ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на альбом группы Pantograph "My Electric Hell"

16-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Самобытный сочинский музыкант Ярослав Рогачёв (Hagat, Herr Akros, Angel Of Nature и другие), также отвечающий за жизнеспособность местного сочинского андеграундного лейбла E.D.Records, решил довести свои авангардные и противоречиво-дерзновенные в своей фантастичности идеи до логической кульминации, и с этой целью запустил совершенно новый проект Pantograph, под эгидой которого сейчас представляет нам свой дебютный полноформатник. Что такое Pantograph? Аллюзия-параллель к Pan.Thy.Monium? Собиратель понтов? Парадоксальная мини-метал-опера? Разрыв шаблона и пощёчина современным снобам-интеллектуалам в хипстерских очках и пиджаках от Gucci? И первое, и второе, и третье, и чётвёртое разом, хотя на самом деле своим названием проект Ярослава Рогачёва и Глеба Владимировича обязан механизму токосьёмника на поездах.

В отличие от Hagat и других проектов Ярослава, Pantograph не просто индустриален или авангарден, как указывает пресс-релиз, а содержит, помимо всего прочего, ещё целую массу разнокалиберных влияний, простирающихся от стоунера до сладжа, хотя упоминать об этом нет особой нужды, а можно сказать намного проще: творчество Пантографа это настоящий безумно-философский электро-воображариум с привкусом инфернальности и с той особой толикой сумасшедшинки, которая наверняка прекрасно знакома каждому, кто хоть раз засовывал в уши последнее творение Hagat, но сделан он намного серьёзнее, спокойнее и массивнее, и да, если вы вдруг подумали, что тексты на диске будут англоязычными – нет, англоязычны в данном случае только названия, а сама лирика исключительно русифицирована и в плане лингвистической ориентации патриотична.

Небольшое интро и вот уже звучит первая вещь под названием “Viva La Mechanism”, которая выглядит как невероятный гибрид между феерически-калейдоскопическим творчеством Hagat и фишками таких групп, как Waltari и Angizia (последних напоминает жанровая нарезка с интерлюдиями в духе “безумный утренник в детском саду” на правах припева); далее следует “My Reality”, и повествовательных фрагментов становится больше, а во второй части композиции из первозданной тьмы выныривают аллюзии к Bethzaida, Dark Reality и чуть ли не Pan.Thy.Monium, в то время как интеллектуальное напряжение нарастает до опасного максимума, угрожая фатально перегрузить мозг потенциальных слушателей. Цирк, бурлеск и характерная для Hagat провокационная эпатажность на грани добра и зла отошли на задний план, а вместо них настал черёд каких-то почти академических и очень личных повествований о важном и серьёзном.

Небольшой тяжеловесно-ритмичный скетч в виде “The Great Nowhere”, и вот уже звучит “PsychoGuru” с мощными индустриальными риффами и вкрадчивыми философско-повествовательными фрагментами. При всей нетривиальности, импозантности, а порой и вычурности чисто музыкальных решений и ходов и находок “My Electris Hell” основное внимание и смысловой фокус здесь определённо стоит искать в текстах. Перед нами альбом-манифест, альбом-прокламация, и нет ни малейшего сомнения в том, что авторы зашифровали в рецензируемом релизе нечто глубоко личное, сокровенное и имеющее для них немалую ценность – это действительно пища для ума и очень неплохая, а тандем Ярослава и Глеба оказался очень удачным и плодотворным.

Проблемы и парадоксы гносеологии, эпистемологии, герменевтики и экзегетики, механистическое восприятие разума и всего человеческого тела как механизма, действующего по своим законам и напоминающего в этом любой другой рукотворный механизм или устройство, антиномии божественного и человеческого и многие другие интересные темы всплывают по мере прослушивания альбома и настраивают слушателя на серьёзный философский лад, неслабо прочищая ментальные рельсы, наверняка немало покрывшиеся дремотной ржавчиной. Скрытые отсылки к советским реалиям, к творчеству знаковых философов самых разных эпох и идеологических предпочтений, а также калейдоскоп самых разных межпредметных отсылок наверняка сделают прослушивание увлекательным и приятным для каждого, кто владеет и интересуется поднимаемой темой.

Эмбиентно-шумовой трайбл-треск первой части “Rails’n’Cords” звучит как зловещее древнее заклинание, а затем в ход идут приёмы из арсенала Danzig, и заклинание становится хитовым и качающим, не теряя при этом своего мистического накала. “The Homecoming” своими утробными завываниями недвусмысленно намекает на то, что Стругацкие отнюдь не просто так с потолка придумали историю про партитуру труб Страшного Суда, и что одна из ксероксов-копий этой самой партитуры вполне может находиться где-нибудь в столе у Ярослава или Глеба и, вероятно, даже частично была ими использована в ходе создании данной вещи, ну а финальная “Power Down” – это, наверное, самая однозначная и прямолинейная вещь на пластинке, эдакая ретроспектива “для чайников” и повторение всего вышесказанного на бис.

Альбом очень хорош, но, признаться, я ожидал от него ещё большего, и был несколько удивлён такой скромной длительностью компакта, что по сравнению с монументальностью последнего ультимативного творения Hagat вообще кажется мизером и нонсенсом. Конечно, не в длительности и не в количестве треков здесь дело, и современный аудио-Босх авторства Pantograph наверняка порадует и вдохновит любителей тяжёлой металлической авангардщины и философских самокопаний, но у меня в итоге осталось ощущение, что я прослушал EP, а не полновесный альбом современных наследников Скрябина и Орфа, хотя, как известно, умение быть кратким и в немногом сказать многое – это как раз признак гениальности и тру-таланта.

Если вам нравятся In The Woods…, Arcturus, The Kovenant, Waltari, Pan.Thy.Monium и прочие авангардщики-какофонисты, послушать “Ад моего электрика” стоит обязательно, а тексты, как мне кажется, стоит читать не только традиционно слева направо, но также всеми иными возможными способами (кто знает, может, там правда закодировано какое-то тайное оккультное послание или сверхценный секрет космических дыр – с Ярослава станется!). Я оценил размах, глубину и революционность идей авторов, проникся ими и с полным основанием ставлю релизу твёрдые 5 из 5, поскольку получил по ходу прослушивания немало приятных аудиофильских впечатлений и с удовольствием вспомнил годы обучения в философской аспирантуре. Это действительно по-настоящему интеллектуальная метал-опера, и опера очень неплохая, а лирику можно разбирать на цитаты и вставлять в бытовом общении часто, метко и изящно.

Рецензия на мини-альбом группы Пар Культуры "Взгляд Снизу"

15-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Сама по себе идея совмещения инди-рока и панка совсем не нова - чем-то подобным занимались ещё стиляги шестидесятых, а молодая столичная команда Пар Культуры уверенно движется по их стопам, добавляя к напевному рок-н-роллу стиляг панквовую непосредственность, ска-симфоничность и свойственную альтернативному року нервозность. Конечно, мы все слышали всё это уже раз сто, но в то же время абсолютно каждый из нас прекрасно знает и понимает, что даже самые замыленные и избитые клише в умелых руках настоящих мечтателей и профессионалов иногда сияют так, что только диву даёшься, солнце меркнет, а звёзды на бутылке с портвейном начинают сиять не хуже звёзд небесных.

При всей разнузданности и небрежности ребят из Пара Культуры, при всей их нарочитой стёбности и прямоте, при первых же звуках открывающей их дебютный EP “Добро пожаловать” становится очевидно: перед нами никакие не панки, а очень даже филологи, интеллигенты и интеллектуалы (и всё это совершенно без негативного оттенка, который, случалось, сопровождал все эти определения в советскую пору и, случается, сопровождает их сейчас). Они очень бережно, умеючи и вообще со знанием дела обращаются со словами, смыслами и музыкальными гармониями, а каждая из вошедших на обозреваемый EP песен – это самостоятельная, законченная и вполне себе душещипательная история, которую хочется прожить до конца.

Они молоды, нарочиты, полны ершистой молодой энергии и готовы, не задумываясь, бросить вызов всему миру, а их кажущиеся такими простыми и дерзновенными тексты на поверку оказываются куда глубже, сложнее и универсальнее. Можно насупить лоб, собрать всю свою солидность и, сдвинув к носу очки, разложить по полочкам и как по нотам разобрать, как гениально поступили эти ребята, забрав всё лучшее у западных рок-н-ролльных гигантов, добавив к ним удобоваримую, но не приторную интеллектуальность Егора Летова и въедливую поп-рок доступность Ундервуда, а затем приправили всё это жёсткими, стильными и такими архетипически будоражащими риффами, но лучше не расчленять на составные части их музыку, а воспринимать альбом просто как чудо и волшебство, не копаясь в нюансах и не увязая в деталях.

Хулиганско-провокационная, эпатажно-призывная “Добро Пожаловать”, изумительно-грациозная и виртуозно вальсирующая “Новая Старая”, болезненно-амбивалетная, балладно-кричащая и буквально выворачивающая наизнанку своей исповедальной октровенностью “Тихий Омут” и наконец такая нежная, тихая и романтичная “Искатели” – каждая из песен с актуального EP это потенциальный хит и маленький шедевр великого, бессмертного и ничуть не постаревшего рок-н-ролла. А от панка здесь всего только чуть угловатый дисторшн гитар и ещё кое-какие внешние и при том не такие уж частые и повсеместные проявления, из-за которых то и дело проглядывает живая, неуёмная и трепетная душа настоящих романтиков и художников.

Сейчас всё больше групп вспоминают о безудержном рок-н-ролльном задоре классических исполнителей данного направления, вытаскивают на свет нетленки Элвиса, Чака Бэрри и иже с ними и/или пытаются воспроизвести и реанимировать тот ядерный дух перво-рок-н-ролла 50-х, но по большей части всё это слишком отдаёт нафталином и выглядит слишком по-стариковски, в то время как ничего из этого списка абсолютно не относится к Пару Культуры, которые не
произносят громких и высокопарных лозунгов, ничего не обещают и не анонсируют, а просто играют так будто они какие-нибудь новые современные лед зеппелин или грэнд фанк рейлроад. Именно эта безоглядная автономно-аутентичная натуральность и подкупает в их творчестве, которое действительно воспринимается не как копия, а как оригинал и первоисточник.

Я всегда со скепсисом и недоверием относился к музыке, изначально позиционирующейся как молодёжная и выставляющей свою молодость и бунтарскую бугристость напоказ, но Пар Культуры это совсем другой случай. Они естественны и аутентичны, их гитары и басы это зов той самой великой и всепобеждающей природы, которая некогда распахнула двери перед The Doors. Конечно, они не единственные в своём роде, и на современной сцене то и дело встречаются столь же прекрасные цветы из того пленительного исторического далёка, когда ботинки называли шузами, а тяжёлые гитары фузами (вспомнить хоть Завтраккусто), но они всё-таки неповторимы и уникальны, а искать недостатки на их актуальном EP не хочется от слова “совсем”. “Взгляд Снизу” это конечно не шедевр, но за энергетику, прицельность смысловых попаданий и общую интеллигентность 5 из 5.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на сингл группы Выжившие "Рагнарёк"

15-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Изобретатели сталкер-металла из группы Выжившие теперь уже не удовлетворяются блужданием по аномальным зонам и поисками редких артефактов, а решили мыслить глобально и заговорили о конце света. Что ещё более интересно, они каким-то парадоксальным и непостижимым образом поддались влиянию расплодившихся ныне викинг-метал-команд и не просто пугают нас Судным днём, а говорят исключительно о скандинавском его варианте aka рагнарёк, что чревато сами знаете чем и в каком количестве. Впрочем, отсылки к скандинавам имеются исключительно в названии композиции, а в тексте авторы поют “рагнарОк”, намёкая на то что речь идёт не о божественном конце всего сущего, а о техногенном, созданном человеком.

Если на дворе апокалипсис, то бессмысленно и опрометчиво надеяться на авось, а нужно, чтобы всё было выверено до мелочей и спланировано настоящими профессионалами. Вероятно, именно из таких соображений Выжившие решили не пытаться самостоятельно управиться с лирикой для актуального сингла, а доверили текстовую составляющую композиции человеку, чьи навыки обращения со словами и буквами не подлежат сомнению, и в качестве такого человека выбрали не кого-нибудь, а писателя-фантаста Алексея Доронина, из книги которого и взяли текст для своего актуального номера.

Не могу сказать, что ранние тексты группы были плохи или не интересны, как не могу сказать и того, что поэтический эпос, созданный Алексеем, в чём-то радикально отличается от собственного творчества коллектива, но он определённо неплох и рельефно передаёт соответствующее апокалиптическое настроение, а это в данном случае, конечно же, главное. Выжившие стенают, пророчат и предупреждают о многих бедах и скорбях грядущего рагнарёк-апокалипсиса, и делают это с такой страстью и надрывом, что их голоса действительно как будто доносятся из какой-то параллельной гибельной реальности.

Эмоциональный, злобно-лязгающий и ощетинившийся спицами-шипами трэш Выживших не претерпел сейчас особых перемен, разве что стал чуть более атмосферным и разнообразным. Гитарные риффы теперь не так прямолинейны и однозначны как раньше, больше непредсказуемых и просто более техничных фрагментов, а смены темпа и ритма происходят чаще и с ещё более видимым удовольствием. А вот форсированный седуктивно-демонический вокал команды в точности так же хрипл, зол, раскатист и непричёсанно страшен, как это было во времена их полноформатника, что я однозначно воспринимаю как плюс и радость.

Конечно, поднабраться профессионализма в пении и начать использовать свою вокальную злость чуть более точечно, аккуратно и прицельно фронтмену Выживших не мешало бы, однако его разнонаправленная, “радиоактивная” вокальная манера определённо делает стиль группы более харизматичным и узнаваемым. При всей моей истовой любви к подобному вокальному стилю и тому великому множеству команд, использующих похожую исполнительскую манеру, спутать с кем-то из них Выживших практически невозможно, и в этом их сила и тот самый необходимый квант оригинальности.

Выступающий в качестве би-сайда актуального сингла кавер на титульную вещь с самого неоднозначного и критически принятого ортодоксально настроенными фэнами альбома Kreator “Endorama” звучит хорошо и оригинально как раз таки благодаря вокальным особенностям вокалиста. Шквал хриплой полифонии и словно скрежещущий ржавым ножом по стеклу голос приглашённой вокалистки Анны Морозовой добавляет злости и мрачного трэш-блэкового очарования этой приготичненной вещи, словно стараясь обелить и реабилитировать её в глазах справедливо разгневанных компромиссными тенденциями в творчестве любимой команды трэш-ортодоксов.

Влияния апокалиптического дум-металла добавили группе разнообразия и монументальной основательности, и для сингла это плюс и находка - такой насыщенный смыслами, переходами и интонациями трек воспринимается более увесисто и полновесно в качестве отдельного и самостоятельного релиза, и вещь на самом деле очень неплоха, но всё-таки на готовящемся альбоме хотелось бы, помимо таких концептуально закрученных композиций и более простых и быть может даже примитивных композиций в духе тех, что в таком изобилии обретались на их дебютной пластинке и так задорно заходили в сознание по ходу перечитывания “Пикника на обочине”.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на мини-альбом группы I.C.Wiener "Невесомые"

14-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Есть мнение, что можно пережить абсолютно всё, но для этого нужно подобрать правильный саундтрек, а ещё есть мнение, что у каждой погоды должна быть своя особая музыка, и вообще, музыкальное сопровождение как одежда и зимняя резина для авто – для каждого месяца нужно подбирать что-то своё, особенное. Может быть, это конечно всё преувеличение, но свои закономерности здесь определённо присутствуют, и слушать в ноябре в суровой и бесприютной Раше C.C.Catch или каких-нибудь Beach Boys было бы, наверное, уже перебором. Гм, и в самом деле, а что можно было бы включить такого в ноябре, когда небо холодное и свинцовое, листьев уже нет, а снега ещё нет и вообще зябко, муторно и неопределённо? Можно, к примеру, взять итальянцев из Novembre, американцев из Novembers Doom, а впрочем, что тут у нас?..

Один из возможных ответов на этот вопрос попытались аккурат 1 ноября нарисовать и наколдовать нам с вами начинающие гранжеры-альтернативщики из I.C.Wiener, которые сами характеризуют себя и свой музыкальный стафф не очень-то радостным “мы умножаем твою грусть”, а свой дебютный трёхтрековый EP назвали невесомым. Если вам тоже знакомо это сладкое и немного волнительное чувство невесомости, когда вы после тёплого и приветливого октября выходите, словно космонавт на орбиту, в своём безразмерном космическом пуховике на улицу, то потратить четверть часа на прослушивание рецензируемого релиза определённо будет нелишним. Биографические данные о рецензируемом коллективе крайне скудны, поэтому отвлекаться ни на что по мере прослушивания вам точно не придётся, а будет только музыка.

Ребята очень любят аморфно-обволакивающие перегруженные гитары, вокальную полифоничность и космическую тематику, и всего этого пополам с влияниями Alice In Chains, Corrosion Of Conformity и Soundgarden более чем достаточно в открывающей диск титульной вещи. Я бы не сказал, что I.C. Wiener так уж грустны, скорее это меланхолия и лень-созерцательность, граничащие с апатией. Музыканты с таким наслаждением заполняют эфир своим статическим гитарным электричеством и так складно и призывно стенают, что организм автоматически переключается в режим “завис во Вселенной” и ему тут же начинает хотеться шмыгать носом, пить горячий чай и бесцельно слоняться по квартире в растянутом дедушкином свитере и скользящих словно коньки фигуриста тапочках.

И в очень неплохо различимых на слух русскоязычных текстах речь идёт в точности об этом: о хандре на забытой всеми и вся и списанной в утиль космической станции, когда аспирин и арбидол закончились, делать нечего и незачем, смысл безвозвратно потерян и остаётся только пить чай и слушать на бесконечном рипите I.C. Wiener. Чуть более жёсткая и тревожная “Мой Дом” звучит более жизнеутверждающе, напоминая цивил-панков из The Offspring, Green Day и Bad Religion, а завершается всё совсем уж психоделическим и атмосферно-разреженным треком “Морская”. В плане идей, разнообразия и предельности контрастов именно “Морская” является кульминацией и апофеозом альбома, а рёв гитар и вокальные выкрутасы в ней эпизодически даже напомнили мне Ugly Kid Joe, поздний Voivod и The Gathering конца 90-х-начала нулевых.

Все три представленные на обозреваемом мини-альбоме номера достойны внимания, и наверняка найдут своего слушателя, но объективно интереснее и лучше замыкающая экспозицию “Морская”. Именно такой материал на стыке Alice In Chains и Pink Floyd выгоднее всего выглядит в исполнении I.C.Wiener и оставляет самые сильные и приятные воспоминания. Не бросаясь в маниакально-депрессивные крайности “Моего Дома”, эта композиция очень эпично и масштабно жонглирует риффами, рифмами, фоновыми фрагментами и чистыми сгустками осенней хандры, а в итоге в своих лучших отрывках на самом деле максимально близко приближается к шедеврам The Gathering, добавляя им характерного нирвановского надрыва. Не знаю, каково жить с такой музыкой в ушах в июле или в мае, а вот в ноябре – самое то.

Рецензия на мини-альбом группы Alma Mira "Hamster Wheel"

14-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Вот уже два года прошло с момента выхода дебютного полноформатника этой интересной прог-гранжевой капеллы, которая добавляет в материал, навеянный творчеством Soundgarden и Corrosion Of Conformity, виолончель и исполняет очень живые, яркие и меланхоличные пьесы с оттенком осенней ностальгии. За это время в лагере музыкантов произошли серьёзные кадровые перестановки, и в коллектив влился новый рекрут в лице Павла Ершова (гитара), однако музыкальная концепция кардинальных перемен не претерпела, и на своём свежайшем EP авторы всё так же грустны, созерцательны и флегматичны, а их тексты ничуть не менее откровенны, а, напротив, в точности как и раньше предельно личностны и глубоки словно холодные финские озёра. Правда совсем без перемен всё-таки не обошлось, и стихи вместе с вокалом и влекомыми за ними смыслами и образами как будто несколько отошли на второй план, а половина актуального релиза, в отличие от дебютной работы, имеет лирику на языке Байрона и Шекспира.

А вот и ещё один важный чейндж-нюанс: если два года назад во времена альбома “Мир В Глазах“ от музыки Alma Mira порой веяло безысходностью и депрессией, то теперь упадка и безнадёжности в их произведениях особо не ощущается, а на их место пришли более светлые, лёгкие и разреженные эмоции. “Как белка в колесе” – как часто современный человек характеризует свою жизнь в подобных выражениях, и как редко мы на самом деле находим время для того чтобы просто остановиться и посмотреть на закат или полюбоваться красивой цветочной поляной, как это делал паровозик из всем нам знакомого с детства мультфильма, утверждавший, что если иной раз не радовать себя даже в ущерб графикам и дэдлайнам, то можно пропустить не что-нибудь, а саму жизнь. Вот и Alma Mira сейчас многозначительно и по-философски взирают на стремительно несущихся куда-то мужчину и женщину, заключённых как белочки-хомячки в вечно спешащее и никуда не успевающее колесо Сансары, а сами торопиться никуда не намерены, а с чувством, с толком и с расстановкой приготовились транслировать нам свои новые песни.

И таких новых песен на новейшем мини-альбоме четыре, а в качестве бонуса для самых интересующихся предлагаются две ремиксово-альтернативных версии свежих пьес. Расслабленные гитары, техничные барабаны, тревожный дисторшн, прозрачный проговый саунд и мечтательно-отстранённый, словно зовущий куда-то, но при этом не теряющий своей апатичной невовлечённости вокал – музыка Alma Mira намного более напоминает столь желанную и вожделенную для буддистов нирвану, чем одна очень известная группа из Сиэтла. Пожалуй, узнаваемые нотки Курта Кобейна в голосе вокалиста это то, что наиболее роднит коллектив с гранжем как таковым и именитой Нирваной в частности, в плане же музыки и музыкальности как таковой нынешние Alma Mira теперь подобрались ещё ближе к прог-вариации современного атмосферного рока, который в их интерпретации выглядит теперь ещё более артовым и художественным, чем два года назад, а диссонансов и рваных гранжевых атональностей с их неминуемой растерянностью и рассредоточенностью ныне практически не наблюдается.

Виолончель очень здорово вписывается в общий саунд состава, и особенно уместно выглядит это в титульной вещи и в русскоязычном треке “Долгие Дни”, в которых в этих самых виолончельных фрагментах то и дело даже проскакивает что-то почти этно-фолковое или даже неоклассическое. Даже в более простых, грувовых и качающих фрагментах этих вещей композиции всё-таки не кажутся простыми или предсказуемыми, и отправлять благодарственные шоколадки и ящики с Хольстеном за это стоит человеку, отвечающему за звуки виолончели. А финальная “Исцели меня” просто прекрасна. Это степенная осенняя баллада с какой-то очень европейской, интеллигентной и почти кантри-н-вестерновой размеренностью и эмоционально-погодными инструментальными зарисовками. Кажется, что такую музыку придумывали и записывали где-нибудь в Лондоне или в крошечной, богом забытой американской деревушке, а флегматичная неторопливость удивительным образом сочетается у группы с типично гранжевой нервозностью и таким же типичным для данного жанра напором.

Звук у Alma Mira мощный и полифоничный, а инструментальные каскады сменяют друг друга и переходят один в другой словно волны на морском побережье, где вот-вот разразится нешуточный шторм. Под такую музыку хорошо сидеть на старом маяке, похрустывая снэками с пивом, пока снаружи свирепствует непогода; хорошо предаваться размышлениям о вечном и запредельном в праздничные дни, когда все нормальные люди растворяются в безудержности веселья и разного рода излишеств и ты точно никому не понадобишься в ближайшие 48 или даже более часов. Кстати, если увидев в скобочках после названий альтернативных версий слово “mix” вы заподозрили неладное в духе электронно-танцевальных переработок, то спешу вас успокоить – в данном случае имеется ввиду всего лишь немного другой подход к аранжировке и не более того, а значит, что шесть треков можно беспрепятственно ставить на бесконечный repeat, всовывать наушники куда полагается и со спокойной совестью отправляться в иные измерения ваших воспоминаний и мыслей.

Очень интересно и вообще выгодно воспринимается лингвистическая всеядность команды, а я так и не определился с тем, на каком языке мне слушать их песни приятнее и интереснее. Свои преимущества есть как у англоязычной, так и русскоязычной версии, а тексты и в первом, и во втором варианте действительно весьма неглупы и аутентично сочетаются с музыкальной составляющей. Уже во времена их дебютной работы я оценил основательность и буддистскую отвлечённость Alma Mira, попутно проведя параллели к Mostly Autumn и The Wishing Tree, а сейчас создатели и авторы “The Hamster Wheel” меня просто очаровали. Не могу сказать, что я в восторге от ревущих нирваноподобных порывов в “1000 Times” или от отсылок-аллюзий к Курту Кобейну в вокале, но это исключительно дело вкуса, и общее впечатление данные моменты нисколько не портят. А в остальном – перед нами очень и очень хороший, крепкий и солидный EP, сделанный очень грамотно, интеллигентно и вообще по-взрослому. Если всё пойдёт по тому же сценарию, то мне не останется ничего другого, как ставить их следующему диску высший балл.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на альбом-компиляцию группы DoppelgängeR "Gathering Of Old Things"

13-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Хорошего готик-рока много не бывает, а если это готик-рок отечественный, титулованный и котируемый во всём мире – тем более. Одна из старейших российских готических групп в лице столичного состава DoppelgangeR, наверняка прекрасно известная всем хоть сколько-нибудь неравнодушным к тёмной и окологотической сцене, отмечает в декабре нынешнего года своё двадцатипятилетие и в связи с этим решила окинуть ретроспективным взором свою внушительную карьеру, напомнить о себе олдскуллерам и по возможности привлечь на огонёк молодёжь. Об этой группе давно слагают легенды, само их название тесно связано со слухами, мифическими историями и чуть ли не народным эпосом, а лидеры группы Flo и Black CaT для многих являются почти что символом готической утончённости и верности идеалам (если есть на отечественной сцене музыканты, которых можно было бы назвать российским отражением замечательного творческого тандема Тило Вольфа и Анне Нурми, то это бесспорно именно Flo и Black CaT, которые далеко опережают и Шмелей, и всех других, имеющих сходные притязания), а потому стоит ли удивляться, что в честь столь громкого юбилея коллектив решил сделать своим фэнам такой сюрпрайз и выпустить сборник, красноречиво озаглавленный “Собрание старых вещей”.

В разное время команда издавалась на таких прославленных лейблах, как Angel’s Of Hell Records, Мистерия Звука, Shadowplay, Gravitator (и всё это ведущие лейблы, специализирующие на соответствующей музыке у нас в стране), а десять лет назад в 2009 году музыканты уже выпускали ретроспективную подборку “15 Years”. С самого начала своего творческого пути “доппельгангеры” стали ориентироваться на так называемый готический олдскул и на группы вроде Siouxsie And The Banshees, Joy Division, Christian Death и Sisters Of Mercy, приплетая в этот общий ностальгично-готический котёл изрядные влияния пост-панка и шугейза, однако уже на самых ранних записях в музыке команды можно было без труда заметить скрытые аллюзии к самым разным гот-деятелям от Swans до Sisters Of Mercy, и от The 69 Eyes до Die Krupps (одна из песен которых, кстати, и стала названием их группы) и Two Witches, и всё это с очень клёвым и ламповым звуком и монументальной аналоговой винтажностью. DoppelgangeR всегда всё делали честно и на совесть, не просто ориентировались на достойных западных патриархов жанра, а приникали к самому первоисточнику, и вот результат – уже десять лет назад они почитались как культ. А сейчас?

За двадцать лет не обошлось без смен состава и разного рода коллизий, но основное стилистический вектор оставался неизменным, и свои со всех сторон увесистые и солидные четверть века DoppelgangeR празднуют с неизменными Дмитрием “Flo” Тишиным и Екатериной “Black CaT” Тишиной, которые по-прежнему у руля их изрядно потрёпанного за годы, но не потерявшего своего изначального готического лоска, особой вампирской меланхолии и кайфово-крафтовой аналоговости звучания. На сборник вошли 14 отборных пьес из всей дискографии коллектива, и они наверняка убедят даже самых заядлых скептиков в том, что готик-рок у нас в стране играть могут и умеют не хуже, чем на Западе. Все композиции сделаны с такой любовью и с таким погружением в тему, что сомнений в аутентичности и глубине данного материала не возникает совершенно, а тёплый гитарно-клавишный саунд и канонично-готичный голос Дмитрия сходу погружают в звуковой готический рай, и многим наверняка захочется тут же устроить тематическую вечеринку по этому поводу, достать оставшиеся с хэллоуина бокалы с черепами и зажечь чёрные свечи.

Авторы очень внимательно, селективно и любовно прошлись по собственной дискографии, отобрали самые знаковые и значительные вещи, ну и, конечно, без эксклюзивов и новинок тоже не обошлось, ведь на актуальном сборнике присутствует совершенно новый трек современных DoppelgangeR под названием “Garden Of Poisonous Plants”, который по собственному заявлению команды, войдёт на готовящийся сейчас и анонсированный к выходу в 2020 году альбом коллектива. Отличий от того характерного стиля, за который во всём мире так любят и котируют наших готов-соотечественников, в данной композиции минимум, “доппельгангеры” по-прежнему звучат очень старомодно и мистично, по-стариковски поскрипывают ламповыми шумами-тресками и призывно стенают эмоционально-харизматичным вокалом в столь любимом поклонниками Garden Of Delight регистре. Атмосферные проигрыши, интересная история о знаменитом ядовитом саде в Англии, которая легла в основу песни, и замечательное оформление сингла-трека – всё позволяет ждать от этого анонсированного полноформатника утончённого готик-праздника, ну а пока – слушаем ретроспективу и подтягиваем матчасть.

Кстати, эксклюзивы и интересности на этом не заканчиваются. DoppelgangeR специально для сборника перезаписали трек “Alabama Vamps” со своего альбома “Voyage Of The Homeless Spies” (2010), однако не будем раскрывать все тайны и нюансы – релиз с таким стильным и таинственным оформлением от такой стильной и таинственной группы просто по определению должен оставить при себе хотя бы часть своего тёмного очарования и недосказанности. Конечно же, оно и так останется при нём при любом раскладе, но я лучше на этой самой ноте закончу сейчас свой рассказ и предоставлю каждому самостоятельно погрузиться в мир актуальной компиляции и насладиться отборными цветами светлой готической меланхолии, которые подобрали для вас DoppelgangeR и их современный издающий лейбл Nightingale Moon Records. Моя рецензия вышла уж очень хвалебной и патетической, но по-другому в данном случае и быть не может – материал этой команды на самом деле очень ярко и явно говорит сам за себя и в словах и представлениях не нуждается – это действительно готик-рок, идущий от сердца, который не только не уступает многим титулованным западным командам и первопроходцам жанра, но и порой превосходит их.

О DoppelgangeR писали в разное время во всех самых известных и тиражируемых отечественных музыкальных изданиях (не только готических, но и рок и метал-ориентированных), им доводилось присутствовать на сборниках-компиляциях в одной обойме с такими эпохальными коллективами, как Attrition, The Merlons и упоминавшимися уже выше Two Witches, а перечислять их заслуги и достижения можно было бы ещё долго, но я этого делать не буду (хотя я даже ещё не обмолвился об огромном концертном опыте группы и о солидном списке именитых западных гуру жанра, с которыми им доводилось выступать на одной сцене), а лишь замечу, что эту группу отличает просто феноменальная верность себе, потрясающая креативность, умение чувствовать пульс и эмоциональную подоплёку такого атмосферного и поистине одного из самых склонных к эмпатии рок-жанров, как готик-рок. Они по-прежнему активны, дают концерты и даже не думают сдаваться, “уходить на пенсию”, почивать на лаврах, зазнаваться или менять изначально выбранный жанр, увязая в никому не нужных экспериментах и коммерческих проектах. И при этом они не намерены просто играть одно и то же, расширяя и развивая свой стиль. Goths Undead!

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Показать ещё