучит это дело винтажно, но по-настоящему крафтово и лампово, а переплетение струнных и духовых создаёт подчас совершенно ирреальную, почти фантасмагорическую картину, которая временами напоминала мне даже гармонии и саунд позднего Sopor Aeternus (“Корабли”, “Лирический герой”).

Станция Июль на всех парусах вошли в мир современного ностальгирующего рока, уверенно потеснив Немного Нервно, завтораккусто, Всё-таки любовь и иже с ними и при этом не померкнув на их фоне и не растворившись в аллюзиях к более старшим собратьям по цеху. Альбом максимально разнообразен и даже непредсказуем - стартуя игривой и легкомысленной “Радио”, диск предлагает нам продолжить путешествие по пересечённой местности ещё более легкомысленной и заводной “Вокзальный рок-н-ролл”, а затем пускается в романтическую рефлексию “Хождения за три моря” и доходит до уже откровенно грустных тонов “Кораблей”.

Биполярные настроения “Лирического героя” и вязкие кабаре-мотивы “Не нам” переходят в депрессивный, щедро отороченный партиями скрипки буги “Марш Зимы”, где явственно чувствуются аллюзии к Ночным Снайперам, а затем нас ждёт очередное погружение в балладную негу, которое носит имя “Однажды” и не скупится на красивые клавишные переливы в духе Джона Лорда и Кена Хенсли. Медленная, но довольно тяжёлая и гитарная “Время для танцев” сменяется титульной вещью, которая определённо является одной из самых красивых, лиричных и впечатляющих песен на альбоме, очевидно обособленно возвышаясь над остальными треками.

А затем настаёт черед изящной шагающей баллады “Девушка” и всё завершается коротенькой пьесой под названием “Новогодняя”, которая проста и монохромна как только что выпавший первый снег. Песни группы имеют совсем не большую длительность, надоедать не намерены и создают настроение точно так же густо и основательно, как это выходит, скажем, у стихов поэтов Серебряного века или у фильмов с Одри Хэпберн. У каждой вещи с этого компакта есть своё лицо и особое настроение, и каждая хороша настолько, что не позволяет мне кого-то из них выделить.

“Всё то, чего коснется человек, приобретает нечто человечье. Вот этот дом, нам прослуживший век, почти умеет пользоваться речью. Мосты и переулки говорят, беседуют между собой балконы, и, у платформы выстроившись в ряд, так много сердцу говорят вагоны” – писал С.Я.Маршак, и Станция Июль своим творчеством будто подтверждают его слова. Эти музыканты способны впечатлить не только грустных взрослых проводников и уставших привокзальных продавщиц, но и рельсы, шпалы и все иные прилагающиеся к поездам и вокзалам неодушевлённые артефакты.

Божественный ветер в исполнении этой команды заставляет сердце вспомнить о том, что свобода на гранью с неприкаянностью это тоже хорошо, прекрасно и восхитительно, а ноги начинают сами собой шарить в поисках своих любимых походных ботинок. Такой альбом хорошо слушать, когда едешь откуда-нибудь с дальнего или не очень дальнего юга на поезде в Питер, в сумке у тебя книжка Эльчина Сафарли, а на душе легко, светло и радостно в предвкушении долгого и культурно насыщенного отпуска с нотками сладкой летней размеренности и осеннего нуара.

А можно никуда не идти и не ехать, а просто отпустить свои мысли, заботы и дедлайны свободно парить под потолком и растворяться в пышных облаках креативной меланхолии альбома, радуясь и тоскуя вместе с лирическими героями и наслаждаясь их беззаботности и непосредственности. Чтобы узреть истину, достаточно наблюдать – был убеждён Сафарли, а рок-н-ролльщики из Станции Июль, в свою очередь, как будто говорят - чтобы быть счастливым, достаточно быть всё время в движении, не бояться нового и не прирастать намертво к старому. Всё легко и просто. Не нужно усложнять.

Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 2 за 2020 год.

Рецензия на мини-альбом группы Гаснет Свет "В пламени костра"

17-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Зачастую работа над музыкальным альбомом похожа на увлекательное путешествие, отправляясь в которое музыканты сами не знают, куда выведут их эти пыльные дороги и сумрачные лесные тропинки, и в случае с новейшим мини-альбомом этой столичной симфо-метал-капеллы всё обстоит именно так. Авторы говорят, что сами ждали выхода этого EP больше чем собственный, не так уж и давно реализованный полноформатник, а работы было проделано если не больше, то точно не меньше. Они обновили логотип, освежили звучание, подкорректировали тона и эмоциональную окраску вокальных линий, а сведение и мастеринг доверили Евгению Виноградову (Дай Records), и в итоге получилось необычно, хотя стиль группы по-прежнему легко узнаётся и проблем с самоидентичностью у коллектива нет.

Понимание того, что всё действительно так и было, приходит, когда обращаешь внимание на солидной список приглашённых музыкантов, где присутствуют в том числе гитарист Роман Гурьев из Arida Vortex, клавишница и вокалистка Ольга Азаренко из One More Tale, драммер Archontes Евгений Лайков, Дмитрий Скиданенко (Forces United), Дмитрий Машков (клавишные, Арктида), Роман Валерьев из Корсики, а также отвечающие за партии скрипки и сопилки Игорь Денега с Денисом Илларионовым и сыгравший на диковинном инструменте под названием эрху (старинный китайский струнный смычковый инструмент, оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами) девушка по имени Ван Си. И список здесь у меня далеко не полный!

В итоге мы имеем три композиции со сложными структурами и с неожиданными сменами ритма, которые формально следуют в духе ардово-эпидемологического пауэр-металла, но всеми силами стараются выйти за его пределы, временами заезжая даже на территории олдовых американцев из Realm и (внимание!) отечественных хоррор-сказочников из группы Король и Шут. От первых у нынешних Гаснет Свет непредсказуемость и обескураживающие смены ритма, а от вторых специфика вокальных линий и общая сказочная повествовательность. Добавьте сюда скрипку a la Kansas и этно-веяния, за которые стоит поблагодарить Ван Си с её эрху, и вы получите представление о том, что ждёт вас на этом мини-альбоме.

Вокал (или точнее вокалы, поскольку вокалистов на альбоме двое) в равной степени напоминает и былые подвиги Князя с Горшком, и классические вокальные дорожки традиционного не особо фальцетного пауэр-металла в духе Edguy и Elvenking, и хотя особой силой или оригинальностью не обладают, слушаются вполне пристойно и адекватно, хотя, конечно, прилепить сюда стикер “на любителя” нужно в обязательном порядке. Не случайно я абзацем выше закинул удочку в сторону Kansas – на EP действительно присутствует что-то от арт-рока, и хотя подобных элементов всего ничего, они здорово оттеняют вкус основных ингредиентов и добавляют этой пикантной солянке своё особое очарование.

Ничто не обладает такой силой как нежность и ничто не обладает такой нежностью как сила – как будто хотят нам сказать Гаснет Свет своим новым альбомом, а я, как человек который никогда не любил ортодоксальный усреднённо-безопасный пауэр-метал, но любил Royal Hunt, Rough Silk и Manticora, могу сказать, что результат получился достойный. Не всегда мелодические и гармонические решения на этом альбоме казались мне безусловно оправданными и необходимыми, но ведь на то и экспериментальность, чтобы открыть что-то новое, не правда ли? Гаснет Свет играют свою любимую музыку, стараясь соблюсти каноны и остаться в русле выбранного жанра, никого не копируя и никому не подражая, и это у них получается.

Когда-то Iron Maiden исключили из своих рядов Пола Диано за то, что он вёл себя слишком панково и пел, как считали “мейдена”, тоже слишком в духе панка, а Гаснет Свет подумали и рассудили, что в таком совмещении панка и металла тоже есть своя особая изюминка, да и стали продвигать свой симфо-пауэр-панк в массы, попутно обогащая его романтикой и знойными вокальными мелодиями. В том что перед нами нечто с приставкой “панк” не возникает сомнений даже когда звучит самая нежная и душещипательная на альбоме вещь “Пока цветёт сакура”, но это не вредит команде. В самом деле, если не грешно скрещивать с панком трэш, дэт и блэк, то почему бы не проделать то же самое и с симфо-пауэром?

Мини-альбом получился интересный и сильный, но мне всё-таки не хватает тех простых и немного наивных, но таких цепляющих мелодий, которыми отличались “Осколки”, “На распутье” и “Чёрная Кровь” с лонгплея команды, датирующегося 2018 годом. Сейчас всё стало мощнее, полифоничнее и наверное профессиональнее, солиднее, но душа всё равно требует больше мелодий, больше того старого и прежнего Гаснет Свет, который писал такие отважные, героические и сладкие пауэр-вещицы. У меня осталось ощущение, что главное различие между полноформатником 2018 года и нынешним EP состоит в том, что два года назад музыканты делали ставку на песни и песенность, а сейчас им стало больше по душе в первую очередь играть музыку и быть музыкальным коллективом, повторив путь Blind Guardian и многих других подобных групп.

Как и в случае с любым настоящим путешествием, результат творческих поисков группы в ходе подготовки рецензируемого EP совершенно точно оказался совсем не таким, как виделось и представлялось самим авторам, что и не удивительно: слишком много сказочных и не сказочных персонажей они встречали на пути, слишком много разных влияний и веяний вобрали в себя и вот итог – слегка хаотичный и разбалансированный, не всегда собранный и стопроцентно попадающий в цель, но всё-таки вкусный и разнообразный коктейль, где симфоничность понимается в том числе как обилие составных частей, кружащих в танце друг с другом подобно частицам-молекулам в броуновском движении. Чтобы здесь всё распробовать, нужно прослушать EP внимательно и как минимум раз пять, в противном случае многие ценные нюансы так и останутся на глубине, не показавшись на свет и не порадовав вас своими глубоководными прелестями.

Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 2 за 2020 год.

Рецензия на мини-альбом группы Scarlet Phantom "Anathema"

14-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Алый Призрак – это не новая компьютерная игра и не туманная отсылка к классике Александра Грина, это ходячий (а также прыгающий, рычащий и дико слэмящий) металлический эксперимент из Питера. Сами авторы свято убеждены, что на своём втором EP они играют дэт-метал, но даже если это и так, то искать в их музыке аналогии к Suffocation, Asphyx, Death и Morbid Angel всё равно бессмысленно. Scarlet Phantom – это не музыка отвлечённых теоретизирований и не саундтрек для злобных ночных бдений в компании с философским словарём – прежде всего, это качёвый и грувовый jumping death metal, который в первую очередь ценит качество, техничность и активный образ жизни, а попутно не прочь закрутить долгое заливистое соло или плеснуть в общий чан какой-нибудь восточной, пряно-ритуальной этникой.

Вряд ли вам захочется раскладывать в лесу пентаграмму или перечитывать Майринка под такую музыку, а вот прыжки на скейте, занятия в тренажёрном зале и утренние пробежки с таким звуковым сопровождением будут очень даже уместны и адекватны. Если Haze Of Summer придумали хипстер-блэк, то Scarlet Phantom это хипстер-дэт – мощный, агрессивный, жизнеутверждающий и изо всех сил цепляющийся ногтями и клыками за жизнь во всех её красках, нюансах и проявлениях. Если много родственного у Scarlet Phantom с группами типа Move The Moon, Wanyk и Daydream Flights, а их свобода и ярость напоминают скорее грув-метал и хардкор, чем классический пышущий ядом и тьмой смертельный метал, однако во всём этом есть одно важное и необходимое уточнение: Scarlet Phantom прогрессивны и академичны. Ака-джем-ичны.

Даже преобладающая ритмика и риффовая составляющая на рецензируемом альбоме далеко не само собой разумеющиеся для дэта или, по крайней мере, не само собой разумеющиеся для дэта ортодоксального и традиционного. Сложные структуры треков, неожиданные переходы, мечтательные соло, эмоциональное цунами неконтролируемых настроенческих всплесков и напротив идеально выверенная и доведённая до филигранной и геометрической безупречности гитарная техника составляют своеобразие этой группы, которая может понравиться как угрюмым фанатам Hieronymus Bosch, так и весёлым тусовщикам, предпочитающим Job For A Cowboy. Если вы уже слышали их дебютный EP “Singleness”, то наверняка знаете, чего от них ждать, ну а если нет – you’re welcome в пятитрековый ад звуковых экзекуций их актуального диска.

С сочного, как будто досыта напитавшегося вкусными жирными котлетами гроула стартует открывающая альбом “Lonely God”, ритм здесь по большей части медленный, атмосферы просто тонны и центнеры, а меланхоличные инструментальные зарисовки нагнетают угрюмую и довольно безрадостную картину, чему ещё немало способствуют отчаянные скримовые вопли и никак не желающие ускоряться гитары. В таком же ритме похоронного марша стартует и “Posthuman”, но очень быстро берётся за ум и начинает зверски колбаситься и массированно ездить по ушам слушателей танковыми гусеницами своих железобетонных риффов, не забывая, впрочем, и про чистоголосо-апатичные вставки, которые хоть и кажутся порой искусственно прикрученными к музыке Scarlet Phantom, но смотрятся все равно эффектно и интересно.

Обилие изломанных ритмов вкупе то с дискотечными, то с почти грайндовыми ходами отличает “Unholy”, во второй части которой нас ждёт впечатляющий арктический ужас пространного среднетемпового фрагмента. “Apotheosis Of War” ближе всего подбирается к традиционному воинственно-утробному дэту, однако саунд, аранжировки и соло-гитары здесь всё-таки дают понять, что перед нами не Pungent Stench и не Loudblast, а что-то более современное и более свободолюбивое в плане используемых в своём вареве ингредиентов. “Stone Hearts” объёмна и качающа, а к почти постоянному аларму изо всех сил бьющих тревогу соло-гитар начинаешь привыкать и уже практически воспринимаешь этот постоянно мигающий и фонящий музыкальный “warning” как специфическую цвето-звуко-подтанцовку.

Несмотря на обилие чисто дэтовых и вообще довольно брутальных штучек, у меня творчество Scarlet Phantom оставило ощущение чуть утяжелённой и приправленной экстримом версии Five Finger Death Punch, которую авторы каким-то странным и неведомым образом скрестили с прог-дэтом и лиходейскими джентовыми фишками. Модные хипстерские штучки, стильные очки, одежда с иголочки и дизайнерские бородки просто идеально должны сочетаться с музыкой, представленной на “Anathema”, и я удивляюсь, как это ещё музыканты этого питерского состава сами не прониклись соответствующей эстетикой и не захотели нарулить себе подобный имиджевый глянец, хотя, вероятно, со временем тектонические плиты их визуальной составляющей всё-таки сдвинутся в данном направлении и перестанут разочаровывать мои ассоциации и ожидания.

По сравнению с “Singleness” нынешний диск стал более разнообразным и слушабельным, более продуманным и непредсказуемым. Перед нами всё те же Scarlet Phantom, но теперь они играют мягче, объёмнее и в то же время злее и тяжелее. Гармония, правильный звук и идеальный баланс в данном случае не просто важны, а архи-важны, и набор композиций с “Anathema” об этом однозначно и убедительно свидетельствует. Если звучание их дебютного миника довольно часто ассоциировалось у меня с ушной болью, то ныне подобные параллели практически бесследно испарились, а внимать северянам стало интереснее и приятнее. Никаких резких и раздражающих саунд-нечистот, минимум нойз-экспрессии и максимум адекватных и грамотных нотных сочетаний поистине творят чудеса – питерцы допрогрессировались до твёрдых 4 из 5 и останавливаться на этом явно не намерены. За три года активности очень неплохой прогресс.

Рецензия на сингл и клип группы RabieS "Закат"

14-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот магнитогорский симфонический коллектив ведёт свою историю с середины нулевых, и за утёкшие с тех пор годы в жизни группы случались разные периоды, однако одно оставалось неизменным: RabieS всегда были очень хороши в визуальном плане, их клипы и концерты – это почти что отдельный вид искусства, о котором стоит говорить особо. Детально проработанные визуальные эффекты, костюмы, движения и даже мимика всех участников, а также освещение, разного рода мелкие нюансы – всё это в видеороликах и на концертах этой группы близится к идеалу и, как правило, находится на очень высоком и впечатляющем уровне.

Не стал исключением и четвёртый клип команды, который называется “Закат” и доступен для просмотра с 10 марта сего года. Музыканты решили попробовать себе в тематике хранителей времени и сняли ролик, объединяющий постапокалиптическую и повседневную эстетику современного мегаполиса. Сюжетная канва отличается детальной проработкой и обилием важных деталей, но чисто визуально совсем не кажется перегруженной и гипер-сложной, а напротив оставляет впечатление, пожалуй, самого светлого, ясного и естественного видео за всю историю команды, ненавязчиво добавляя в видеоряд рельефные кинематографические элементы.

Старые остановившиеся и не подлежащие починке часы объединяют разных людей и разные судьбы, а идея вечной, неодолимой и всё проникающей собой стихии времени будет следовать за зрителем и слушателем на всём протяжении воспроизведения данного видеоклипа, в то время как понимать образы и идеи клипа можно очень по-разному, и почти все из этих вариантов понимания будут в тему и “в кассу”. Лично для меня основным посылом ролика стала мысль о том, что вовремя лишиться ненужной вещи – большая удача, а захламление и коллекционирования милых, но бесполезных вещиц в больших количествах далеко не всегда есть хорошо, особенно если такое собирание приятных безделушек закрывает от нас саму реальность.

Ещё блаженный Августин говорил о том, что весь трагизм нашей жизни по большей части состоит в том, что мы любим то, чем надлежит только пользоваться, и пользуемся тем, что стоит любить, а RabieS в своей новой видеоработе очень ярко и доходчиво преподносят эту дивную и изящную мысль. Жизнь слишком прекрасна и слишком коротка для того чтобы тратить её на вещи и явления поверхностные и лишённые сердца и глубины. Конечно, основная идея клипа совсем не в этом или, по крайней мере, не только в этом, однако прелесть и притягательность данного видео состоит в том числе и в том, что по ходу его просмотра в голову начинают приходить вот такие казалось бы случайные, но занятные и интересные мысли и параллели.

Стоит упомянуть изысканную операторскую работу и то как плавно и ненавязчиво кадры, ракурсы и разные сцены сменяют друг друга, что действительно напоминает хороший и качественный художественный фильм. Авторы легко и ненавязчиво ведут за собой своих зрителей по хронометражу ролика, не утомляют их долгими зависаниями на одних и тех же сценах, не перебарщивают с символизмом и вообще оставляют массу вещей, что говорится for your consideration, благодаря чему клип воспринимается очень универсально и адекватно использует имеющиеся у зрителей ассоциации для того, чтобы доходчиво изложить собственную точку зрения музыкантов по обозначенной проблеме.

Что касается музыкальной составляющей сингла, то здесь точно так же наблюдается, наверное, самый сбалансированный и адекватный вариант объединения всех характерных для RabieS элементов. Конечно, инъекция некоторой балладности внесла свои неминуемые коррективы, но музыка команды всё ещё очень интенсивна и тяжела, следуя где-то в духе After Forever времён “Digital Deceit”, а вот вокал Владиславы Соловьёвой стал ныне прекрасен и эмоционален как никогда, оказавшись на сто процентов выведен вперёд и получив возможность властвовать и царствовать на фоне буйства гитар и ударных в своё удовольствие и ничем себя не ограничивая.

“Мы сотканы из ткани наших снов” – говорил Шекспир, и нынешние RabieS очень хорошо и тонко прочувствовали эту идею, попытавшись воплотить её в своём новейшем видео-творении. То, что не вышло или вышло не совсем идеально у Брайана Селзника, исправляют и добавляют сейчас магнитогорские симфо-металлисты, да и в самом деле, кто из нас сможет поспорить с тем, что нет ничего более безусловного и абсолютного, и в то же время более относительного и растяжимого, чем время?!. “Закат” преподносит эту любимую Эйнштейном мысль со свойственной RabieS изящной полётностью и особым аристократическим очарованием, а уровень кинематографического мастерства команды и артистичность её фронтвумен действительно впечатляют.

Рецензия на альбом группы ЛТП Ойкумена "Серые на сером. Революция"

14-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти концептуальные рокеры не стали тянуть со своим триптихом “Серые на сером” и затягивать его на месяцы и годы – сначала практически non-stop после первой части вышла часть вторая, а затем в сети появилась и заключительная составляющая эпопеи, о которой мы сейчас и поговорим. У меня никогда не было никаких позитивных и светлых ассоциаций со словом “революция” (сразу же возникали довольно мрачные образы булгаковского “Собачьего Сердца” и ещё более мрачные рассуждения профессора Преображенского), но ЛТП Ойкумена решили переплюнуть всех и вся. Такой чернухи и такого некрофилического мрака от их альбома, думаю, не ожидал никто, и уже бегло взглянув на обложку, я сходу стал настраиваться на материал в духе Сумеречной Депрессии и кладбищенских прозаических фантазий Дениса Ядрова. И обложка в данном случае не случайна и не просто так стала такой, какой стала, ведь “Революция” являет собой апофеоз античеловеческого, низменного и отталкивающего в человеке.

Если первая часть триптиха была мелодичной и просто интеллектуальной, вторая совмещала нарочитую панк-однозначность и арт-прог-глубины, то часть третья тяжела, свинцово-монолитна и заупокойна. Это касается и музыки, и текстов. Если верить апостолу Павлу, человек является вместилищем всякой скверны, и трудно даже просто исчислить все мерзости и недостатки, которые свойственны человеку, и примерно в таком же самом ключе следует сейчас и “Революция”. Заключительная часть альбома, посвящённого серости и личному внутреннему апокалипсису, вышла у группы настолько тяжеловесной и реалистичной, что одного беглого взгляда в это чёрное, предельно контрастное зеркало достаточно, чтобы навсегда избавиться от привычки жалеть себя, жаловаться, прозябать в хандре и в бессмысленной ментальной мастурбации. Альбом не призывает к исповеди, он хочет запугать слушателя настолько, чтобы ему стало уже не просто страшно и жутко, а тошно от своей нравственной деградации.

Когда-то я очень симпатизировал христианству и даже надумал написать глобальное исследование в восьми частях о связи христианства и философии дум-металла – начинал я это дело с большим энтузиазмом и душевным подъёмом, но за тот год, который я сам себе отвёл на этот труд, моё отношение к христианству диаметрально изменилось, акценты изменились до неузнаваемости и в итоге то, что задумывалось, как гимн во славу умного, адекватного и осмысленного отношения к миру, превратилось у меня в унылую констатацию тотальной безрадостности и безнадёжности реальности и исторического догматического христианства. Очень близким по настрою показался мне и нынешний альбом ЛТП Ойкумена. Он мрачен. То торжественно-мрачен (“Не хочу”), то разнузданно-мрачен (“Нет дела”), то эпично и отчаянно мрачен (“Страх”), то этнически-ритуально мрачен (“Ко Дну”, “Колыбельная”), а то просто религиозно-эсхатологически и пророчески мрачен (“Настала пора”).

Давно никого не удивить тем простым фактом, что русский рок тоже может быть и умным, и глубоким, и музыкально-основательным – Ольга Арефьева давным-давно водит дружбу с Тони Левиным и играет с ним свои песенки, тем же самым занимаются Мыс Луны и Инна Желанная с Треем Ганном из всё тех же King Crimson, вот и ЛТП Ойкумена решили пойти по их стопам, но записать не просто русский рок по-арт-роковому, а русский рок сделать таким тяжким, грузным и тяжеловесным, чтобы небо поседело и даже самым грустным экзистенциалистам стало бы ещё грустнее. Если задача была такой, то всё получилось. Минимум каких-то сложных и многослойных аранжировок, минимум фишек и ходов, которые могли бы отвлекать от основного посыла и максимум смысла, боли и тёмных красок, которые сгущаются так, что просто становится не по себе. Отсылки к ближневосточному металлу Orphaned Land и характерная для русского рока прямота служат в данном случае одной цели, и эта цель – создание максимально серой, горькой и отталкивающей картины мира, увидев которую невозможно не захотеть измениться.

Ещё Фрейд говорил, что мы видим и встречаем в этом мире только то, что уже есть в нас и в нашем подсознании, да и познать и понять можем только то, что уже знаем. В точности о том же самом, цитируя Фрейда, Платона и Эмпедокла, напоминают нам сейчас и ЛТП Ойкумена, шаг за шагом подводя своего слушателя к мысли о том, что если мир вокруг мрачен, безысходен и отвратителен, напоминая идущий ко дну Титаник, то причина всему этому одна: состояние нашей собственной души, наши мысли, настроения, действия и эмоции. Кастанеда говорил, что если тебе вдруг не нравится то, что ты имеешь, то имеет смысл начать отдавать этому миру что-то другое, а ЛТП Ойкумена ни к чему не призывают и ничему не учат, а просто предлагают взять на себя ответственность за весь тот мрак и безнадёгу, которые творятся в нашей жизни, и не списывать их на третьих лиц, кем бы эти третьи лица ни были. Великий Инквизитор Достоевского наверняка сказал бы, что эти рок-музыканты хотят от человека слишком многого и призывают его к самому сложному, что только возможно, к тому, чтобы стать, наконец, человеком, но…

Отличается на фоне общей тяжеловесной свинцово-грозовой серости только финальная, шестая по счёту вещь “Страх”. Здесь намного больше динамики, свежего ветра перемен и отсылок к первой, столь полюбившейся мне части актуального триптиха, а в припеве как будто сквозит робкими проблесками надежда на странное, необъяснимое и иррациональное чудо, которое не могло, не должно было случиться, но случилось, и вот мы все стали свидетелями того, как свинцовый дирижабль парит, непримиримые враги обнимаются во всепрощающих обьятьях искренней симпатии, а вместо очередного унылого и безрадостного дня над миром просыпается и брезжит новый розовый рассвет светлых надежд и первой любви. “Крылья сломались, когда ещё воздух был пуст. Кто мог сказать ему, что за плечами лишь груз? Кто мог что-то сказать ему? Мы знали, что он впереди. Я лишь шепнул ему вслед: “Лети, мой ангел, лети”” – пел Б.Г., а ЛТП Ойкумена словно продолжают его мысль: “Я не могу примириться, что миром правит страх, лети, картонная птица в свинцовых облаках”.

Если вам вдруг захотелось пощекотать себе нервы, окунуться в мир страшных ужасов или просто освежить своё восприятие реальности, то стоит не идти на очередной беззубый зомби-блокбастер, а внимательно вслушаться в строки и риффы “Революции”. Если по ходу звучания этого диска вы будете не просто хлопать ушами и зевать по сторонам, а действительно постараетесь понять и воспринять те идеи и настроения, которыми напитали свой актуальный релиз эти мрачные рокеры, то интеллектуальный шок вам гарантирован. Альбом убедительно показывает, что Титаник нашего мира не просто идёт ко дну, и мы все на его борту, а происходит это неотвратимо, страшно и на удивление некрасиво, более того – отвратительно. В деградации и упадке вообще нет ничего красивого, каким бы прекрасным и великолепным это ни казалось самому деградирующему субъекту. На альбоме нет готовых рецептов и проверенных схем, авторы просто показывают нам мрак повседневности во всей серой красе и призывают сделать хоть что-нибудь, чтобы хоть что-то и хоть как-то изменить. Не опускать руки, не плыть по течению. Альбом специфический, но интересный. Про ад, мрак и бесконечно умирание в XXI веке.

Рецензия на мини-альбом группы Artfaina "Огневица"

13-03-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Уже дебютный альбом этого интересного арт-объединения во главе с поэтессой Фаиной Мировой оставил у меня очень приятное и сильное впечатление, напомнив о том, что метал может быть не только развлекательным, но и по-настоящему серьёзным, художественным и философичным, однако кто бы мог подумать, что меньше чем через год после выхода “Связи Времён” ArtFaina смогут превзойти и преодолеть все свои прежние стандарты и достижения и выйти к новым рубежам словесности, искренности и вербально-музыкального воздействия на сознание своих слушателей. Невероятно, но факт: они смогли, они сделали и сейчас мы можем в этом убедиться.

Не так давно в сети появилось сообщение о том, что состав коллектива доукомплектован бас-гитаристкой Миланой и гитаристом Иваном Широковым, и стало ясно, что перемен в музыке ArtFaina будет тоже не избежать, однако основа творческих изысканий проекта осталась в точности той же самой – это достаточно жёсткий прогрессивно-артовый метал, на фоне которого Фаина читает свои поэтические произведения. Яркие, образные, ведущие глубоко вглубь подсознания строки Фаины великолепно сочетаются с изломанными, но всё равно очень мелодичными инструментальными пассажами, неожиданными сменами ритма и другими музыкальными и звуковыми нюансами.

А теперь об отличиях и нововведениях. В двух из представленных на EP трёх композициях Фаина читает уже не одна, а в дуэте с гитаристом Константином Отставновым, что внесло свою динамику на альбом и не могло не отразиться на стихах новейшего диска как таковых, добавив им объёма и специфики, характерной для ролевого исполнения. В финальном треке “Дым” аудио-арсенал коллектива дополняет своим горловым пением Игорь Лисимов, и вообще во всех без исключения композициях теперь ощущается что-то очень шаманское, хтоническое и ритуальное, что так привычно и характерно смотрится у Сергея Канунникова (Возвращение) и групп вроде Очелья Сороки, Рады & Терновник и Корни Озёр.

Этно-фолка, атмосферы и металла у современных ArtFaina примерно поровну, но та особая металлическая напряжённость и специфический тёмный настрой, которыми отличался первый диск команды, по-прежнему правят бал в их творчестве. Их треки не перебарщивают с агрессией или металлической однозначностью, легко и виртуозно обращаясь с образами, метафорами и бросаясь порой в совершенно непредсказуемые, почти мистические темы, однако подаётся всё это на сто процентов в духе хэви-метал и звучит очень жёстко, энергично и напористо, чему во многом способствует довольно низкий и уверенный тембр голоса Фаины.

Яркие, откровенные, исповедально-эротичные образы открывающей диск титульной вещи напоминают сумрачный скандинавский эпос, а форма выражения в данном случае почти авангардна, очень скоро выводя вокальные линии куда-то почти на речитатив и максимально ускоряя обрамляющие их гитарные соло. Пожалуй, именно эта композиция оставляет самое сильное и концентрированное ощущение и своими контрастными переходами, сменяющими друг друга по принципу “лёд и пламень”, ввергает слушателя в пучину странных, мистично-антиномичных переживаний на грани реального и нереального, кажущегося и очевидного.

Задумчивая, почти по-думовому меланхоличная “Чёрный лис” невероятно атмосферна и всё так же по-шамански ритуальна, а завершается всё жёсткой, предельно агрессивной и пружинистой “Дым”, где концентрация металлической энергетики данного EP доходит до предела. Каждая из новых вещей хороша и прекрасна по-своему, у каждой своё собственное настроение, и все они восхитительно целостные и словно уходящие за горизонт видимого и посюстороннего в мир железных цветов и стальных идолов человеческой непреклонности и каменной, несгибаемой воли к построению рукотворных столпов, и я так и не решил, какая из них мне по душе больше других.

Возможно, ход с этой быстрой a la речитатив читкой в первой вещи – не самое удачное и однозначное решение, но динамика трека и её страстное, багряно-пламенное развитие требовало чего-то такого, буквально не оставляя музыкантам и авторам вариантов, а в итоге вышло так, как вышло. “Огневица” получилась огненной и жгучей, какой, вероятно, и задумывалась, но переслушивать и возвращаться вновь мне всё-таки было приятнее к балладно-тоскующему “Чёрному лису” с его колкими, словно извлекаемыми из самых глубин израненной и скорбящей человеческой души осколками тоски, и к непреклонно качающему шаманско-металлическими обертонами “Дыму”.

Тексты ArtFaina прекрасны уже сами по себе, представляя собой отдельные произведения искусства, а в сочетании с такой блистательной авторской декламацией и с такой одухотворённой и адекватной музыкальной поддержкой, они как будто обретают ещё больше дополнительных граней, оттенков и скрытых смыслов, расцветая и раскрываясь в полную силу. По сравнению с материалом дебютного альбома коллектива “Связь Времён”, стихи стали более точными, точечными и прицельными, более конкретными и смелыми, разя сознание слушателя наотмашь и заведомо не желая слушать никаких возражений.

“Берега у ручья

Неверны и топки,

Расшвыряет листы

За тобой лисий хвост.

Аккуратно ступай в своём сне

И учти,

Наяву ты ступаешь по краю болот.

Осыпаясь с деревьев на мокрый песок,

Словно слёзы прощанья

Реальности сна,

Я к тебе не вернусь,

Слишком крепко ты спишь,

Черно-бурая след заметает краса...

И встаёт над водой

В человеческий рост,

И глядится

В прозрачные струи ручья,

Умывается белой, холёной рукой,...

И смеётся, ...

Тебе же теперь не до сна.”

(с) AftFaina – “Чёрный лис”

“Прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, воздвигни от одра болезненного и от ложа озлобления цела и всесовершенна” – молятся христиане об исцелении болезней и недугов, а ArtFaina, кажется, не только не страдают от своей огневицы, но и наслаждаются этой испепеляющей, не знающей жалости и успокоения одержимостью огненного безумия. Артовая обложка в лучших традициях Atrox и Madder Mortem, безукоризненная лирика и филигранное исполнение на грани совершенства и идеала делают этот короткометражный релиз одним из безусловных претендентов на лучший альбома месяца, и послушать его хотя бы раз или два нужно совершенно обязательно и абсолютно каждому.

Показать ещё