ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

РЕЦЕНЗИИ НА ДИСКИ

Рецензия на мини-альбом группы Persia "Маньяк"

12-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Per aspera ad astra” (“через тернии к звёздам”) – примерно так можно описать и охарактеризовать творческий путь этой омской команды, причём логическое ударение стоит сделать в этой фразе на первые два слова: звёзд в жизни коллектива пока ещё особо не встречалось, а вот терний и разного рода пертурбаций было более чем достаточно. Стартовав в 2004 году, Persia и основатель проекта Вячеслав Шутов меняли названия, жанры (от ска-панка до хэви-металла), музыкантов, репетиционные точки, распадались и снова собирались, и всё это для того, чтобы сейчас, в 2019 году, наконец, провозгласить: проект твёрдо стоит на ногах, мы представляем вам наш первый официальный релиз.

Неслучайно “персидская” проба пера называется “Маньяк”: с таким рвением идти за своей мечтой поистине могут только лица не вполне адекватные и не чуждые маниакальных наклонностей, но, как мы все знаем из истории, именно они в конце концов добиваются успеха и достигают звёзд. Конечно, по поводу Persia всё это говорить пока ещё на данном этапе рано, но ребята заявили о серьёзности своих намерений, пятитрековый мини-альбом сейчас перед нами, и пожалуй, он достоин того, чтобы уделить ему полчаса внимания и серьёзно отнестись к прог-хардовым поискам северных омских рокеров. Да-да, я не оговорился, и участников Persia на самом деле после ска-панка и хэви-металла каким-то невероятным образом занесло в достаточно тяжёлый, металлизированный и вполне себе артовый и прогрессивный хард-рок.

Да ещё и со скрипкой и женским вокалом. В трёх из четырёх вокальных треках, представленных на обозреваемом сейчас EP, лидирует именно женский вокал, а музыку лихорадит от модных окологотикроковых ритмов (“Маньяк”) и чуть ли не фолковой раздольности (“Танго”) до серьёзных прог-баллад (“Лётчик”) и арт-сюит (“Героин”). Инструментальная работа и в частности гитарные соло находятся на необходимо высоком и соответствующем выбранному авторами жанру уровне, структура треков тоже отчасти выдаёт прог-симпатии музыкантов, а в целом, насколько я вижу и понимаю, перед нами современная и чуть более утяжелённая версия ранних Heart (если у вас это название ассоциируется с жиденьким поп-роком, обратите внимание на их ранние записи и концерты – там ядерный коктейль из пёпл-цеппелин-джетротал).

Кроме всего прочего, этот проект привлёк моё внимание возрастом участников и образованием основного автора Вячеслава Шутова. Как повествует собственная биографическая сводка, размещённая в сообществе команды ВКонтакте, в 2004 году Вячеслав был студентом первого курса омского педагогического университета, и я тут же вспомнил свой собственный 2004 год (я в то время учился на втором курсе педагогического университета) и машинально прикинул в уме всех знакомых мне людей с пед. образованием, так или иначе связанных сейчас с рок-музыкой (перечислять долго, но я давно заметил, что педагогов отличает особая скрупулёзность и дотошность в любом деле, будь то Александр Кантемиров (лейбл More Hate Productions) или Сергей Снеговский aka “Снег” (группа Станционный Смотритель).

Особая педагогическая основательность у Persia не подлежит никаким сомнениям, и хотя звук и сведение на данном этапе оставляют желать лучшего, оцениваем мы с вами сейчас всё-таки в первую очередь музыку, и она очень неплоха. Не обошлось без некоторой скомканности идей и противоречивости аранжировок, но если не забывать крылатое латинское per aspera ad astra и тоже продираться сквозь толщу звуковых нагромождений “Маньяка” как через пресловутые тернии, и не обращать внимания на некоторую хаотичность и нервность ритмов актуальных треков, станет очевидно, что песни на самом деле интересны и хороши. В них есть и вера в мечту, и неплохие мелодии, и осмысленные тексты, и некоторая доля оригинальности, да и в плане энергетики Persia не знают недостатка.

Конечно, вокал мог бы быть сильнее, над структурой треков и текстами можно было бы ещё поработать, звук и сведение улучшать просто необходимо, но “Маньяк” выпущен, ставки сделаны, и можно делать выводы и выносить суждения. Гитарная работа у Persia очень неплоха, и вот как раз этой гитарной работы и хороших качественных риффов в будущем хотелось бы больше и чаще (и снова здесь я не могу не вспомнить ранних Heart, которые могли играть уж очень прицельно и убедительно). Очень хорошей и доходчивой вышла баллада “Лётчик”, и такой контрастной уверенности хотелось бы больше в более тяжёлых и динамичных треках. Неоклассический Kansas-подобный размах инструментала “Возрождение” позволяет надеяться на дальнейшую проработку данной линии в творчестве состава, и, пожалуй, на этом можно было бы и закончить эту рецензию: потенциал есть, а что вырастет из Персии – покажет только время.

Рецензия на альбом группы Nordjevel "Necrogenesis"

11-11-2019 Дмитрий Фомин

Разговоры о том, что-де современная блэк-метал сцена в принципе не способна породить ничего толкового и обнадеживающего, не умолкают уже порядка двадцати (а то и более) лет, но порой и они на время замолкают, когда дают о себе знать такие серьезно настроенные и не обделенные талантом формации как норвежская Nordjevel.

Эта команда была образована в 2015 г. вокалистом Doedsadmiral'ом и гитаристом Nord'ом, которые, заручившись поддержкой не абы кого, а драммера F.Widings'а (ex-Marduk), уже в следующем году выдали сильный по всем параметрам одноименный дебютник, а еще годом позже, но в уже расширенном составе – не менее сильный EP ''Krigsmakt". На создание второго полноформатного альбома ушло времени куда больше, но оно определенно было потрачено с пользой. И вот Nordjevel, в очередной раз обновивший состав (за гитару отныне отвечает Destructhor, за бас – DezeptiCunt, а за ударные – Dominator) представили свое новое мрачное детище.

В свете своего предшественника "Necrogenesis" не только не ударил в грязь лицом, но и в очередной раз поднял планку качества исполнения на новый уровень. Отныне ситуация вырисовывается намного четче – мы имеем дело с совершенно заматеревшей и сформировавшейся командой, одной из немногих, кто внушает уважение и реальную надежду на сохранение традиций и заветов скандинавского блэка. И речь сейчас не идет о каком-то подражательстве корифеям жанра, ведь хотеть и знать и хотеть и уметь совсем не одно и то же. В противном случае фальшь будет видна невооруженным глазом.

Nordjevel хотят и умеют, и их музыка говорит сама за себя. Если поднять вопрос об оригинальности, материал этих парней можно охарактеризовать как жесточайшую смесь Immortal, Zyklon, Gorgoroth, Dark Funeral и Marduk, где норвежский мрак и холод дополнен бронебойной и неистовой шведской мощью. Новая пластинка получилась брутальнее и техничнее дебюта – девять (и один бонус-трек) сокрушительных богохульных литаний, посвященных тьме, древней некромантии и культу войны, пропитанные первобытной агрессией, мизантропией и желанием низвергнуть мир в бездны первичного хаоса.

Вступительный трек ''Sunset Glow'' без каких-либо предостережений взрывает обывательскую рутину своим безжалостным стихийным шквалом, где скрежещущий скриминг Doedsadmiral’a a-la Магус Калигула то и дело исторгает холодящие ноты с эпизодическим “аббатоподобным” карканьем, а бритвенно-острые тремоло умело сменяются плотными качевыми риффами, нанизанными на каркас смертоносных партий ударных.

Все это лишь подготовка перед основным массивом трек-листа, где главенствуют более сложноструктурированные, но не менее экстремальные темы ''Devilry'' и ''The Idea Of One-Ness'', где музыканты решительно взбираются на новые высоты надменности и человеконенавистничества, учиняя грандиозную резню путем виртуозного комбинирования острых тремоло-запилов с жалкими проблесками мелодичности и околотрэшевых фрагментов, ни на миг не ослабляя своей мертвой хватки.

Мидтемповую "Black Light From The Void" можно отнести к наиболее одухотворенным произведениями альбома, о чем говорят тщательно продуманные, плавные аранжировки и торжественно-холодные, раскатистые мелодии. Особо лютый холокост начинается, когда в дело вступают такие смертоносно-скоростные боевики как ''Amen Whores'' и ''Apokalupsis Eschaton'', ощетинившиеся каноничными бластбитами и циркулярноподобными шквалистыми тремоло, которые не оставляют после себя ничего живого и способны выдавить злорадную усмешку одобрения у Моргана Хоканссона и Лорда Аримана. При всей своей экстремальности, Nordjevel остаются профессионально грувовыми и техничными, что хорошо видно по ''Fevered Lands''.

Как и его полноформатный предшественник, "Necrogenesis" содержит в себе потенциальный хит, почетную роль которого на сей раз отыгрывает маршеобразная ''Nazarene Necrophilia'', без каких-либо усилий подчиняющая себе своим речитативным рефреном с жутко форсированным вокалом и инструментальными ритмами, сливающимися в целое нечестивое священнодействие. Финальный восьмиминутный опус ''Panzerengel'' словно олицетворяет собой безграничную холодную жестокость, где помпезные оркестровые вставки (отличный и уместный прием, надо сказать) и грохот крупнокалиберных огнестрельных орудий звучат в унисон на удивление гармонично.

Еще одним приятным плюсом альбома является его чистый, внятный, но не чрезмерно вылизанный саунд, добавивший композициям живой мощи и подчеркнувший все экстремальные шероховатости, свойственные жанру, в котором выступают Nordjevel. Качество и глубина этой работы находятся на высоком уровне, побуждая возвращаться к альбому раз за разом, исследовать малейшие нюансы и пристальнее прислушиваться к тому, что пытаются сказать нам музыканты…

…Пусть это и было сказано задолго до них их же легендарными вдохновителями, суть от этого не меняется. То, что мы слышим на "Necrogenesis", трудно назвать просто примитивным выплеском агрессии, скорее, это тщательно обдуманный и по-своему красивый акт музыкальной аннигиляции, злобный и осознанный манифест против прогнивших догматов и вековой религиозной лжи. Вполне вероятно, что в лице Nordjevel ветераны второй волны блэк-метала обрели достойных последователей, за которых им не будет стыдно.

Рецензия на мини-альбом группы Rewind "Wonderland"

11-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Эти столичные трэшеры очень любят олдскул, забористый качающий драйв, смешивать трэш с грувом и издавать EP. Один миник они уже реализовали в 2016 году, годом позже, как водится, был полноформатник, а затем коллектив некоторое время обходил студийные прерии стороной, исследуя разные теневые аспекты дороги к славе. Кроме того, так долго ничего не записывали ребята ещё и по той причине, что осенью прошлого года у них в лайн-апе наметились кадровые пертурбации, и команда зависла на некоторое время в поисках вокалиста.

В конце концов, музыканты обрели-таки фронтмена в лице Константина Долгова и приступили к работе над своим новым диском, чтобы представить вокаллера общественности. Нетрудно догадаться, что новая работа коллектива вышла в формате столь любимого участниками Перемотки легковесного и скорострельного EP: четыре трека на борту, знакомый логотип – всё выглядит так, что авторы решили “перемотаться” в самое начало своей творческой активности, вспомнить, как всё было и “перезапуститься” с новым солистом на борту.

Что сказать, поёт новый вокалист неплохо: мало того, что он вполне вписывается в фирменный (в том числе вокальный) стиль Rewind, наметившийся во времена “Road To Glory”, так ещё уверенно интонирует своими голосовыми вибрациями, может эффектно добавлять хрипов в общий котёл и вообще достаточно пластичен в вокальном плане. Я даже скажу больше: когда я только приступил к прослушиванию “Wonderland” и запустил открывающий миник титульный трек, то готов был поклясться, что ревайнды сотворили маленькое чудо и вернули из 1995 года старика Пиви Вагнера.

А вот музыкальный стиль команды особых изменений не претерпел: это всё тот же олдскульный трэш-грув, очень сочный, очень качёвый, очень энергичный и очень трэшевый. Особенностью особого стиля команды, кроме всего прочего, является и то, что Rewind напоминают не столько OverKill начала 90-х или Exhorder, сколько таких замечательных отечественных трэшеров, как Trash Machine (на которых, как вы помните, ребята даже делали кавер), Shah, Devilry и Hellraiser (с которыми ревайнды совсем недавно выступали в честь их юбилея).

Сделать олдскульный советский трэш современным, качественным, презентабельным и актуальным в 2019 году – затея благородная, и авторы “Wonderland” на своём нынешнем EP рубасят трэш-грув настолько отчаянно и самозабвенно, что вот-вот пластик на барабанах порвётся, струны сдетонируют и микрофоны выйдут из строя. И при этом не делают стопроцентный упор на драйв и мощь, а не забывают время от времени вставлять меланхоличные и просто лирические фрагменты, которыми так выгодно отличался “Road To Glory”.

Отличные скоростные мотивы в духе моих любимых рейджевских “Black In Mind” и “End Of All Days” встречают нас в титульной вещи, и уже в этом же самом треке авторы порадуют нас сочным вокально-лирическим отступлением, а дальше будет только больше и интереснее. “Existence”только в первые секунды напоминает разговор похмельного тролля с самим собой, а далее полна неожиданностей и искромётных сюрпризов (здесь и глубокомысленное техничное соло, и чистый голос, и масса неожиданных переходов), не отстают от неё и “Burning Life” с “Greed/Lust”.

Обложка у EP вышла, конечно…кхм… оригинальная, но она привлекает взгляд, и в этом плане со своей задачей справляется. Но есть у неё один важный недостаток: она явно и очевидно хуже той музыки, что представлена на данном мини-альбоме, и способна отпугнуть кое-кого из потенциальных слушателей, хотя, наверное, в данном случае музыканты рассуждали в том духе, что кого-то привлечёт, а кого-то отпугнёт, плюс-минус, не велика потеря. Как бы там ни было, в конечном итоге перед нами очень неплохой коктейль из Rage образца 1996 года, Shah, Devilry и Never, который идеально пойдёт под хорошее чешское пиво или хороший индийский чай.

Про чай - шутка. Хотя кто знает… Маньяки-чефиристы наверняка очень уютно чувствуют себя на концертах Rewind и вообще слэмят там как рыба об лёд. В том случае если вы уже успели распробовать и полюбить “Road To Glory”, то “Wonderland” вас определённо не разочарует и не огорчит, ну а если вы только-только собираетесь приступить к знакомству с творчеством Перемотки, то начинать его тоже стоит именно с “Чудесной Страны”. Путешествие в Неверляндию вам эта “Wonderland” вряд ли сможет обеспечить, а вот недостатка в сочном грувовом и достаточно изобретательном трэше здесь точно не будет.

Рецензия на сингл группы Neuromancer "Балуешь/Антропология"

11-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

“Чем дальше в лес, тем больше партизанов” – гласит народная мудрость, а в современной электронике всё больше романтических и неоромантических тенденций, которые проникают в музыкальное кредо самых разных коллективов и принимают порой причудливые и удивительные формы: здесь и саунд-подводники из N & B, и прояпонски ориентированная вижуал-кей-исполнительница Фелисса Белиол, и замечательные питерские индустриальщики N-616, и кибернетические фантазии Electronobody - вот и наши сегодняшние герои выбрали себе очень говорящее название и следуют в том же ключе, что и упомянутые выше группы, объединяя в себе тенденции и особенности каждого из приведённых выше составов. Кстати, Neuromancer существует вот уже почти десять лет, и за это время выпустил целую череду разнокалиберных релизов, но актуальный двухтрековый сингл достаточно сильно отличается от того, что они делали раньше.

Восточная мечтательность, релаксирующий электронный фон, типично романтический вокал и простые, почти обескураживающие своей безапелляционной простотой тексты – всё у Neuromancer указывает на симпатии авторов таким знаковым и значительным в своём роде коллективам как Alphaville, Duran Duran, A-Ha, Depeche Mode, Технология и Биоконструктор, но участники команды ныне уж не заморачиваются сильно по поводу качества и хитовости своих треков и просто создают, словно в конструкторе, композиции в том стиле и в том ключе, который радует и удовлетворяет в первую очередь их самих. Элементы лёгкого и незатейливого поп-рока, обволакивающего синт-попа, альтернативы и постоянные эксперименты со звуком и стилями в творчестве Neuromancer ещё более напоминают N-616, но их вокальные линии намного более расслабленны и непосредственны, а порой напоминают не столько поп-рокеров, сколько поп-панков. И именно на электронный хулиганствующий панк и похож больше всего их новый сингл.

Ну а что касается отличий актуального релиза и более раннего творчества проекта, о которых я упомянул в первом абзаце, то касаются они в первую очередь работы со звуком. Сейчас Neuromancer стали звучать намного более авангардно и шершаво, выйдя из зоны комфорта и оставив позади ритмичные синт-поп-пульсации, с которыми так ловко управлялись в те времена, когда записывали своих “Ангелов” и “Атланта”. Киношно-мультяшные восточные мотивы открывающей сингл “Балуешь” настораживают, и не случайно. Уже через пару секунд в эфире появляется какой-то уж очень нарочито панковский голос вокалиста, а активная бэквокальная работа добавляет треку авангардности и своеобразной гротескной иррациональности. Не отстаёт и лирика, словно представляющая наш мир и всё происходящее в нём в каком-то искажённом, словно подёрнутом дымной галлюциногенной пеленой, свете.

“Антропология” следует в точности в том же потустороннем и фантастическом ключе, но вместо бодрых самурайских ритмов здесь созерцательно-медитативный транс-нуар, на фоне которого вновь вырисовывается дурашливый голос вокалиста, спешащий поделиться своими визионерскими фантазиями. Временами в саунд-архитектонике современных Neuromancer очевидно прослеживаются параллели к Технологии и Биоконструктору, а атмосфера и настроение новых композиций коллектива при всей их панковитости и расслабленности кажутся довольно серьёзными, глубокими и по-настоящему творческими. Если упоминавшиеся мной выше синглы “Ангелы” и “Атлант” выглядят скорее как неплохой синт-поп без особых притязаний, то новые треки воспринимаются как попытка выйти за рамки и грани собственного кругозора и разбить оковы самоиндентичности, попутно вновь удивив и заинтриговав слушателя.

Интрига удалась, и “маньяки из дурдома”, как себя величали словами из одной своих песен Neuromancer, после нескольких записанных в более компромиссном стиле синглов вновь вернулись к более мрачному, тяжеловесному и алогичному жанру альбома “#эпоха_вырождения”, о чём косвенно намекает и восточный колорит “Балуешь”, перебрасывающий мостик-аллюзию в сторону их хита времён “#эпохи_вырождения” под названием “Харакири”; но всё-таки в одну реку дважды не войти, и новейший сингл не стал простым повторением былых находок проекта, не стал ударяться в такую же жёсткую и пружинящую индустриальщину, как это было в 2017 году, а элегантно смешал “Ангелов”/”Атланта” синглового варианта c характерной жанровой спецификой “#эпохи_вырождения”, а в итоге зазвучало диковинно и причудливо. Особенно для неподготовленного слушателя.

Не скажу, что это самое удачное или самое интересное из того, что делали и на что способны Neuromancer, но их новые вещи определённо заслуживают внимания. Такой авангардно-синтетический панк это не просто лирическое отступление в поисках нового звена собственной эволюции, а свидетельство неуёмного желания развиваться, расти, пробивать потолки и выпрыгивать из штанов, что похвально и замечательно. Эта группа существует уже почти десять лет, но они до сих пор не растеряли своего юношеского задора и продолжают хулиганить и куролесить как безумные шляпники и не менее безумные пасхальные кролики, что в некотором смысле замечательно. Не обошлось и без некоторой дани собственным традициям, и сингл вновь оказался дополнен инструментальными версиями обоих треков, которые тоже не лишены своей особой привлекательности и могут неслабо бодрить и будоражить.

Особый стиль Neuromancer узнаётся без проблем хоть в вокальных, хоть в безвокальных треках, но топтания на месте и самоповторов нет и близко, однако… есть одно “но”: в полной мере оценить и распробовать актуальный сингл смогут только слушатели, хорошо знакомые с творчеством проекта, остальные рискуют очень быстро “отсеяться” и потеряться, не раскусив фишку, поскольку не имеют соответствующего опыта звуковых дураковаляний, в которых съели так много собак и других воображаемых животных наши сегодняшние герои, а потому перед прослушиванием рецензируемого релиза я рекомендую погонять хотя бы в пол-уха бэк-каталог команды, а там, глядишь, затянет, распробуете, и сами того не заметите, как начнёте чаёвничать со Шляпником, Кроликом, Алисой, Чеширским Котом и его улыбкой в волшебной кроличьей норе, где время стоит, а краски и контрасты намного ярче и сильнее, чем в нашем мире.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Рецензия на альбом группы Тегеран "Остаться собой"

07-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот омский студийный one-man проект всячески ратует за то, что в роке на первом месте должен быть смысл и идея, месседж, что само по себе, конечно, для русского рока совсем не ново, но лидер Тегерана Виктор Кармацкий идёт ещё дальше и начинает обращаться с рок-драйвом и рок-энергетикой как с рупором пропаганды и чуть ли не с разящим клинком. Когда-то наш замечательный писатель и публицист Д.С.Мережковский говорил, что отправляет свои книги в печать как послание в закупоренной бутылке, которую бросают в море потерпевшие кораблекрушение с тем, чтобы предупредить других об опасности, а сейчас Виктор Кармацкий в точности с тем же самым пафосом сочиняет и представляет свои песни.

Патетика Марсельезы и рока на баррикадах, лозунги-призывы, вопросы, обращённые прямо к совести – всё это было в нашем, да и забугорном роке и хэви-металле уже не единожды, но Виктор всё равно старательно гнёт всё ту же линию, с надрывом упирает на язвы и нарывы общества, призывая обратить на них внимание, задуматься и начать, наконец, что-то делать, чтобы остановить безумие и всеобщий регресс. “Чем отличается «протестный» рэп от «протестного» рока?” – риторически вопрошает Виктор и сам же отвечает: “рэп может обозначить проблему, но энергетику для её решения может дать только рок!”. Собственно, лучшего самоопределения и пресс-релиза для Тегерана и не придумать: это именно такой протестный рок.

Автор с самого начала обозначил свою новую полноформатную работу как концептуальную, где все песни по отдельности и во взаимосвязи друг с другом образуют целую и последовательно проводимую историю, рассказ о жизни. И это как раз то, что так любят наши олдскульные русские рокеры и слушатели классического русского рока: собираться на кухне, попивать портвейн, бренчать на гитаре простые, но такие душещипательные и до глубины правдивые песни, а потом спорить до хрипоты и до первых петухов о том, как нужно, стоит и надо бы, но никогда не будет. Так вышло, что я до сих пор не в курсе творчества Игоря Талькова и его столь почитаемых у нас в народе песен, но мне сильно кажется, что Тегеран наверняка не разочарует тех, кто любит Талькова.

“От харда до панка” обозначил музыкальную идеологию своей работы ещё на стадии добавления финальных штрихов и предпродакшна Виктор, и где-то в этом радиусе на самом деле и обретаются звуковые колебания “Оставаться собой”, не забывая про лирически размышляющие гитарные соло, рваные ритмы, седую, осеннюю, почти блюзовую печаль-тоску Константина Никольского и напористую, отвязно скандирующую манеру Кинчева и Цоя. Звук, конечно, далёк от идеала, но ностальгирующие по советскому року олдскуллеры наверняка останутся довольны и разочарованы не будут. Виктор так уверенно и беззастенчиво обращается со знакомыми до боли мелодиями и рифмами, что упрекнуть его в плагиате язык не поворачивается. Да это и не плагиат.

Чувствуется, что автор воспитывался на хитах Алисы, Кино и Аквариума, а теперь с удовольствием сам транслирует всё те же самые резкие, бунтарские, безоглядно рвущие на груди тельняшку идеи – не потому что это модно или способно повысить его благосостояние или потешить самолюбие, а потому что иначе не умеешь, а душа рвётся на волю и не может не петь. И так рождаются песни, которые затем складываются в альбомы, один из которых сейчас перед нами с вами. Виктор не старается гнаться за оригинальностью и поёт в точности так же и о том же самом, о чём некогда вещали со сцены его отечественные рок-кумиры, но разве кого-то из тех, кто превыше всего ценит ночные разговоры на кухне когда-то беспокоили вопросы оригинальности?

Мощные ритмичные песни в лице таких номеров как “Вера или дело”, “Время гасить экраны” и “Воины Света”, не желая нарушать каноны жанра, чередуются на альбоме с глубокомысленными балладами вроде таких вещей, как “Тревожный батальон” и “А ты сможешь?”, но даже такие бодрые, простоватые и очень прямолинейные вещицы в традициях Сектора Газа вроде “Проехали!” звучат очень серьёзно и почти воинственно, а мне то и дело по ходу прослушивания мерещились E.S.T. и Чёрный Обелиск, а если точнее, эстевский залихватский напор и серьёзный экзистенциальный пожар классических крупновских строк. Конечно, Виктор Кармацкий не Крупнов и не Кинчев, но он занимается в точности тем же самым и призывает жить по заветам в духе всё или ничего.

Все песни с актуального альбома по большей части просты, а порой и безыскусны, но такие треки как “Много не надо” или титульная вещь действительно неслабо цепляют и заставляют задуматься. Автор в очень простых и доходчивых выражениях, обращаясь к очень простым и всем понятным примерам, иллюстрирует свою мысль и на самом деле очень показательно и планомерно проводит такие, казалось бы, самоочевидные и старые как мир мысли, что слабого нужно защитить, быть мудаком – плохо, а корыстолюбивый изоляционизм – это так себе смысл жизни. Ничего нового, всё довольно избито и архетипично, но эти песни продолжают гореть как вечный огонь и ничуть не кажутся каким-то околополитическим вывертом или анахронизмом.

Не обязательно после или в ходе прослушивания альбома лезть на баррикады или идти клеить листовки – автор высказывает свои идеи очень мягко и деликатно, не перегибает с патриотизмом и совестливыми менторскими проповедями, а просто, ясно, открыто и искренне апеллирует к вечным и святым, но не всегда очевидным в наше время и замусоленным показным сетевым цинизмом ценностям. Собственно, каких-то политических лозунгов и чего-то ещё в подобном ключе я на диске не увидел вовсе, а увидел просто хороший, качественный русский рок, который вот-вот станет русским хэви-металлом и окажется в одном строю с упоминавшимся уже выше Чёрным Обелиском и ещё не упоминавшимися, но не менее достойными и прекрасными Чёрным Кофе, Легионом, Тяжёлым Днём и иже с ними.

И ведь действительно: ещё чуть-чуть сгустить краски и усилить контрасты и выйдет “Огонь” Тяжёлого Дня, а эстетика у Тегерана на самом деле очень даже шипастая и вообще в духе хэви – даже мановарам с джудаспристами было бы чему поучиться. Как мне кажется, автор немного промахнулся, сделав ставку на панк, а не на хэви-метал (представьте, насколько круче и мощнее зазвучала бы та же “Остаться собой”, если бы в ней заменить эти легкомысленные панковские ритмы на более внушительные и героические эскапады в духе Judas Priest времён “Painkiller” или Тяжёлого Дня времён “Огня”). Остаётся надеяться, что на следующей пластинке Виктор подкорректирует свой совесть-рок и иначе расставит акценты, сместившись в сторону таких отличных треков с рецензируемого компакта, как “Миг нашей победы” и “Много не надо”.

Рецензия на мини-альбом группы Лаборатория Творческого Поиска Ойкумена "Серые на сером. Часть 1. Порабощение"

07-11-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Дебютный шеститрековый EP этого самобытного проекта из Твери навёл меня на интересные размышления и не менее интересные воспоминания. Думается мне, процентов 90 из тех, кто ныне слушает рок-музыку, начинали заниматься этим в рамках очень серьёзного, почти сократовского желания понять себя и найти смысл своей жизни, и даже если ничего подобного и не было, всё равно у 90-95% рок-слушателей некогда присутствовало смутное и подспудное желание как-то выделиться, противопоставить себя распространённому вокруг мудачеству и вообще “жить не по лжи”. И где сейчас, спрашивается, эти 90 процентов и эти высокие благородные стремления?

В ситуации, когда учитель глуп, святой не свят, в газете “Правда” пишут околесицу, а рок-писаки и главреды глянцевых рок-журналов такие же мудаки, как и твои соседи, очень трудно удержать нужную вертикаль, не забыть о том, что небо становится ближе и вообще упомнить о том, что человек это, оказывается, чело, устремлённое вверх. Творчество Лаборатории Творческого Поиска Ойкумена действительно напоминает некий алхимический лабораторный поиск, в ходе которого авторы стараются найти, реанимировать, вернуть в наш насквозь технологичный и прагматичный XXI век ту глубину и правдивость, которые отличали рок-музыку во времена её расцвета и становления, и это у них пусть и с переменным успехом, но всё-таки получается.

Смесь творческих интенций Сергея Курёхина, Б.Г., Константина Никольского и ещё пары десятков отечественных авторов первой величины, не забывая о таких деятелях, как Егор Летов, без сомнений угадывается в текстах и вокальной манере ЛТП Ойкумена, не подлежит также сомнению солидная философская подоплёка всего этого действа, а рёв, мощь, напор и небесная вертикаль достигают в некоторых песнях проекта такой концентрации, что ещё чуть-чуть - и море воспламенится, а с небесных тронов посыплется известь и штукатурка. Андрей Семёнов и его творческий коллектив полны энергии и энтузиазма, а иной раз способны неслабо рвануть на груди тельняшку.

Высказывания и формулировки в духе произведений Горького и Островского перемежаются у ЛТП Ойкумена с серьёзностью Возвращения и Яроса, а когда диск завершает своё вращение и звуки стихают, вдруг приходит понимание: авторы не играют в праведность и идейность, они на самом деле такие. И это покоряет. Они театральны, пластичны и прогрессивны, а иногда их лирические изыскания напоминают каламбуры и вербальные головоломки Ольги Арефьевой, но всё это лишь фасад, орнамент, инкрустация, которая ничуть не вредит главному и основополагающему – их огненной и бьющей навылет проповеди жизни ради чувств, идей и высоких заветов.

Конечно, русский рок не будет русским роком, если музыканты начнут играть как Deep Purple и звучать как Metallica, это есть и этого не отнять у ЛТП Ойкумена – их дебютный мини-альбом звучит рвано, непричесанно и вообще не идеально, а сведение далеко отстоит от высоких стандартов современности, но во многом, в том числе и благодаря своим недостаткам, эти песни воспринимаются так яростно и живо и оставляют такой рваный след в успокоившейся и на всё забившей душе. Конечно, гимны неравнодушию и высоким идеалам в исполнении этих тверских романтиков звучат далеко не так, как Аквариум и Кино, но нет, не в качестве, не в саунде здесь дело.

В том что касается стиля, техники и идей творчество проекта приближается к арт-року и к прог-року авторства таких групп как King Crimson, Jethro Tull, Iron Butterfly и даже Dream Theater, а уже спустя пару минут прослушивания альбома становится понятно, что авторы, скорее всего, не понаслышке знакомы с творчеством группы Оргия Праведников и с их альбомом “Оглашённые Изыдите”. Я никогда не питал симпатий к творчеству Сергея Калугина, считая его слишком пафосным, непомерно амбициозным и неоправданно художественно сглаживающим важные нюансы, а вот наши сегодняшние герои своей открытостью и простотой покорили меня.

Участники группы явно в курсе того, как без должного пиара жизнь оборачивается кошмаром (именно об этом поётся в одной из их песен, откуда я и позаимствовал эту формулировку), и вот как раз в плане пиара для раскрутки коллектива вполне можно было бы использовать громкий слоган “ЛТП Ойкумена – это новая Оргия Праведников, которая звучит как King Crimson”. Элементы трип-хопа (“Артефакт”), пронзительная балладность и извилистые драйвовые переплетения сочетаются с вокальными линиями в лучших традициях классических альбомов Jethro Tull и King Crimson, а тексты снова и снова напоминают: религия - это не храмы, это жизнь.

“Серые на сером” – это на 100% тот материал, о котором мне легко и приятно писать, поскольку это песни, которые легко и естественно входят в резонанс с вибрациями моей души и задевают где-то глубоко в моём подсознании тайные и важные струны. Скажу даже больше, именно для того чтобы рассказывать о такой вот и подобной ей музыке, мы когда-то создали свой новостной ресурс и до сих пор продолжаем писать у нас на ASTARTA о группах и альбомах. Рок перестаёт быть роком, если он создан из корыстных побуждений, автор, который ставит материальное и прагматичное во главу угла, перестаёт быть творцом, и ЛТП Ойкумена всё это прекрасно знают.

Когда-то я листал подшивки Паруса (молодёжный журнал конца 80-х-начала 90-х), вчитывался в письма читателей, всматривался в их лица и понимал, что всё не зря, и фраза, вынесенная Н.Н.Ге в заглавие его картины, где изображены Христос и Пилат, это не просто отвлечённая констатация “just for fun”, а живая, трепетная реальность, и теперь в точности те же самые чувства у меня вызвали EP ЛТП Ойкумена и их увлечённые рассказы о кромешной серости и о том, чем будет чревато, если раствориться в ней без остатка и забыть о своём высоком предназначении.

Но нет, чуда не произошло: альбом закончился, но мудаки остались мудаками, а соседи всё так же долбят в стенку перфоратором и не думают хотя бы на мгновение приостановиться и задуматься о высоком, прекрасном и вечном, однако в данном случае это и не важно. На каком-то глубоком молекулярном уровне процесс изменений запущен, и даже сейчас в разгар ноября вдруг незаметно и нежно повеяло весной и обещанием чудесного воскресения, светлых чудес и долгожданной встречи, а литературно-художественное разоблачение серости, которое задумали в своём анонсированном триптихе ЛТП, звучит целостно, правдиво, непричёсанно и ярко.

Сами авторы ассоциируют первую часть своего триптиха с глупостью, а, как известно, глупость это самое дорогое, что есть и вообще бывает на свете (потому что за неё приходится дороже всего платить), но глупым “Порабощение” совсем не кажется, а кажется концептуальным, интересным и немного расстроенным, рассредоточенным, может быть, рваным, ну а я с моей любовью к систематизации и обобщениям, почти сразу же мысленно поставил “Серых” на одну полку с триптихом Agenda (который у меня, кстати, действительно имеется на CD и стоит на полке) и с работами Рельос, BerkanaS и Ahilless (эти три проекта Сергея Берёза тоже как будто складываются в своеобразный триптих). Есть ли параллели между ними и творчеством ЛТП Ойкумена? Несомненно.

Я не считаю “Порабощение” шедевром или чем-то вроде того (это на случай, если вы увидели оценку 5 из 5 и начали думать в подобном ключе). Здесь нет каких-то заоблачных откровений, звёзд с неба и невиданных чудес. Музыка неплоха, тексты неплохи, голос неплох, концепция и задумка интересны, посыл заслуживает уважение, но… (тут я вижу ваше недоумение и немой вопрос: откуда тогда взялись 5 из 5 в шапке рецензии?) во всём в этом чувствуется Адекватность и Человечность. И талант. И ещё много правдивости и какой-то подлинности, аутентичности, когда человек на самом деле может быть, а не гримасничать и имитировать. А в наше время это много. “Серые на сером” это человечная музыка с человеческим лицом, записанная с ориентировкой на высокие стандарты той эпохи, когда создавались такие шедевры как “In-A-Gadda-Da-Vida”.

Авторы говорят, что работа над рецензируемым сейчас диском продолжалась в общей сложности десять лет, в связи с чем хочется выразить надежду, что вторую часть нам не придётся ждать ещё столько же. Безусловно, такой насыщенный эмоциями и смыслами релиз, да ещё с такой стильной графикой в качестве обложки очень здорово выглядел бы в CD-формате, ну а пока этого не произошло, можно питать самые смелые надежды (кажется, про надежды у меня уже где-то тут было) и выражать их любыми доступными способами, запуская этот экзистенциальный российский вариант пятидесяти оттенков серого у себя в цифровом плеере снова и снова. Как мантру. На то ведь и порабощение, как иначе.

* Рецензия подготовлена для журнала RockCor и опубликована в номере 8 за 2019 год

Показать ещё